Тюркоязычные племена Алтая в XVII и первой половине
XVIII в. находились в политической зависимости от западных монголов, или
ойра-тов, которые со второй половины XVII в. чаще известны под именем
джунгары. Ойраты были объединены в обширное феодальное государство,
называемое обычно в русских источниках Джунгарией. Значительная часть
алтайцев-кочевников, известная тогда под названиями «телен-гуты»,
«телеуты» или «белые калмыки», составляла в Джунгарии оток
(подразделение) в 4000 кибиток и находилась в вассальных отношениях к
джунгарскому хану. Они имели свою территорию для кочевания и управлялись
своим князцом, носившим титул тайши и подчиненным джунгарскому хану.
Первым из телеутских князцов, вступившим в официальные сношения с
русскими, был тайши Абак, который в самом начале XVII в. (1604) кочевал
со своими телеутами в пяти днях езды от Томска на западном берегу Оби.
Память об ойратском периоде до сего времени сохранилась у алтайцев в
многочисленных преданиях и легендах об «ойротском времени» (ойрот-хан
тужында). В них, наряду с отдельными историческими лицами,
преимущественно различными ойратскими ханами, выступает мифический
«ойрот-хан», который, очевидно, является собирательным именем для всей
династии ойратских ханов.
По свидетельству Рашид-ад-дина, монгольские племена в XII в.
разделялись на лесных, обитавших в лесисто-горной местности и
занимавшихся звероловством, и на степных, кочевавших по горным долинам и
степям, занимавшихся скотоводством. Лесные монгольские племена жили
тогда у оз. Байкал, в верховьях Енисея и по Иртышу.
Ойраты принадлежали к лесным монгольским племенам и говорили на
монгольском языке. Во время образования империи Чингис-хана ойраты,
видимо, были самостоятельны. Они делились на четыре тумэна. Тумэны (от
монгольского томен—десять тысяч) составлялись обычно из больших
племенных групп, представлявших собой корпус в десять тысяч (тьма), и
назывались по имени данной племенной группы. Ойраты управлялись своим
государем по имени Хутуга-бики, который покорился Чингису и получил от
него в ленное владение свои племена.Войско ойратское было утверждено за
ойратским государем, который назначал тысячников по своему усмотрению,
но находился от Чингиса в вассальной зависимости. Монголы называли
ойратов олбтами, китайцы — вало, а тюрки — калмыками.
До сего времени принято было думать, что ойраты представляли собой союз из четырех племен. В числе четырех ойратских племен обычно называли Дербет, Торгут, Олют
и Хошут. Это объединение западных монгольских племен вошло в литературу
под названием «Ойрат-ского союза». Однако против такого мнения выступил
известный монголист акад. Б. Я. Владимирцов. В работе «Общественный
строй монголов», опубликованной после его смерти, он пишет: «Из того
факта, что существовало название „дербен ойрат" — Четыре ойрата, никак
нельзя сделать вывод о том, что был союз ойратский. Такое название
выражало числовое объединение туманов ойратских, которые составлялись из
больших племенных групп. С течением времени ойратов стало значительно
больше, чем в век Чингиса (XIII в.) и Юаньской (монгольской) династии в
Китае, но название Четыре ойрата удержалось за ойратами по традиции, как
это было и с рядом аналогичных численных названий монголов. Позднее
ойраты так же, как и восточные монголы, представляли собой конгломерат
различных племен (улус), тумэнов и отоков, образовавших феодальные
сеньерии».
Акад. Владимирцов доказывает, что у ойратов уже со времени Чин-гис-хана общественным строем был феодализм.
«После изгнания монгольской династии из Китая (1368 г.) в конце XIV и
начале XV в. мы застаем ойратов на новых местах, где их не было в век
Монгольской империи. Из своих родных лесов они выходят на степь и
начинают кочевать по Алтаю и по прилегающим к нему степям и горным
пространствам. Из народа лесного, полуохотничьего, пол кочевого они
превратились в настоящих степных номадов. Это изменение в хозяйственном
отношении должно было укрепить насажденный у них Чингис-ханом феодализм,
развившийся под сильным влиянием патриархальных родовых отношений, так
как ойраты долго сохраняли родоплеменные деления и другие признаки
родового строя. В XV в. во главе ойратской феодальной лестницы стоит
тайши и феодально ему подчиненные два чинсана. Уже из этих терминов
вытекает, что ойрат-ская аристократия не отличается по своему
происхождению от монгольской, восточномонгольской».
Ойратская аристократия не была покорена восточномонгольскими
князьями, когда последние были изгнаны из Китая. Возобновляется борьба
между князьями восточных монголов и западных ойратов,в результате
которой ойраты, объединенные князем Махалу из племени Чорос, заметно
усиливаются. А при внуке Махалу, тайше Эсэне, объявившем себя хаганом,
ойраты занимают господствующее положение в Центральной Азии.Они наносят поражение китайским войскам, осаждают Бейпин и берут в
плен китайского императора (1449). Однако победа эта не остается
закрепленной: несколько лет спустя (1456) Эсэн был убит одним из своих
вассалов; краткая гегемония ойратских князей в Центральной Азии
заканчивается. Ойраты вновь выступают в видной роли на политической
арене уже во второй половине XVII в., когда они делают попытку к
созданию общемонгольского государства. В этот исторический период ойраты
и известны чаще под именем «джунгары».
Еще в начале XVII в. чороский князь Хара-Хула ведет борьбу за
объединение ойратов. Но уже в 1620 г. глава торгутов Хо-Орлок, родиной
которого был Алтай, видимо по причине раздора с Хара-Хулой, откочевывает
от Ямышевской крепости (на р. Иртыше) в верховья р. Тобола и
обнаруживает там русских. Хо-Орлок остается здесь, найдя выгодным не
обострять отношений с соседями.
Политику объединения ойратов продолжал и сын Хара-Хулы, Баатур,
именовавший себя кан-тайши (русск.— кон-тайша). Занятый усилением своей
власти Баатур первое время устанавливает хорошие отношения с царскими
воеводами. Он разрешил русским вывозить соль с Ямышев-ского озера,
возвращал беглецов от царского ясака (например барабин-ских татар в 1628
г.). Однако, когда Баатур добился главенствующего положения среди
ойратских феодалов и усилился, он изменил свое отношение к русскому
освоению Сибири и сам стал собирать дань с барабин-ских татар, с которых
в это время брали ясак царские воеводы.
После смерти Баатура (1653) наиболее успешно политику создания
общемонгольского государства продолжал его сын Галдан. Галдан при жизни
отца воспитывался в Тибете у Далай-ламы. В 1671 г. Галдан вернулся на
родину и эбъявил себя ханом. Он вмешался в междоусобия между халхаскими
феодалами Дзасакту-ханом и Тушету-ханом, разбил халхасов и едва не
подчинил себе всю Монголию, но в это дело вмешалось маньчжурское
правительство Китая. Увидев угрозу своим границам, оно присоединило к
себе в 1688 г. Халху, т. е. кочевья восточных монголов. В течение 1696
г. Галдана неоднократно подстерегали недолюбливавшие его дальние
родственники князья Аюки и Эрке Бату, намереваясь убить его, но в( е их
попытки были безуспешны.
Галдан умер в 1697 г. (хоронили его сожжением, кости собрали в урну).
Ему наследовал Цэван-Рабтан, к которому было послано известное русское
посольство, возглавлявшееся капитаном от артиллерии Иваном Унковским.
При Цэване-Рабтане Джунгария достигла могущества. Были покорены Старшая и Средняя казахские орды и ряд городов восточного Туркестана: Кашгар, Аксу, Турфан, Яркенд и др.
Джунгария была разгромлена китайцами в 1756 г.
Джунгария представляла собой феодальное государство с развитым
государственным -аппаратом. В Джунгарии были города, населенные
ремесленниками; при Галдане чеканились медные деньги.
В течение XVII в. здесь на основе западных монгольских наречий
сложился ойратский литературный язык, был выработан вертикальный
алфавит, в котором слова пишутся сверху вниз, а строки идут слева
направо.
Джунгария имела армию. В составе вооружения армии была артиллерия:
около 20 чугунных и медных пушек, длиной до 2 аршин, без лафетов и
колес. Возили пушки на верблюдах и стреляли из них с лежачих верблюдов.
Наши документы XVII в. отмечают среди джунгарских воинов «пищальных
стрелков» (вооруженных фитильными ружьями), «пансырников», «куяшников»,
«лучников» и «копейщиков».
По свидетельству исторических документов, в Джунгарии в XVIII в. были
зачатки металлургии, основанные на умении и труде беглых русских
мастеров из Колыванских заводов. Так, в одном из документов сообщается:
«Ефим Вяземский в Еркене плавил серебряную руду. Иван Михайлов плавил в
Урге медную руду и лил пушки». Они же делали и некоторые медные предметы
буддийского культа.
Господствующим народом в Джунгарии являлись ойраты, или джун-гары,
кочевавшие со стадами в горных местах страны. Их кочевья были раскинуты
от оз. Зайсан на севере до рек Юлдуса и Таласа на юге. По р. Или
кочевали чоросы, по Таласу и Иртышу — дорбэты. Калмыки вели
скотоводческое хозяйство, отличавшееся слабой технической
вооруженностью. Известное значение в их хозяйственной жизни имела охота.
Земледелие было развито крайне слабо. Оседлые поселения и
земледельческое хозяйство заводили только крупные удельные князья,
жившие к северу от Тянь-Шаня (например на р. Или). Поля обрабатывались
трудом пленных бухарцев. К югу от Тянь-Шаня жило оседло бухарское
население, подчиненное джунгарам. Бухарцы занимались земледелием,
скотоводством. Они умели приготовлять хлопчатобумажные ткани, вели
обширную торговлю в Азии. Бухарские купцы проникали и на север России,
например в Архангельск, а также в Иркутск, Кяхту.
На севере Джунгарии, особенно на Алтае, жили тюркоязычные племена,
которые вели скотоводческий и звероловческий образ жизни, питаясь
молочными продуктами, мясом зверей и корнями диких съедобных растений, и
платили дань джунгарскому хану.Расселялись эти племена следующим образом. На северо-западе, в
отрогах Кузнецкого Ала-Тау, в бассейнах рек Кондомы и Мрассы и по
среднему течению р. Томч обитали шорцы. В старинных русских документах
они известны более под общим наименованием «кузнецкие татары» (также:
«кузнецкие люди»), а детальнее под названиями: абинские, мрасекие,
кондомские и верхтом-ские татары. У Фишера верхтомские татары названы
керзалами. Пососедству с шорцами, начиная от верховьев рек Кондомы и
Лебеди и в бассейне среднего течения р. Лебеди (правый приток р. Бии),
жили челканцы. По обеим сторонам р. Бии, почти от современного г. Бийска
и до устья р. Лебеди, жили нижние и верхние кумандинцы, которых
Гельмерсен в первой четверти XIX в. ошибочно принял за телеутов.В землях
нижних кумандинцев находилась Саганская переправа через р. Бию, в 30
верстах от Бийска, через которую ездили джунгарские сборщики дани на
Кондому и Мрассу. Выше от кумандинцев, по р. Бии и ее некоторым левым
притокам, вплоть до половины Телецкого озера, были расселены тубалары.
Они уже с первой половины XVIII в. в русских исторических документах
делились на четыре волости: Кузенскую, Ком-ляжскую, Тергешскую, или
Кергежскую, или Кергешскую, и Южскую.Волости Кергешская и Комляжская
изображены в атласе Семена Реме-зова, составленном в 1701 г.
Наименование этих волостей произошло от основных родов, составлявших
каждую волость. Южская волость получила название по наименованию рода
Юз. По преданию, сеок Юз произошел от рода Комдош, составлявшего
основное население Комляж-ской волости.
Впервые Южская воласть упоминается в документах 1745 г. Она
располагалась по р. Сары-Кокше (левый приток Бии). Кузнецкая волость
находилась по соседству с Кумандинской, выше последней по р. Бии.
Следующей волостью, расположенной еще выше (в 22 верстах от истоков
Бии), была Комляжская волость. У самых истоков Бии по обоим берегам
Телецкого озера до его половины, гранича с телесами, находилась
Тергешская, или Кергежская, волость. По рекам Майме, Ише (правые притоки
Катуни) и между ними по правому берегу Катуни кочевали тау-телеуты
(горные телеуты). Мундусская волость упоминается вместе с Тотошской в
документе 1643 г. Они названы здесь захребетными и показаны от
Комляжской в «шти днищах больши». Поименованы обе, несомненно, по
названию многочисленных родов Мундус и Тодош. В конце XIX в. половина
населения, относящаяся к роду Тодош, жила по р. Кану и у Кенгинского озера, а значительная часть (34.3%) по рекам
Чарышу, Черному и Белому Аную. На южном побережье Телецкого озера, выше
Кергежской волости, по р. Чулышману обиталителесы. В верхнем течении р.
Оби и по ее некоторым ц'ритокам (Чарышу, Алею, Чулыму и т. д.) кочевали
просто телеуты, или, как их обычно именовали в то время русские, белые
калмыки, составлявшие, как указано выше, особый оток (подразделение) в
Джунгарии. Часть телеутов в промежутке между 1658 и 1665 гг.
переселилась к г. Кузнецку, где и осталась жить постоянно. В горной
части Русского Алтая жили алтайцы и теленгиты. Русские в XVIII в.
называли их либо кан-скими и карокольскими калмыками (тех, которые
кочевали в верховьях Катуни, Чарыша, по р. Кану и около оз. Каракол),
либо урянхайцами (кочевали между верховьями р. Бухтармы по р. Нарыму и
по левому притоку Иртыша — Аблайкетке) .
Во главе Джунгарии стоял хан — феодальный сюзерен, номинальный
собственник всех земель, входящих в состав государства. В вассальной
зависимости от него находились знатные князья — тайши, владевшие
пожизненно и наследственно уделами. Население было закреплено за своими
владельцами. Более мелкими, так сказать мелкопоместными,
феодалами-дворянами являлись зайсаны. Они в свою очередь находились в
феодальной зависимости от более крупных сеньоров — тайджи, или тайши.
Зайсаны стояли во главе аймаков; они были самостоятельными
распорядителями земель и населения своего аймака. Зайсаны, видимо,
являлись и наместниками хан-тайши в своих землях. Они руководили
военными действиями, сносились с русским пограничным начальством. Аймаки
сохраняли довольно древнее деление в административном отношении и
делились на группы в 40 аилов (дёчин) и 20 аилов (хорин). Это деление
было заимствовано от ойратов алтайцами.
Джунгарские феодалы всех рангов являлись злейшими эксплоатато-рами
зависимого от них трудящегося населения — скотоводов и охотников.
Эксплоататорский строй был закреплен в Джунгарии особым
законодательством, дошедшим до нас в виде «Монголо-ойратских законов
1640 г. и других уложений». Эти законы отражают классовую структуру
общества, покоящегося на частной собственности, и направлены к
закреплению за эксплоататорским классом политических и экономических
прав. Из этих законов следовало, что трудящиеся в Джунгарии являлись
крепостными своих феодальных владельцев. Все земли и пастбища населения
находились в полном распоряжении феодалов.Феодальный владелец по своему усмотрению мог переводить своих людей
на новые места, определять кочевья. В любой момент он мог отобрать
пастбища или другие земли, занятые его крепостным населением. Скот
находился в собственности крестьян-скотоводов, которые вели
индивидуальное хозяйство и платили феодалам натуральный оброк.
Трудящийся находился в личной зависимости от феодала; он не мог уйти от
своего владельца, это строго каралось законом. Напротив, феодал мог
распоряжаться зависимым от него населением по своему усмотрению. Он мог
передать, подарить своего крепостного другому владельцу, дать в приданое
дочери. Крепостной должен был выполнять в отношении своего владельца
албан, или алман т. е.: 1) платить оброк скотом или продуктами
скотоводческого хозяйства; 2) выполнять при кочевье владельца различные
работы, например заготовлять топливо, т. е. выполнять своего рода
барщину; 3) служить в ополчении феодала и принимать участие в облавных
охотах; 4) нести подводную повинность и содержать проезжающих посланцев
феодала; 5) участвовать в качестве свидетеля в судебных процессах и
давать присягу.
Джунгарские феодалы имели свой служебный аппарат и военные дружины. В
их же руках находилось судопроизводство. Для чиновников джунгарских
феодалов имелись следующие названия: даруга, джасагул, демчи, шуленгэ.
Отсюда алтайские термины: тарга (встречается в преданиях и означает
ойратских чиновников, собиравших дань — албан), ясаул (у северных
алтайцев — помощник башлыка), демичи (помощник зай-сана), шуленги
(сборщик податей).
Таким образом в Джунгарии был эксплоататорский строй, при котором
трудящиеся скотоводы и охотники жестоко эксплоатировались светскими и
духовными феодалами и были лишены всяких политических прав, находились
на положении крепостных.
Племена Алтая платили джунгарским феодалам албан, или алман,
пушниной, железными изделиями и скотом. Шорцы платили алман «соболями и
железом всяким деланным». Кроме железа, они уплачивали алман иногда и
ячменным толокном (талкан) . Разумеется, в уплату алмана шли не только
шкурки соболя, но и шкурки других пушных зверей. Посланцы телеутского
князца Табунки Кокина, подчиненного джун-гарскому хану, будучи в шорских
волостях, по р. Кондоме, в 1674 г. «имали на себя алманы ячменем и
соболями, и всяким зверем, и железом, и кожами красными и из тех
кондомских волостей сплыли к себе в улус». Кумандинцы платили алман
железными изделиями и пушниной. Еще в 1713 г. ханский чиновник Дюренг собирал алман с кумандинцев по «шти соболей с
человека». Когда об этом узнали в Кузнецке, то немедленно послали
боярского сына Григория Рыхлевского с заданием прогнать сборщиков, так
как кузнецкие воеводы в это время считали кумандинцев своими «ясашными
людьми». Дюренг был вынужден бежать «до их приезду за три дня и покинул
он, Дюрень, с нижней Кумандинской волости 660 белок подпалей, кошлока, 3
черевеси бобровые, 66 котлов железных, 109 таганов, тестеры стремена,
железа конские (удила, — Л. Я.)». Кроме того, Дюренгом было собрано в
алман и увезено «900 стрелных железцов (наконечники к стрелам, — Л. П.),
100 железниц, 2 пятна конских (тавра, — Л. Я.), 2 комзы (т. е. трубки,
от слова кангза, —Л. П.) и 60 ковшей железных». В 1745 г. кумандинцы
платили с человека джунгарскому «контайше по котлу и по
тагану».Челканцы, по преданию, платили алман джунгарскому дарге (даруге —
чиновнику) по имени Токпокбий также железными изделиями и пушниной.
Собранный алман Токпокбий отправлял на лодках вниз по рекам Лебеди и
Бии. Челканцы фигурируют в рапорте Кузнецкого воеводы Шапошникова (1745)
как двоеданцы, платящие дань России и Джунгарии.
Тубалары южские, кергешские, комляжские платили джунгарскому контайше
по котлу и железному тагану с человека и одновременно платили ясак
соболями России. Горные телеуты (тау-телеуты) платили контайше по пять
соболей с человека. Давали алман джунгарскому хану и «телеутские татары»
(телесы), кочевавшие около устья Чулышмана.Южные алтайцы, кроме скота,
давали в алман палочки казырган, вырезанные из кустарника черной
кислицы. Каждый алтаец должен был платить двенадцать таких палочек,
совершенно прямых, длиною в аршин. Джунгары снимали с этих палочек кожу в
виде трубочки и натягивали ее на остов деревянной стрелы. Казыргановая
стрела являлась дальнобойной.
Алман джунгарскому хану был для рядовых алтайцев очень тяжелой
повинностью, иногда разорявшей их. Сбор алмана производили специальные
чиновники — даруга (по алтайским древним преданиям — тарга). Они чинили
большие насилия над алтайцами: грабили имущество, разоряли жилища,
убивали и уводили в неволю население. По преданиям алтайцев, тарга
всегда ездили с отрядами вооруженных людей. Это подтверждают
исторические документы. «Сборщики дани, — рассказывают старики алтайцы, —
носили в правом ухе, наподобие серьги, особый знак — маленький железный
посеребренный таганчик», служивший эмблемой алмана, собираемого с
алтайцев железными котлами и таганами.
|