Чуйский тракт – это федеральная автомобильная дорога М-52, проходящая от
Новосибирска до государственной границы с Монголией. Тракт является,
так же, частью азиатского маршрута АН4.
Пересекая Российскую Федерацию, Новосибирскую область, Алтайский край и Республику Алтай, имеет протяженность 953 км.
От города Бийска первые 150 км дорога проходит по правому берегу реки
Катуни, переправившись на другой берег, идет по долине реки Семы,
перебирается через Семинский перевал и оказывается в долине реки Урсул и
реки Малый Ильгумень. Дальше выходит к реке Катунь после перевала
Чике-Таман и долины реки Большой Ильгумень, затем возвращается к правому
берегу Катуни, петляет до соединения реки с рекой Чуи, и дальнейший ее
маршрут проложен по ее берегу.
Рельеф, по которому петляет эта дорога очень разнообразен. Есть
равнинные, предгорные и горные районы. Пролегает по Бийско-Чумышской
возвышенности – от Новосибирска до Бийска, дальше граничит со склонами
гор Алтая, пересекает несколько алтайских хребтов, таких, например, как
Чергинский и Семинский, достигающих высоты 2км, идет по обширным
межгорным котловинам Курайской и Чуйской.
Старая дорога, лежащая по пути современного тракта, имеет многовековую историю.
О Мунгальском тракте, по которому проходили торговцы и воины тысячелетие
назад, есть упоминания в китайских хрониках. По этой узкой дороге
пробирались паломники-тюрбенцы к священному дереву, их сопровождали
местные жители, чтобы обменять или купить товар. Тогда русские купцы,
чтобы организовать торговлю, минуя посредников, стали навещать Чуйскую
степь сами и основали поселение Кош-Агач. А с 50-х годов XIX века в
населенных пунктах, стоящих на дороге, действуют ярмарки и развиваются
торговые связи с Монголией.
Старая дорога больше напоминала тропу для проезда на лошадях, местами
имеющую очень узкие и опасные участки. Строить новый путь начали в 1901
году силами Сибирской железной дороги и на пожертвования купечества под
руководством инженера И.И.Биля. Он представлял собой дорогу для
небольших телег, для переправы через реки были оборудованы паромы.
Но для автомобильного движения тракт пришлось достраивать и расширять,
заменяли, так же, паромы на железобетонные мосты. В тяжелых природных и
климатических условиях проходило прокладывание этого пути. Тракт был
возведен, в основном, вручную, за счет героического труда строителей. В
1925 годы по дороге отправились первые автомобили, а в 1935 году Чуйский
тракт открыли на всех участках.
Проезжая по тракту, путешественники не успевают следить за сменой
разнообразных ландшафтов и природных зон, меняются сказочно красивые
панорамы и фантастические пейзажи, рядом с дорогой – археологические
памятники. Вдоль Чуйского тракта много сел и городов, чаще всего имеющих
свою богатую историю. Такие, например, как Берск, Новоалтайск, Бийск,
Майма, Онгудай и многие другие
В городе Бийске находится музей, в котором собраны документы и экспонаты, рассказывающие о богатой истории Чуйского тракта.
Старый чуйский и "Дорога смерти"
Чуйский тракт в том виде, в котором он существует сегодня, был, конечно, не всегда. Современная дорога, выстроенная заключёнными в 30-50е годы, сильно отличается от того, что здесь было раньше. Кое-где её даже прокладывали по совершенно новым местам. И на некоторых участках можно даже по старому Чуйскому пройтись. Когда по нему решили пройтись мы - начался дождь. Я чуть камеру не промочил :)
1. Перед вами - не чудо природы. Эти камешки когда-то выложили люди - в качестве ограждения тракта. По сю пору "стенка" довольно крепкая - по ней даже можно погулять. Если не скользко и нет мозгов :) Да-да, вот так и складывали. Камешек за камешком.
2. Вид со старого Чуйского на новый Чуйский и Чую
3.
4.
5.
6. Ну а вот и начало "дороги смерти" - автобана Иня-Тюнгур :) если приглядеться, можно увидеть мостик и даже дорогу :)
7. Дорога весьма узкая. С одной стороны - стена, с другой - обрыв. Как разъезжаться со встречными машиными, если вдруг? Никак. Но это ещё не самое страшное...
8. По этому подвесному мостику может ехать только одна машина. Если больше - упадёте.
9. Вот эта "сгрызенная гора" справа и есть дорога.
10.
11. А вот так это выглядит поближе. Тут даже и стены-то нет - скалы прямо над тобой нависают.
12. Если приглядеться, то можно увидеть машину на дороге :)
13.
14.
15. Вот в эту долину мы и въезжали по этому "автобану" :)... и это было последним нашим приключением в поездку в Горный Алтай летом 2010 года :)
|