Этнографический состав древнего населения Алтая
прослеживается документально только с VI в. По данным китайской
летописи, в это время большинство кочевников Алтая (в широком смысле —
Монгольского и Русского) говорило на тюркских языках. Эти языки в VI в.
были настолько сложившимися и развитыми, что на их основе тогда уже
могла
развиться руническая письменность. Последнее обстоятельство
предполагает довольно длительный путь развития языка. Разумеется,
процесс формирования тюркских языков происходил е течение долгого
времени и начало его относится, вероятно, к периоду ранних кочевников,
когда стали возможными крупные объединения кочевых орд и племен, как,
например, гуннский союз. Памятниками древнетюркских языка и письменности
являются открытые и расшифрованные в XIX в. надписи на могильных камнях
при погребениях богатых кочевников, аристократов, вошедшие в науку под
названием енисейско-орхонских надписей и датируемые VI—VIII вв.
Древнетюркские рунические надписи встречаются также и на различных
предметах в богатых погребениях Алтая, относящихся к VI—VIII вв.
Таким образом, начиная с VI в., имеются прочные основания говорить о
тюркоязычном населении Алтая. Однако называть тюрками население Алтая
для этого времени можно лишь в условном смысле, и вот по какой причине.
Дело в том, что термин «тюрк» появляется впервые только в упомянутых
орхонских памятниках, причем отнюдь не как самоназвание тюркоязычных
племен Алтая и Монголии. Акад. В. В. Бартольд первый указал, что термин
«тюрк» выступает в орхонских надписях не как этническое название, а как
термин политический, противопоставлявшийся племенному термину «огуз»,
являвшемуся этнонимом для многих этих племен. Первоначально слово «тюрк»
обозначало политическое объединение ряда племен, о чем уже говорилось
выше.
Сведения о политической истории кочевников-тюрков Алтая для ранних
периодов весьма скудны. Но история кочевников Алтая теснейшим образом
связана с историей восточной части Центральной Азии. Известно, что здесь
как на протяжении всего I тысячелетия, так и в первой половине II
тысячелетия н. э. постоянно происходят разрушение и новое образование
военно-административных объединений, представлявших собой временные
союзы орд и племен кочевников с частой и быстрой сменой их династий. В эти неустойчивые политические объединения Алтай, как правило,
входит на положении периферии, находящейся в даннической зависимости от
той или иной династии, захватившей господство в восточной части
Центральной Азии. Представляется все же возможным дать краткий обзор
истории кочевников Алтая и в этот период, опираясь на различные
источники, как вещественные, так и письменные.
С рубежа III и II вв. до н. э. до конца I в. н. э. Алтай находился в
сфере политического господства гуннов, образовавших мощный союз орд и
племен в степях северной Монголии. Этот союз возглавлялся военными
вождями (шанъ-юями). С II по IV в. включительно Алтай, видимо, находился
под влиянием объединения племен сянбийцев, западные владения которых
достигали Алтая. С конца IV в. до первой половины VI в алтайские племена
были подчинены новому военно-административному объединению, ядро
которого составляли племена восточной Монголии и западной Маньчжурии.
Главенствующими в этом союзе были монголо-язычные жужане. Политическая
власть находилась в руках жужанских каганов (ханов), кочевавших у
Хинганских гор. Владения жужан простирались с востока на запад от Кореи
до Карашары и с севера на юг от Байкала до северной границы пустыни
Гоби. Разрозненные алтайские племена платили дань жужанским каганам
изделиями из железа.
На восток от Алтая, по Енисею, жили тюркоязычные кыргызы-хакасы,
впервые упомянутые (как живущие по Енисею) в труде древнейшего
китайского историка («отца истории» в Китае) Сымацяня в его
«Исторических записках», законченных в 99 г. до н. э. Заслуживает
пристального внимания то обстоятельство, что, начиная с труда Сымацяня и
вплоть до XIII в., когда путешествовал монах Чань-Чунь, китайские
известия говорят о енисейских кыргызах как об определенном народе и
локализуют его всегда в долине Енисея. Это обстоятельство дает основания
говорить о древности этнического происхождения енисейских
кыр-гызов-хакасов.
На запад от Алтая, по Иртышу, обитали некоторые поколения уйгуров.
Уйгурские племена в основной своей массе в конце IV и начале V в.
кочевали по р. Толе и находились также под властью жужан, постоянно с
ними враждуя. Более того, поскольку известно, что «гаогюй» китайских
источников представляют собой древних уйгуров, то это означает, что
местопребывание последних в указанное время было связано также и с
Алтаем. В летописи династии Бэй-Вэй (386—558) указывается, что у уйгуров
не было единоначальствующего верховного главы.Каждый род имел своего государя или старейшину. «Родственники живут в
согласии; когда в набеге встречаются опасности, то единодушно помогают
друг другу». Из этих сообщений следует, что уйгуры тогда жили
патриархально-родовым бытом. Летопись описывает их
скотоводами-кочевниками: «Хлеба не имеют, вина не делают. При браках за
высокую честь считают быков и лошадей употреблять для сговорных даров. В
день свадьбы жених и невеста подают кобылий кумыс и горячее мясо. .. На
домашнем скоте вообще кладут метки и хоть в поле пристанет к чужому,
никто не возьмет его... Они переходят с места на место, смотря по
достатку в траве и воде. Одеваются кожами, питаются мясом. Рогатый и
прочий домашний скот одинаков с жужаньским; только телеги у них на
высоких колесах со множеством спиц». В конце V в. часть уйгуров,
воспользовавшись походом жужан на срединный Китай, откочевала на запад
через Алтай к Иртышу.
Для истории Алтая уйгуры первых веков нашей эры представляют большой
интерес, ибо, повидимому, они участвовали в образовании этнографической
группы алтайских тюрков. На это указывает хотя бы то обстоятельство, что
в китайских хрониках Суйской династии (581—618) уйгуры выступают под
общим названием «теле», которое вошло в этноним ряда крупных племен
алтайских тюрков (теленгиты, телеуты, телесы) и сохранилось до наших
дней. «Теле» китайских летописей — кочевники, отличные наездники и
стрелки из лука. Летопись отмечает: «Нравы теле одинаковы с тюркскими.
Только женятся у них уже взрослые мужчины и тотчас после свадьбы живут в
доме родителей жены, ожидая, пока родится и вскормится грудью первый
ребенок. Только тогда молодая чета возвращается в свой дом. Умерших они
зарывают в землю. Вот вся разница».
В описываемое время население соседней с Алтаем Минусинской
котловины, занятой кыргызами, как видно из данных археологических
исследований, вело натуральное полуоседлое земледельческо-скотоводческое
и кочевое хозяйство. Здесь уже появлялось ремесло. Наряду с домашним
производством глиняной посуды, грубой по форме и технике изготовления,
существовала выделка такой посуды и мастерами-специалистами, работавшими
при помощи гончарного круга и инструментов для механической
орнаментации сосудов. Особенно были распространены узкогорлые сосуды,
отличавшиеся большой прочностью и приспособленные к условиям кочевого
быта. Однако домашняя промышленность, видимо, продолжала играть господствующую роль в хозяйстве кыргызов.
В китайской летописи Тан-шу имеется известие, что в 536 г. на Алтае
происходит усиление одного из предводителей тюрков из племени Ашина по
имени Тумынь в результате ряда побед его над племенами телесцев. Тумыню
удалось разбить и покорить аймак телесцев численностью до 50 тыс.
кибиток. Почувствовав свою силу, Тумынь решил породниться с жужанским
ханом Анахуанем и попросил у него руки его дочери. Китайская летопись
сообщает, что жужанский хан был сильно разгневан этим предложением и
ответил своему даннику Тумыню: «Ты мой плавильщик, как же осмелился
сделать такое предложение?». Плавильщиком Тумынь был назван потому, что
он платил Анахуаню дань железными изделиями, которые тюрки изготовляли
на Алтае из руды, добываемой и выплавляемой ими в этих же горах. Ответ
жужанского кагана в свою очередь привел в ярость Тумыня. Последний убил
посланца и в 552 г., объединив алтайские племена теле, поднял восстание и
освободился от господства жужан. Анахуань, стремясь избегнуть плена,
покончил жизнь самоубийством. Знатная верхушка жужан обратилась за
помощью к правительству Китая и, получив от него поддержку, еще
некоторое время сопротивлялась тюркам Алтая, пока не была окончательно
разбита последними в степях Монголии в 555 г.
С уничтожением господства жужанских каганов в 552 г. возникло новое
временное военно-административное объединение кочевников, получившее в
истории название тюркского каганата («тюгю» китайских летописей). Ядром
его явились тюркоязычные племена Алтая в широком смысле (не только
Русского). Первым тюркским каганом был Тумынь, который со своим братом
Истеми—предводителем ряда племен, кочевавших в Семиречье, — явился
основателем тюркского каганата. Но вскоре военно-административный,
политический центр тюркского каганата перемещается с Алтая в Монголию, в
долину р. Орхона, хотя в горах Алтая продолжают обитать тюркские
кочевники, в том числе и богатая верхушка их.
Политическое господство алтайских тюрков росло весьма быстро. Так же
быстро расширялась и территория их влияния. К 70-м годам VI в. тюркский
каган Кигинь расширил границы владения на запад до Аму-дарьи, до Кавказа
и Аральского моря в восточной Европе, на восток— до Большого
Хинганского хребта.
Господство тюркского каганата простиралось от границ Китая до границ Ирана и Византии.Ему подчинялись государство Согдианы и болгарско-хазарские племена,
обитавшие между Волгой и Азовским морем-Политическую мощь тюркского
каганата вынуждены были признать Китай и Византия. В 60-х годах VI в.
тюрки завязывают сношения с византийским императором Юстином II с целью
заключения с Византией союза против сасанидского Ирана и установления
непосредственных экономических связей, минуя сасанидские владения. В
ответ на это последовал ряд византийских посольств к тюркам, из которых
первое, возглавленное Земархом, к тюркскому кагану Истеми относится к
568 г. Китай заключил с тюрками союз при вступлении в каганы Тобо-хана
(572—581) и обязался доставлять им ежегодно дань в 100 тыс. кусков
шелковой ткани.
Однако вскоре это положение изменилось. В 581 г. в Китае пришла к
власти Суйская династия, сумевшая объединить разрозненные и обессиленные
междоусобиями части Китая. Объединенные силы Китая были в том же году
двинуты против тюрков-кочевников и нанесли последним решительное
поражение. Разгром тюрков сопровождался хозяйственным кризисом. Так,
китайская летопись отмечает для 583 г.: «В ту пору у неприятелей был
голод; вместо хлеба употребляли растертые в порошок кости,
свирепствовали повальные болезни, от которых великое множество людей
померло». В связи с этим в среде тюрков обострились социальные
противоречия, основывавшиеся на имущественном неравенстве и различии в
общественном положении между тюркской знатью — богачами и
рабовладельцами — и рядовыми кочевниками. Тюркская знать во главе с
каганом Шаболио пошла на сговор с императорским двором Китая и признала
его власть. Массы же рядовых кочевников восстали против кагана Шаболио,
но потерпели поражение. После подавления движения рядовых кочевников
общетюркским каганом сделался Чуло-Хэу, который пытался восстановить
единство и расширить политическое господство тюркского каганата новыми
завоевательными походами. В 588 г. Чуло-Хэу совместно с Византией и
хазарами пытается завоевать Иран. Но попытка эта оказалась неудачной:
тюрки были разбиты, а Чуло-Хэу убит. С этого времени тюркский каганат
распадается на западный с центром в Семиречье и на восточный с центром в
Монголии.
Самостоятельное существование восточного и западного каганатов было
недолговременным. С приходом к власти в Китае Танской династии (618—907)
вскоре же, в 630 г., последовало подчинение Китаю восточных тюрков.
|