Исполняется 90 лет со дня присвоения Чуйскому тракту,
который соединяет Бийск (Алтайский край) и Ташанту (Горно-Алтайская
республика). История этого тракта уходит в глубь веков. В 1756 году
южные племена алтайцев вошли добровольно в состав Российской империи.
Русские купцы достигли реки Чуи в 1788 году. Торговля постепенно начала
приобретать постоянный характери возникла необходимость построить
торговые базы и проложить дорогу. На реке Чуе построили первые избушки
(в месте, которое алтайские племена теленгитов называли Кожо-Агач) в
Кош-Агаче. Первыми купцами, начавшими торговлю в Горном Алтае были
Хабаров (Бийск) и Токарев (Змеиногорск). Чуйский торговый путь
представлял собой горную тропу, по которой передвигались только верхом.
Особенно опасным был участок от Онгудая до Кош-Агача. Товары
перевозились вьючным способом. Вопрос о строительстве дороги возник в
1860-х годах. Почти 30 лет рассматривались нескорлько проектов. Но все
проекты остались на бумаге из-за отсутствия средств. Только в 90-х годах
XIX века был построен отрезок дороги от Хабаровки до Кош-Агача. Но
передвижение по тракту было затруднительно, особенено зимой и осенью.
Строительство на Чуйском тракте началось только в 1901 году. Для
строительства были привлечены крестьяне близлежащих деревень. В сезон на
работах было занято от 80 до 153 рабочих. Бийские купцы, которые были
заинтересованы в строительстве дороги, организовали подписку среди
купцов торгующих с Монголией. В короткий срок удалось собрать 10 000
рублей. В 1903 году построили колёсную дорогу от Онгудая до Кош-Агача.
Всего на строительство было затрачено 80 000 рублей (160 рублей за
версту). Но дорога не отвечала в полной мере потребностям.
Тем более, что её не ремонтировали и к 1914 году она была в очень плохом
состоянии. Летом 1914 года была направлена экспедиция под руководством
инженера В.Я. Шишкова (будущий писатель). Экспедиция проделала работу по
трассировке тракта и составлению карт. Но дальнейшую работу прервала
Первая мировая война. Восстановительные работы начались
только в 1922 году. Был построен мост через Чую, а через год – через
Катунь. В 1924-1925 годах были развёрнуты работы по ремонту дороги в
горной части. Работы велись вручную. Из трёх вариантов трассы был
выбрван Катунский, он был значительно короче до границы с Монголией. В
30-е годы строить дорогу продолжали заключённые. Они состояли в
основном из раскулаченных крестьян. В разные периоды от 10 до 12 тысяч
заключённых пробивали дорогу и вели лесоповал вдоль дороги. Летом
1934 года состоялся перваый автопробег Бийск – Кош-Агач. Пробег длился 5
дней. 28 грузовых и 2 легковых автомобиля прошли 1 100 км. трудной
горной дороги. Для развития дороги в 1935 году был построены мосты через
Бию и Ишу. Чуйский тракт на всём протяжении Бийск – Майма – Усть-Сёма –
Черга Онгудай – Иня – Кош-Агач – Ташанта был сдан в эксплуатацию 1
января 1935 года. Чуйский тракт стал известен на всю страну после выхода
художественного фильма "Живёт такой парень”. Протяжённость 616,7 км. Сейчас
это федеральная автомобильная дорога Р-256 «Чуйский тракт» —
автомобильная дорога федерального значения Новосибирск − Барнаул —
Горно-Алтайск − государственная граница с Монголией. Является частью
азиатского маршрута AH4 (Новосибирск — Бийск — Ярантай (Монголия);
Урумчи — Исламабад — Карачи). 25 мая в Бийском
краеведческом музее открылась межрегиональная художественная выставка
"Есть над Чуей-рекой дорога”, посвящённая юбилею Чуйского тракта.
Чуйский тракт в 20-х годах прошлого века
Начало дороги около Бийска
Это уже современная трасса
Серая лента дороги тянется до границы с Монголией
И даже сейчас в горной части эта дорога опасна...
|