Село Усть-Муны - населённый пункт Майминсокго района, находящийся на 485 км Чуйского тракта.
В переводе с алтайского "ийин" - плечо, с хакасского "нин" - рукав,
речка. Село основано в 1876 г. Современное население составляет более
600 человек. Село расположено на берегу Катуни и тянется по тракту
примерно один километр до р. Муны. Из села, вверх по р. Муны, идет
дорога до с. Карым (5 км).
При
въезде в село, с левой стороны тракта, можно увидеть небольшой
памятник с мемориальной доской, напоминающей о том, что в этом селе
провел свои детские годы А.М. Кошурников. Под руководством A.M.
Кошурникова в трудный для страны 1942 г. была организована экспедиция
в глухую саянскую тайгу, в долину р. Казыр, для проведения
разведочных работ по выбору трассы железной дороги Абакан-Тайшет.
Когда экспедиция была в 50 км от населенного пункта, плот, на котором
плыли исследователи, ушел под образовавшийся ранний лед. Участники
экспедиции погибли. За проявленные героизм и мужество при выполнении
задания A.M. Кошурников посмертно был награжден орденом Ленина. Найденные
рыбаками документы и дневники экспедиции легли в основу проекта
железнодорожной магистрали, а героизм изыскателей послужил канвой
известной повести В. Чивилихина "Серебряные рельсы". У с. Усть-Муны расположен археологический комплекс эпохи
палеометалла. . Древнее поселение Муны-1 расположено на р. Муны -
правом притоке Катуни - в предустьевой долине, именуемой урочищем
Болотов Лог. Еще одним интересным археологическим объектом является пещера Васькин Лог, расположенная к северу от с. Усть-Муны на правом берегу р.Катунь, в известковом горном склоне. От стоянки организована лодочная переправа к Талдинским пещерам. В окрестностях с. Усть-Муны на Катуни находится Мунинский порог, который характерен большим валом - до 2,5 м в большую воду. За с. Усть-Муны встречается один из первых бомов. Ранее он считался опасным из-за узкой дороги и крутых поворотов, в настоящее время дорога в этом месте расширена. Судя по письменным источникам конца XVIII-начала XX
вв., прижимы были трудно проходимы как в летнее, так и в зимнее
время. Водная поверхность на изгибах реки практически никогда не
покрывалась льдом, что также затрудняло перемещение с берега на берег.
По обеим сторонам бома стояли заборы из жердей. Подъехав к ним,
всадник оставлял лошадь или повозку и шел открывать сначала дальний
проезд, а потом - ближний. Если подъезжал встречный путник, то
обязательно останавливался и пережидал, заметив убранные жерди. По
рассказам старожилов, узкие места на мунинском и барангольском бомах, с
нависающими огромными скалами, еще в 50-е годы являлись препятствием
для встречного транспорта. На этих участках до сих пор
автопутешественники должны быть предельно осторожны. Далее дорога за селом идет, практически не теряя высоты: слева - заросший лесом склон, справа - долина Катуни. Сразу за селом есть замечательный кемпинг: Караван-Парк (Кызыл-Таш)
И еще добавлю, в кемпинге Не мусорить! И беседки не ломать!Лавочки не жечь!
|