Самым уникальным сооружением Чуйского тракта является Ининский (Цаплинский) мост (с. Иня). Мост спроектирован инженером Сергеем Афанасьевичем Цаплиным, который был выпускником Ленинградского института инженеров путей сообщения. Еще в студенчестве он увлекался разработкой теории висячих мостов. Дипломный проект молодого инженера был внимательно изучен и с некоторыми поправками одобрен научным руководителем профессором Евграфовым.
Следует отметить, что Цаплин не только автор этого проекта. Он же руководил людьми, претворявшими его проект в жизнь, был главным инженером и начальником строительства. Для подготовки к строительству моста на р. Ине построили гидростанцию, завезли строительные материалы.
Особенно много труда вложили жители окрестных сел Малой Ини, Инюшки, Иодро в строительство висячего моста через р. Катунь. Все они участвовали в заготовке и сплаве леса для строительства. Лютой зимой 1935 г. началось строительство моста через стремительную Катунь. Одной из главных трудностей при постройке моста была удаленность от железной дороги. Это осложняло переброску материалов и техники.
Принимается решение максимально увеличить применение местных строительных материалов, благо, ценнейшей древесины - лиственницы - на Алтае много. Отбиралась лучшая, первосортная лиственница. Даже канаты скручивали тут же, на льду застывшей Катуни, при помощи автомобиля. Мост практически построили за одну зиму.
Общая длина моста по настилу 142 м, средний речной пролет равен 100 м. Пилоны моста высотой 21 м представляют собой качающиеся железобетонные рамы. Цепи моста перекинуты через вершины пилонов и закреплены в анкерных плитах. Весь мост производит впечатление изящного и легкого.
"Легкое очертание всего моста необычайно гармонирует с волнистыми линиями гор, на фоне которых он расположен", - писал С.А. Цаплин.
В апреле 1936 г. начались испытания моста. Шесть автомобилей "ЗИС" с полным грузом от 6 до 8 тонн, взревев моторами, прошли по новенькому мосту перед восторженными глазами зрителей. С замиранием сердца следил за испытанием молодой инженер С.А. Цаплин.
Цаплинский мост, как его еще называют "Ининский". Подвесной лиственничный мост через реку Катунь в селе Иня
является памятником архитектуры Российской Федерации. Мост был
спроектирован в начале тридцатых годов прошлого столетия выпускником
московского автодорожного института Сергеем Афанасьевичем Цаплиным,
который впоследствии руководил и процессом его строительства.
Строительство моста началось в конце 1934 года. Его строили около трех
тысяч заключенных Сибирского лагеря НКВД, которых после удачного
завершения строительства обещали амнистировать (отсюда появилось еще
одно название «Дембельский»). Всё строительство велось вручную. В
апреле 1936 года были проведены испытания моста, а 1 мая объект был сдан
в эксплуатацию.
Ининский мост уникален тем, что он является первым двухцепным мостом в
мире. Лишь спустя годы такие мосты были построены в США. В сентябре 1970
года после завершения строительства нового железобетонного моста,
подвесной мост был выведен из дальнейшей эксплуатации.
|