Не знаю, многие ли слышали о существовании тропы "Тюнгур - Инегень".
Мне о ней стало известно, конечно же, из инета. На каком-то сайте
привлек внимание заголовок "Сибирский марафон 2006. Алтай. Тюнгурский
прорыв. Легендарное первопрохождение". Не могу сказать, что особо
тронули перипетии этой экспедиции (когда не видел этой тропы в
реальности, относишься к этому рассказу как-то спокойно). Просто
показалось интересным, что существует кратчайшая "дорога" между Чуйским
трактом и горой Белухой. Только сравните протяженность этой тропы - 60
км, тогда как существующая объездная дорога занимает 500 км. Коснемся
немного истории возникновения этой тропы. Вот какую информацию удалось
раздобыть опять же в Интернете.
"Тюнгурская тропа" возникла как путь перегона скота из Монголии в
Россию в 1920-х годах. После окончания Второй Мировой войны здесь
началось строительство дороги Тюнгур - Инегень. Основной рабочей силой
были по одной информации немецкие военнопленные, по другой, более
вероятной, наши заключенные, которые в 60-градусном склоне прорубали так
называемую "копаную дорогу". Однако задача соединить Чуйский тракт и
Усть-Коксинский район Республики Алтай автомобильным сообщением не была
выполнена. Госкомиссия дорогу не приняла, посчитав ее слишком опасной
для движения, а инженеры и проектировщики были отправлены под суд,
некоторые даже расстреляны. В советское время дорогу даже внесли в
некоторые автомобильные атласы, но так и не достроили.
Возвращаясь как-то из Актру, мы подумали, а почему бы не завернуть и не увидеть своими глазами, что это за тропа такая.
Если ехать в сторону Кош-Агача, примерно через 3 км после поселка Иня есть мост через Катунь, замечательный такой мостик.
За мостом вырубленная в скале дорога до Инегеня.
С одной стороны Катунь-матушка бежит, с другой стена каменная. В машине
едешь, страшно, край в пропасть совсем близко. А вышла из машины не
все так плохо. Машина букашкой кажется.
С дороги прекрасный вид на Катунь открывается. Внизу у Катуни турбаза расположилась, хорошо видны разноцветные крыши аильчиков.
Мы точно не знали, как выехать к нужной нам тропе, поэтому пытались
ехать в соответствии с обозначениями дороги в атласе. Сначала попали к
парому.
Поняли, что это все же не наше направление и на противоположную сторону
Катуни нам не нужно, вернулись обратно, пересекли село Инегень и выехали
на какую-то проселочную дорогу. Но т.к. проселочных дорог в Горном
видимо-невидимо, то мы еще немного попетляли, пока не нашли то, что нам
нужно. Самый верный путь — держаться ближе к реке.
Сразу стало понятно, что на нашей машине сюда даже соваться не стоит.
По ширине дорога в начале нормальная, а вот по высоте не пройдет без
повреждений. Геройствовать не стали, нашли удобное местечко для ночевки,
а тропу подробнее изучить решили с утреца пораньше.
Вокруг ни души, тишина. Катунь в лучах заходящего солнца удивительная, загадочная.
И чего еще для счастья надо.
Вечер провели у костра за разговорами и поеданием наивкуснейшего борща, который можно приготовить исключительно на костре.
А утром отправились в путь пешком.
Дa уж, не легко пришлось строителям этой дороги. Ее не просто вырубили в скалах над Катунью, ее вымостили.
Место очень интересное, история повсюду. Например вот этот непонятный для меня агрегат.
Тропу давненько облюбовали вело и мото туристы, о чем свидетельствует
встретившееся нам наскальное панно, к сожалению, фото не сделала.
Перед слиянием Аргута и Катуни часть тропы обвалилась, но то ли
джипперы, то ли водители двухколесных агрегатов возвели здесь мостик,
благодаря которому мы смогли двигаться дальше.
Долго ли, коротко ли мы шли и вот вышли на зеленую террасу, ровную
хоть в гольф играй, хоть в футбол гоняй. Катунь осталась в стороне
внизу.
Пересекли это поле, а дальше дорога стала забираться в гору. Спуск привел к небольшой речушке Казнахта.
Журчит речушка Казнахта, торопится; сверкают ее прозрачные воды на солнышке, переливаются. Красотищааа!!!
Казнахту перешли по бревнышкам. После Казнахты пейзаж меняется, попадаем в смешанный лес с преобладанием берез.
По дороге вновь напоминание о прошлом.
Пройдя еще немного, решили поворачивать назад, чтобы вернуться к машине засветло.
Жаль, конечно, очень мне было интересно увидеть слияние Аккема и
Катуни, увидеть то место, где раньше находился поселок Аккем, в начале
20 века насчитывавший 15 дворов и имевший небольшую церковь. С трудом
представляется, что когда-то здесь на горных террасах сеяли пшеницу и
овес.
Из путеводителя Александра Лебедева почерпнула, что поселок этот с
богатой историей. Именно здесь в 1921 г. базировался отряд Александра
Павловича Кайгородова — руководителя алтайских повстанцев в годы
Гражданской войны. Кроме того, здесь жил знаменитый алтайский сказитель
Салдабай Савдин, от которого этнографы записали текст героического
сказания "Кан-Алтын".
Но вернусь к моему рассказу. Обратно решили возвращаться немного другим маршрутом — берегом Катуни.
До Казнахты шли по прибрежным валунам, вернее перепрыгивали с одного на другой. Казнахту форсировали тем же манером.
Причем я чуть не шлепнулась своей пятой точкой в воду, сползая с большого валуна.
Увидели, как прозрачные воды Казнахты смешиваются с бирюзой Катуни.
Скоро прыгать надоело, пора выбираться на нормальную дорогу.
Вскарабкались на довольно крутой склон и оказались на уже знакомой высокой поляне.
Красивые все же здесь места.
Прогулка по тропе Инегень-Тюнгур вдоль бирюзовой Катуни (вот уж где
Катунь бирюзовая) получилась весьма занимательной, тут тебе и история и
красоты Горного Алтая. От сегодняшних упражнений ноги гудели. Но после
водных процедур в Катуни усталость как рукой сняло.
Все члены нашей команды засуетились над приготовлением ужина.
И снова душевный вечер у костра под звездным алтайским небом и музыку
стремительных вод Катуни.