3D Панорамы - Горный Алтай Знакомство с Горным Алтаем Зарубежный туризм В рюкзаке... Теплоход "Пионер Алтая" Весь Горный Алтай... Фотографии Алтая Экскурсии по Горному Алтаю Где остановиться ? Путеводитель по Республике Алтай Видео Горного Алтая Интересные места Горного Алтая Часто задаваемые вопросы... Карты Республики Алтай Веб камеры Сибири-ОНЛАЙН Музыка в дорогу Новости Республики Алтай Описания объектов (с картами) Горный Алтай с вертолета... Приключения на Алтае... Юг Телецкого 17-23 июля 2011 Юг Телецкого 21-26 июля 2010 Пограничная зона Уникальный Алтай Населенные пункты Горного Алтая Информация о сайте Экспедиции на Алтай Доска объявлений Контакты Поиск попутчика на Алтай Это интересно...
Регистрация     |     Войти



Километраж Чуйского тракта (Для туристов)

Федеральная автомобильная дорога М-52 «Чуйский тракт»(Подробное описание) — автомобильное шоссе федерального значения Новосибирск – Бийск Ташанта – государственная граница с Монголией. Часть азиатского маршрута AH4 (Новосибирск — Бийск — Ярантай (Монголия); Урумчи — Исламабад — Карачи). Протяжённость автомагистрали — 963 километра. Пересекает территорию трех субъектов Российской Федерации: Новосибирскую область, Алтайский край и Республику Алтай. Дорога асфальтирована до границы с Монголией, проходит через перевалы Семинский и Чике-Таман.

Крупные населённые пункты, расположенные вдоль трассы:
Новосибирская область: Новосибирск, Бердск, Искитим, Черепаново.
Алтайский край: Новоалтайск, Троицкое, Бийск.
Республика Алтай: Майма, Усть-Сема, Черга, Шебалино, Топучая, Туекта, Онгудай, Иня, Чибит, Акташ, Кош-Агач, Ташанта.

Чуйский тракт

От Новосибирска до Бийска трасса пролегает по правобережью реки Оби, пересекает Бийско-Чумышскую возвышенность. Далее тракт выходит на территорию Республики Алтай. Затем дорога пересекает Чергинский хребет, Семинский хребет и другие хребты Алтая, а также крупные степи Курайскую и Чуйскую. На климатические условия большое влияние оказывает большая протяженность тракта с севера на юг и горная система Алтая.Горная зона Семинского перевала отличается резкими колебаниями температуры и имеет более суровый климат. А участок дороги за перевалом до посёлка Акташ характеризуется значительной сухостью — осадки выпадают в основном в летние месяцы.Далее тракт проходит район высокогорного плоскогорья (Курайская и Чуйская степи) с засушливым, резко континентальным климатом.

С Чуйским трактом связано множество известных имен, это и путешественники Чихачев, Потанин, Сапожников, исследователи Рерих, Крылов, Обручев, Геблер, а так же выдающиеся деятели культуры и искусства Шукшин, Шишков.

На месте современного Чуйского тракта долгое время находился так называемый Мунгальский тракт, упоминания о котором содержатся ещё в китайских хрониках тысячелетней давности. На месте нынешней асфальтовой дороги долгое время находилась тропа, которой с древних времён пользовались торговцы и воины. Поводом для строительства Чуйского тракта послужило начало торговли на реке Чуе. К большому священному дереву, для положения дощечки ежегодно шли поломники в сопровождении монгольского войска (верховье реки Катуни в урочище Байхач (Баих-гач). По дороге к ним присоединялись местные торговцы для обмена товарами, но предприимчивые русские купцы сами стали ездить в Чуйскую степь и основали поселение Кош-Агач. Первые сведения о дороге относятся к 1788 году, когда русские торговые люди возили свои товары в Монголию и Китай по тропе, существовавшей еще со времен Тамерлана. Основателями торговли были бийский купец Хабаров и житель Змеиногорска Токарев. Позднее к ним присоединились бийские и змеиногорские купцы. Переправы через горные реки были самыми опасными участками. В конце 19 века, вьючная тропа была перестроена в колесной тракт.

Чуйский тракт

В 1860-х гг. возникла необходимость проложить дорогу на Чуйской долине. На протяжении десятилетий рассматривались проекты строительства дороги, но они так и остались нереализованными из –за отсутствия средств. И только в начале 90-х гг. была проложена дорога от Хабаровки до Кош-Агача, но все же передвижение по тракту оставляло желать лучшего, особенно в осеннее и зимнее время. Основательное строительство дороги началось в 1901 г. Сюда были привлечены крестьяне близлежащих деревень и сел, в работе участвовало от 80 до 158 рабочих. Купцами была организована подписка в пользу строительства дороги. В середине 1903 г. строительство колесной дороги было завершено на всем протяжении от Онгудая до Кош-Агача.

После строительства долгое время дорога не ремонтировалась и к середине 1920-х годов пришла в сильный упадок. Во время гражданской войны были разрушены почти все мосты через горные реки.
Восстановительные работы на Чуйском тракте были начаты лишь в 1922 г. Был построен мост через Чую около Кош-Агача, три парома через Катунь.

Чуйский тракт

В 1924-1925 гг. развернулись ремонтно-дорожные работы в горной части тракта. Они велись вручную в труднейших условиях. Все работы осуществлялись жителями ближайших сёл и заключенными, репрессированными, числившимися за 7-м отделением сибирских лагерей. Вдоль тракта на расстоянии 15-20 км друг от друга строились «командировки» – рассчитанные на 300-400 заключенных концентрационные лагеря. При обсуждении вопроса о выборе направления был выбран Катунский вариант Чуйского тракта, значительно сокращающий путь до монгольской границы, он создавал удобную связь областного центра с районами и городом Бийском. Позже было решено сделать переход с правого берега Катуни на левый в Усть-Семе, а новый тракт соединить со старым в селе Черга.

В 1930-х годах тракт выровняли и покрыли гравием, паромы были заменены мостами, устранены опасные участки.

В 1935 году Чуйский тракт(История возникновения и строительства Чуйского тракта часть1, часть2) был сдан в эксплуатацию.

Капитальный ремонт дороги был проведен в 1956-1957 гг. (Усть-СемаШебалино). Построены железобетонные мосты через Катунь, Бию и Ишу. В 1970 г, на 356-м км у села Иня был построен железобетонный мост через реку Катунь вместо старого подвесного. В 1984 г. была пущена в эксплуатацию новая дорога через перевал Чике-Таман.

В 90-х годы была построена обводная дорога и новый мостопереход, выводящий автомобили на Чуйский тракт(Дорога по Чуйскому тракту), минуя город Бийск.

Сейчас Чуйский тракт важная транспортная артерия Горного Алтая, связывающая регион с железнодорожными и водными путями Сибири, а также федеральной трассой Москва – Владивосток.
Археологические и исторические памятники оставленные временем вдоль Чуйского тракта свидетельствуют о большом его историческом, культурном и экономическом значении для европейских и азиатских народов.
Василий Макарович Шукшин , уроженец села Сростки, снял фильм «Живет такой парень», действие которого разворачивается на Чуйском тракте.

На Чуйском тракте расположена «курортная зона» Республики Алтай. Именно здесь располагаются туристские рекреационные зоны для отдыха «Бирюзовая Катунь» и «Алтайская долина». Трасса чрезвычайно популярна среди авто – и мототуристов, велосипедистов и автостопщиков. Чуйский тракт — одна из немногих дорог мира, которым посвящён музей. Музей Чуйского тракта находится в городе Бийск. В музее собраны документы и фотографии времён строительства Чуйского тракта, есть уникальный объёмный макет дороги, картины и диорамы.

Чуйский тракт

Начинается федеральная автомобильная дорога М52 «Чуйский тракт» с г.Новосибирска.

0 км — г.Новосибирск Новосибирская область
37 км —г. Бердск Новосибирская область
52 км — г.Искитим Новосибирская область
99 км — с.Черепаново Новосибирская область
151 км —с. Тальменка Алтайский край
217 км —г. Новоалтайск (подъездная дорога к Барнаулу — 17 км) Алтайский край
290 км — с.Троицкое Алтайский край.

Исторически Чуйским трактом считается дорога от Бийска до границы с Монголией протяженностью более 600 км.

354 км Город Бийск .Через 2 км у дороги стоит на постаменте грузовик (Захарка), установленный в год 80-летия Чуйского тракта.

357 км - на выезде из Бийска кафе, АЗС, авто мастерская.

367 км - Пост ДПС "Верх-Катунское", Село Верх-Катунское, кафе,АЗС

368 км - Указатель "Пункт первой медицинской помощи"

371 км - Поселок Чуйский, кафе

373 км - АЗС

374 км - Пляж "Летний рай", кафе

377 км - Село Полеводка

384 км - Село Сростки, ВММЗ В.М. Шукшина, памятник В.М. Шукшину на г. Пикет, археологические памятники, АЗС, базар, кафе.

394 км - Село Образцовка, АЗС

395 км - Указатель "Красногорский район"

398 км - с. Березовка, АЗС

404 км - с. Быстрянка, указатель "Красногорское 28, Ташанта 536", АЗС, кафе

412 км - с. Суртайка,указатель "Пункт первой медицинской помощи", АЗС

416 км - р. Иша, оздоровительный центр "Катунские зори", центр здоровья "Прасковья", археологические памятники

419 км - Указатель "У-Иша 5, Новозыково 24"

425 км - с. Долина Свободы, указатель "Пункт первой медицинской помощи"

428 км - Граница Алтайского края и Республики Алтай

431 км – поворот на мост через р.Катунь, дорога до с.Советское (57км). Указатель "Платово 5, Шульгин Лог 15, Сетовка 40, Советское 57", мост через Катунь, памятник природы "Земная рябь" у с. Платово, памятник природы "Оз. Лебединое" у с. Урожайного, памятник природы "Гора Бабырган".

433 км - Торговые лавки "Сувениры Горного Алтая", АЗС, шиномонтажная мастерская, кафе-бистро

434 км - Пост ДПС, АЗС

435-444 км —районный центр с. Майма. Это самое крупное село в Республике Алтай (и во всей РФ). При въезде в село ответвляется дорога на Горно-Алтайск – столицу Республики Алтай. В селе расположен музей «Камни Алтая».

445 км - Аэропорт г. Горно-Алтайск

450 км - с. Дубровка

452 км - с. Рыбалка, питомник красивых растений, кемпинг, налево кафе "Меркит"

453 км – Айский порог, последний из порогов р.Катунь.

455 км – Айский подвесной мост (Старый) (Новый) через р. Катунь перед с.Соузга (457 км), связывает Республику Алтай и Алтайский край, по мосту осуществляется проезд к озеру Ая (5 км), селам Ая, Катунь, Алтайское. В с.Соузга начинается курортная зона Чуйского тракта, которая тянется до с. Чемал. На участке дороги , протяженностью 100 км, сконцентрировано большинство турбаз.Указатель "Ташанта 586 км, пограничный пункт, таможня"

457 км - с. Соузга, археологический памятник "Городище Соузга"

457 км - Айский мост через Катунь (Новый) - переезд на Айский тракт

461 км - с. Черемшанка, археологический памятник"Черемшанка"

463 км - АЗС

464 км - Источник "Черемшанский"

467 км – Мемориальный знак Вячеславу Шишкову, инженеру и проектировщику Чуйского тракта, писателю, прославившему Горный Алтай в своих книгах. Рядом установлен обелиск мэру Барнаула Владимиру Баварину, погибшему в автокатастрофе на Чуйском тракте в 2003 году.

470 км – село Манжерок, оно прославлено в песне из кинофильма В.М.Шукшина « Живет такой парень». На р. Катунь со стороны въезда в село располагается Манжерокский порог – обязятельный пункт программы коммерческих сплавов.Манжерокский источник, салон мастеров Алтая, базар, кафе.

472 км – поворот на с. Озерное и озеро Манжерок. Одно из мест пляжного отдыха в Республике Алтай.

478 км – мост через р.Катунь, проезд в туркомплекс «Бирюзовая Катунь» и к "Тавдинским пещерам". У моста на правой стороне реки из земли вытекает родниковый источник Аржан-Суу. Около источника организован сувенирный базар, работает кафе.

481 км - пос. Известковый

485 км - с. Усть-Муны, АЗС, археологический памятник, памятник A.M. Кошурникову

492 км - с. Барангол, подвесной мост через Катунь, дорога на Камышлинский водопад (Карта), сувенирные лавки

494 км - Граница Майминского и Чемальского районов

495 км - Развилка Чемальского и Чуйского тракта (вправо). До 2011 г. тракт проходил через- с. Усть-Сема (496 км.), ныне построен новый мост через Катунь, старый мост функционирует но имеет ограничение 20 т. На границе села имеется заправка Роснефть.

496 км - с. Усть-Сема

497 км - Примыкание старой дороги через с. Усть-Сема

498 км – с. Усть-Сема ,дорога разветвляется: прямо ведет тупиковый Чемальский тракт протяженностью 90 км через село Чемал и далее до села Куюс, а Чуйский тракт по мосту через р.Сема переходит на левый берег р.Катунь. С середины моста виден Семинский порог.

502 км - с. Камлак, Горно-Алтайский ботанический сад, памятник природы "Шиш-кулар -Катаил - Чистый луг"

509 км - Алтайское экспериментальное хозяйство СО РАН "Чергинский зубрятник"

515 кмс.Черга, развилка Чуйского тракта и Старого Чуйского тракта, по которому через Камаринский перевал можно проехать в села Алтайское (56км) и Усть-Кан (132км). Для едущих в район Усть-Кокса к горе Белуха и выбравших движение по Старому Чуйскому тракту экономия километража составляет порядка 150км. Есть АЗС, памятник природы "Источник Курловские дачи"

524 км - с. Барлак

527 км - Священная гора "Шаманский камень"

528 км - Родник "Кара-Суу", стоянка, кафе

529 км - Кафе "Ирбис"

535 км - с. Мыюта

547 кмс. Шебалино , кафе, СТО, АЗС, краеведческий музей Шебалинского района

561 км - с. Кумалыр, археологические памятники

572 км — село Топучая

576 км – Начало подъема на Семинский перевал.Указатель "подъем 9 км, спуск 11 км". «Тягун» средней степени сложности. На склонах гор наблюдается высотная смена таежной растительности: от пихты к лиственнице и кедру.

583 ка – вершина Семинского перевала. Здесь в 1956 году установлен памятный обелиск, посвященный 250-летию вхождения Алтая в состав России. Рядом организован сувенирный рынок. На противоположной стороне тракта расположена база олимпийского резерва России «Семинский перевал», где в условиях высокогорья тренируются лыжники и велосипедисты. Зимой работает гостиница, горнолыжные трассы с прокатом снаряжения , стрельбище биатлонистов, смотровая площадка. 11-километровый спуск с перевала выводит в долину р.Урсул, левого протока р. Катунь.

593 км - пос. Зайсанская Елань (нежил.)

611 км – У бывшего поста ГАИ дорога уходит на села Усть-Кан (95км) и Усть-Кокса (216км).Дорога Туекта - Усть-Кан - Усть-Кокса - Тюнгур , заканчивается в с.Тюнгур, откуда стартуют маршруты по Катунскому хребту и к г. Белуха.

614 км - с. Туекта, комплекс археологических памятников

618 км - Природный парк "Уч-Энмек"

620 км - с. Каракол, археологический памятник "Каракол", краеведческий музей, АЗС - указатель "Кулада, Бичикту -Боом"

621 км - с. Курота, АЗС

624 км - Указатель "с.Онгудай 10 км, с.Акташ 164 км, с.Ташанта 316 км"

628 км - с. Шашикман, курганный могильник Балык-Соок. Заправка Роснефть.

633 км – Районный центр село Онгудай располагается на середине пути между г.Бийск и с.Ташанта и располагает необходимой для путешественника инфраструктурой, магазин народных промыслов "Торко Чачак", археологические памятники, АЗС, гостиница, СТО, кафе. Долина р.Урсул – географический и исторический центр Алтая.Также имеется газовая заправка.

643 км - с. Улита, АЗС, кафе

648 км - Старая ГЭС на р. Урсул, мост через р. Урсул, к/х "Янтарное"

652 кмс. Хабаровка, за которым Чуйский тракт набирает высоту к перевалу Чике-Таман.

655 км - Указатель "Перевал Чике-Таман" - подъем 4 км, спуск 4 км"

655 км – Начало подъема на перевал Чике-Таман. Высота перевала через восточный отрог Теректинского хребта составляет 1460 м, длина подъема – 7 км, спуска- 4 км. Сложный технически, из-за резкого наклона дорожного полотна и не просматриваемых поворотов. На вершине перевала располагается смотровая площадка с палаточным базаром. Отсюда просматривается фрагмент старого дорожного полотна через перевал, не используемого с 1984 года. Спуск выводит в долину р.Большой Ильгумень (алт.Улегем)

667 км - Прирусловый родник "Кара Суу"

668 км – Удобные поляны для палаток и ночевки на берегу р.Большой Ильгумень.

672 км - с. Купчегень, археологические памятники

680 кмЧуйский тракт выходит к р.Катунь, прорезающий глубокий 30- метровый желоб. Отходящая влево грунтовая дорога ведет к слиянию рек Большой Ильгумень и Катунь, к Ильгуменскому порогу. Отсюда до с.Иня тянутся «лунные» горы с чередой бомов – скальных прижимов.

681 км - Археологический памятник "Кур-Кечу"

684 км - Бом Кур-Кечу

687 кмКатунские речные террасы, сложенные мелкой серой галькой. Возвышаются более чем на 200м над уровнем воды. Вопрос о происхождении и возрасте Катунских террас неоднократно поднимался в науке и до сих пор не нашел однозначного ответа.

692 км – Скала Яломан-бом у впадения р.Большой Яломан в р.Катунь. За мостом слева от дороги оборудованы платная площадка для ночлега и костровище. В устье р.Яломан намыт песчаный пляж, традиционно используемый для стоянки и отдыха водных туристов. Над площадкой возвышается гора серого щебня, являющаяся знаменитым Яломанским городищем 18 в н.э. В тюргскую эпоху это был укрепленный город, преграждавший путь движущимся с юга на север ордам. Сохранились каменные круги, хорошо различимые с вершины, заросшего можжевельником Яломан-бома. Грунтовая дорога, сворачивающая направо перед железобетонным мостом через р.Яломан, через 1 км выводит пешего к древним курганам скифско-сибирского времени.

695 км - С. Малый Яломан

702 км - АЗС

703 кмСело Иня с двумя мостами через р.Катунь. С высокого железобетонного моста (1970г.постройки) просматривается старый подвесной "Ининский мост" (Цаплинский мост) (1935 г.постройки). Этот исторический мост сегодня для движения автотранстпорта не используется. В 3х км севернее села на правом берегу реки расположена г.Хрустальная, на склонах которой можно подобрать настоящего горного хрусталя.

706 км - Оленные камни (Ининские стелы) Находятся справа от трассы.

708 км – Ответвление грунтовой дороги (Тропы) на с.Инегень (12 км). Через подвесной мост и тоннель в Комдош-боме, дорога выводит на плоский высокий берег р.Катунь. Проезд до с.Тюнгур по левому берегу р.Катунь невозможен: грунтовку сменяет конная тропа. Попытка построить дорогу в послевоенное время с использованием труда японских военнопленных не увенчалась успехом. В 2006 г. Маршрут был пройден сборной командой любителей бездорожья, для чего участникам пришлось наводить собственные переправы и мосты, пилить деревья и расчищать дорогу.

Продолжение Километраж Чуйского тракта (Для туристов) смотрите на следующей странице.

Красная книга Алтайского края

Категория: load, Автостопом по Алтаю... |
13-06-2012, 13:07
Просмотров: 50531

Комментарии:

Оставить комментарий


Расстояния дорог Алтая
От:
До:
Через:
  • Акай Кине сообщил о переносе даты ритуала, посвященного "принцессе"
  • Бердников и Тулеев подписали важные соглашения об экономическом сотрудничестве
  • В Горно-Алтайске проходит III-й съезд медиков-травматологов
  • Автолюбители-экстремалы покорили нехоженые прителецкие горы
  • Американский климатолог призвал алтайцев готовиться к экстренным погодным изменениям
  • Глава Минтранса РФ высоко оценил работу правительства Горного Алтая по устранению последствий паводков
  • На совете старейшин не обсуждался вопрос о перезахоронении "алтайской принцессы"
  • На Алтае начнут развивать новое направление экотуризма
  • Кремль призвал алтайских политиков к взаимопониманию
  • Врио Республики Алтай Александр Бердников осмотрел важнейшие строящиеся объекты региона
  • Карта сайта ® 2011-2014
    При использовании материалов необходимо наличие прямой индексируемой ссылки на первоисточник