До Великой Октябрьской социалистической революции изучение истории
алтайцев в сущности не велось. Старая наука даже не ставила такой
задачи. Это положение нужно объяснить, видимо, распространенностью
мнения об отсутствии у племен Алтая собственной истории. В прямой форме и
печатно это заявлялось, например, миссионерами,, которые писали:
«Алтайцы — племя, едва вышедшее из первобытного состояния, не имеющее
истории». Такое отрицание историчности племен и народов с отсталой
культурой вообще характерно для буржуазной науки и тесно связано с ее
стремлением научно обосновать угнетение таких племен и народов со
стороны народов «исторических», оправдать их якобы историческое
превосходство над угнетенными. Отсутствие попыток к изучению истории
алтайцев кажется тем более необоснованным и ненормальным, если
вспомнить, что исторический материал для составления истории"Алтая
имеется в перечисленных выше источниках и не мог не быть известен старым
ученым. Я не могу признать за такую попытку те несколько строк, которые
посвятил изложению некоторых исторических фактов, относящихся к жизни
алтайцев половины XVIII в.г Г. Н. Потанин в своих «Дополнениях к
„Землеведению Азии" К. Рит-тера». Точно так же не может иметь значения
связного восстановления исторического прошлого племен Алтая и блестящая
догадка Н, А. Аристова, удачно интерпретировавшего легенду летописи
Вэй-шу о происхождении тюрков, и некоторые его интересные сопоставления
наименований племен Алтая с известиями китайских летописей и данными
енисейско-орхонских надписей. Слишком кратки и исторические сведения,
излагаемые в работах В. В. Радлова и С. П. Швецова. Следовательно,
приходится констатировать, что изучение истории алтайцев в
дореволюционное время почти не производилось.
|