3D Панорамы - Горный Алтай Знакомство с Горным Алтаем Зарубежный туризм В рюкзаке... Теплоход "Пионер Алтая" Весь Горный Алтай... Фотографии Алтая Экскурсии по Горному Алтаю Где остановиться ? Путеводитель по Республике Алтай Видео Горного Алтая Интересные места Горного Алтая Часто задаваемые вопросы... Карты Республики Алтай Веб камеры Сибири-ОНЛАЙН Музыка в дорогу Новости Республики Алтай Описания объектов (с картами) Горный Алтай с вертолета... Приключения на Алтае... Юг Телецкого 17-23 июля 2011 Юг Телецкого 21-26 июля 2010 Пограничная зона Уникальный Алтай Населенные пункты Горного Алтая Информация о сайте Экспедиции на Алтай Доска объявлений Контакты Поиск попутчика на Алтай Это интересно...
Регистрация     |     Войти



Расселение алтайцев

Алтайцы — народ, возрожденный к жизни советской властью. Великая Октябрьская социалистическая революция освободила алтайцев от цепей рабства и разбудила их народные силы, томившиеся в течение многих веков то под гнетом различных азиатских ханов, то под игом царизма. В результате практического осуществления ленинско-сталинской национальной политики алтайцы в своей основной массе были выделены в 1922 г. в Ойротскую автономную область, которая в 1948 г. была переименована в Горно-Алтайскую автономную область.

Алтайцы обитают в горах Русского Алтая. Они сложились в настоящее время в единую народность, строящую и развивающую социалистическую культуру.

Ленинско-сталинская национальная политика вывела алтайцев из состояния нищеты, невежества и бесправия на путь социалистического переустройства жизни. Всесоюзная Коммунистическая партия (большевиков) и правительство Советского Союза, великий русский народ оказывают алтайцам постоянно и систематически большую практическую помощь в ликвидации их многовековой экономической, культурной и политической отсталости. Теперь среди алтайцев безраздельно господствует социалистический строй и основой народного хозяйства является социалистическое животноводство.

До революции тюркоязычные племена Алтая (включая Кузнецкий Алатау) не имели общего самоназвания, как не имели и единого языка. Они не представляли собой единой народности. В этнографической литературе эти племена обычно объединяли под общим именем «алтайцы». Они распадались на ряд племенных и территориальных групп, говоривших на диалектах двух алтайских тюркских языков. Расселение их на территории Алтая осталось неизмененным до наших дней.

1. Собственно алтайцы, или алтай-кижи, обитают по долинам рек Катуни, Урсула, Семы, Маймы, Чарыша, Кана, Песчаной и др. Большинство этих племен сосредоточено в Онгудайском, Усть-Кан-ском, Усть-Коксинском, Шебалинском, Эликмонарском и Майминском аймаках Горно-Алтайской области. Еще в первой половине XVIII в. их кочевья распространялись на долины рек бассейна Иртыша: Бухтармы, Нарыма и Курчума, а часть их ежегодно на зиму переходила на левый берег Иртыша и кочевала по его притоку Аблайкетке.

2. Теленгиты живут по долинам рек Чуй и Аргута.

3. Те лесы расселены по долинам рек Чулышмана, Башкауса и его притока Улагана.

Наименование «телес» относится преимущественно к населению долины Чулышмана, а жители Башкауса именуются

Типы «алтай-кижи», или собственно алтайцев.

термином «улан». Телесы отдельными группами встречаются на р. Чуе у теленгитов и в бассейне Урсула.

4. Тубалары живут по рекам Большой и Малой Ише, Сары-Кокше, Кара-Кокше, Пыже и Уйменю в Чойском и Турочакском аймаках.

5. Челканцы (шелганы, или лебединцы) населяют долину р. Лебеди и преимущественно ее притока Байгола в Турочакском аймаке.

6. Кумандинцы расселены по р. Бии в Турочакском аймаке. Большинство их живет по этой же реке в Старо-Бардинском и частично Солтонском районах Алтайского края.

7. Тел еу ты обитают по р. Черге и долинам других мелких рек в Шебалинском и в Майминском аймаках Горно-Алтайской области. Большинство же их сосредоточено по рекам Большой и Малый Бо-чат в Беловском районе Кемеровской области. Часть телеутов, почти совершенно обрусевших, живет и в Чумышском районе Алтайского края по р. Чумышу.

8. Шорцы населяют бассейны рек Кондомы и Мрассы, а гакже верхнее течение р. Томи в Кузнецком Алатау. В административном отношении эта группа алтайцев входит в состав Кемеровской области. Небольшое количество их проживает в Чойском и Турочакском аймаках,

Теленгиты.

Телесы, или улаганцы.

Тубалары.

где они до недавнего времени были известны как сеок (буквально — «кость»), т. е. род, Шор, или Чор.

Тубаларов, кумандинцев, челканцев и шорцев принято называть общим именем «северные алтайцы».

В русских официальных документах XVII и XVIII вв. и в описаниях путешественников XIX в. алтайцы выступают под названиями «горные калмыки», или «порубежные калмыки», даже «алтайские, или бийские,

Челка нец.

калмыки», а чаще всего, особенно телеуты, под именем «белые калмыки», в отличие от джунгаров, или «черных калмыков». Название «калмыки» было совершенно неправильно приписано алтайцам русской администрацией в XVII в., видимо, на основании внешнего физического сходства в типе алтайцев с калмыками и сходства в кочевом образе их жизни. Отождествлять алтайцев с калмыками никак нельзя, ибо калмыки — это западные монголы и говорят они на монгольском языке, в отличие от алтайцев — тюрков, говорящих на тюркских языках.

Правда, некоторое время алтайцы официально именовались ойротами, но по этому поводу необходимо заметить, во-первых, что термин «ойрот» применялся к алтайцам неправильно, исторически необоснованно и, во-вторых, что в широких массах алтайцев термин «ойрот» как этническое наименование не привился. Этот термин неправилен по отношению к алтайцам потому, что он представляет собой алтайское произношение термина «ойрат», настоящее значение которого — западный монгол, или калмык. Ойраты — это западная ветвь монгольского племени, т. е. западные монголы, или калмыки, которые в первой половине XVII в. ушли из районов Алтая в низовья Волги, где и стали известны под названиями

Телеут.

«волжские калмыки» и «астраханские калмыки». Часть их живет в Восточном Туркестане и в западной Монголии (торгоуты, дербеты и др.).

Термин «ойрат» известен в литературе с XII в. Так тогда назывались лесные охотничьи племена Саянского нагорья, говорившие на монгольском языке. После распада монгольской империи Чингис-хана и ликвидации владычества монголов в Китае (1368) монголы делились на восточных, или просто монголов, и западных, называвшихся ойратами. С этого времени термин «ойрат» окончательно закрепился за западными монголами. Тюркское население, сталкивавшееся с ойратами, дало последним наименование «калмак», или «калмык», которое вошло в русскую историческую и официальную литературу. Таким образом слова «ойрат» и «калмык» получили одинаковое значение.

Из всего сказанного видно коренное различие между монголоязыч-ными ойратами — калмыками и тюркоязычными — алтайцами, а также полная необоснованность применения термина «ойрот» к алтайцам. Правда, в XVII в. и в первой половине XVIII в. алтайцы входили в состав Ойратского, или Джунгарского, государства, но они не являлись его органической частью, а были в нем на положении зависимых и угнетенных племен. Однако этот факт нахождения алтайцев в политической и экономической зависимости от ойратских ханов не дает основания называть алтайцев ойратами, или ойротами.

Следует сделать еще замечание по поводу терминов «белые калмыки», которым в XVII и XVIII вв. называли телеутов, и «черные калмыки», который применяли к настоящим калмыкам, или джунгарам. Это различие в наименовании калмыков привлекло внимание еще ученых XVIII в. Из них Г. Миллер склонен был объяснить это различие цветом лица и различием языка. Георги полагал, что телеуты получили название «белые калмыки» оттого, что они жили вблизи гор, покрытых вечным снегом, а Григорий Спасский думал, что это название «придано им для отличия их между собой, либо от образа их жизни и преимущественной верности России одних перед другими: ибо первые (т.е. белые калмыки, — Л. П.) имели постоянные жилища и платили исправно ясак, а последние вели кочевую жизнь и частыми набегами обеспокоивали как русские селенья так и самих белых калмыков». Миллер был прав. Кроме очевидного различия в физическом типе телеутов, у которых монголоидные черты выявлены слабо, что было отмечено нашими соотечественниками уже в XVII в., тогда же была ясна разница и в языке тюркоязычных телеутов и монголоязычных калмыков. В одном из русских документов первой половины XVII в. из собрания Миллера говорится, как служилые люди и их толмачи перекликались с подданными телеутского князя Абака «черных калмыков языком» и «белых калмыков языком».

Возвращаясь к вопросу о различных наименованиях племен Алтая, следует указать, что северных алтайцев в дореволюционной литературе называли еще черневыми татарами. Исключение составляли шорцы, которых называли либо кузнецкими татарами, либо мрасскими и кон-домскими татарами по наименованию рек Мрассы и Кондомы, в бассейне которых шорцы обитали. Теленгитов называли в XVIII в. еще урянхайцами, либо урянхайскими калмыками, что совершенно неправильно. Их называли также и чуйцами, по имени р. Чуй, где они расселены.

Категория: load, Алтайцы |
20-02-2012, 11:28
Просмотров: 7180

Комментарии:

Оставить комментарий


Расстояния дорог Алтая
От:
До:
Через:
  • Акай Кине сообщил о переносе даты ритуала, посвященного "принцессе"
  • Бердников и Тулеев подписали важные соглашения об экономическом сотрудничестве
  • В Горно-Алтайске проходит III-й съезд медиков-травматологов
  • Автолюбители-экстремалы покорили нехоженые прителецкие горы
  • Американский климатолог призвал алтайцев готовиться к экстренным погодным изменениям
  • Глава Минтранса РФ высоко оценил работу правительства Горного Алтая по устранению последствий паводков
  • На совете старейшин не обсуждался вопрос о перезахоронении "алтайской принцессы"
  • На Алтае начнут развивать новое направление экотуризма
  • Кремль призвал алтайских политиков к взаимопониманию
  • Врио Республики Алтай Александр Бердников осмотрел важнейшие строящиеся объекты региона
  • Карта сайта ® 2011-2014
    При использовании материалов необходимо наличие прямой индексируемой ссылки на первоисточник