Высокогорная
долина Юстыд (северо-восточной части Чуйской степи) примечательна
обилием разнообразных археологических объектов. На сравнительно
небольшой территории находятся сотни каменных курганов, оградки, стелы,
балбалы.
Большая часть
археологических памятников сконцентрирована в среднем течении реки.
Наиболее древними из них является семь палеолитических местонахождений. К
эпохе бронзы относятся различные по конструкции керексуры, число
которых около 150.
Керексур -
погребально-поминальное сооружение, в центре которого возведена большая
каменная насыпь округлой формы, а на расстоянии от насыпи выложен
круг-ограда, который соединяется с внутренней насыпью дорожками-лучами.
Самые большие
из них находятся у родника Калан. Керексуром называется
погребально-поминальное сооружение, в центре которого возведена большая
каменная насыпь округлой формы, на расстоянии от насыпи выложен
круг-ограда, который соединяется с внутренней насыпью дорожками-лучами.
Иногда внешняя ограда выложена в форме квадрата. Керексуры Юстыда
отличаются огромными размерами.
Уникальным является комплекс
гончарных печей Гуннского времени, открытый в 1978 году в среднем
течении реки Юстыд, в обрыве пересыхающего летом озера. Рядом с
гончарными печами найдены остатки железоплавильных печей. Еще несколько
древних железоплавильных горнов известно на противоположном берегу реки,
у подножия небольшой горы, которая имеет название Печь Чингисхана.
В долине Юстыда имеется масса непонятных по своему назначению
каменных выкладок (в виде цепей из редких валунов; валунов, выложенных в
один ряд, иногда тянущихся в длину более 1 км; различных геометрических
фигур и т.п.).
Ритуальное значение памятников на реке Юстыд
Комплекс
памятников на реке Юстыд очень обширен как по своим размерам, так и по
числу находящихся здесь объектов большого размера. Его протяженность
составляет несколько километров. С восточной и западной сторон крайние
объекты примыкают к другим выкладкам и керексурам, переходя в малые
ритуальные центры, связанные между собой и образующие «цепочки»,
растянутые на десятки километров, составляя своеобразную древнюю
"геодезическую сетку".
Одни из первых археологических работ на реке Юстыд и в урочище
Туру-Алты были проведены В.Д.Кубаревым в конце 1960-х–1970-е и 1990-е
годы. Были изучены и позднее опубликованы каменные курганы, большие
керексуры, "оленные" камни и петроглифы.
На Юстыде находятся
керексуры разных типов, различающиеся по своей форме – круглые, круглые с
"кольцом", круглые с четырьмя "лучами", круглые с подквадратной внешней
оградой, такие же, но с четырьмя «лучами» и др. Большинство керексур
расположены рядами, ориентированными по линии СВ – ЮЗ. Все керексуры
имеют центральную округлую каменную насыпь, но внешняя ограда у них
может быть округлой или подквадратной.
По своим размерам керексуры распадаются на три группы:
1) большие (диаметр внешней ограды от 40 до 60 м и внутренней насыпью от 15 до 21 м); 2) средние (с внешним «кольцом» от 20 до 35 м и внутренним – 8–12 м); 3) малые (от 5 до 10 м).
Каждая группа
отличается от предыдущей уменьшением размеров почти в два раза. Около
половины керексур имеют вокруг внешнего "кольца" от 5 до 40 округлых
выкладок, диаметром по 2–3 и более метров. У всех керексуров были
измерены внешнее и внутреннее «кольцо», высота центральной насыпи, число
отходящих "лучей", количество рядом находящихся округлых выкладок, а
также расстояния между объектами.
На Юстыде зафиксирован редкий случай "стратиграфического" перекрывания разных по форме керексуров – круглого и квадратного. При выборе места для керексура учитывались следующие моменты:
1) ориентировка на наиболее почитаемую горную вершину – один конец линии; перевал или западину – другой конец линии; 2)
ориентировка по основным астрономическим направлениям (стороны
горизонта, точки равноденствия, солнцестояния, высокая и низкая луна); 3) "гармоничное сочетание" с более ранними объектами; 4)
"обыгрывание" оппозиций: круглый (небо) – квадратный (земля); гора
(высокая – твердая) – вода (низкая – мягкая); большой – малый; далекий –
близкий и т. п.
От ритуального
центра комплекса – "оленного" камня – несколько линий расположения
керексур под острым углом сходились в одну важную точку или, наоборот,
расходились по разным направлениям в виде "веера" и были ориентированы, с
одной стороны, на вершину горы, а с другой – на перевал-западину, при
этом одна из точек была далекой, а противоположная ей – близкой. Таким
же способом были ориентированы и "лучи" внутри каждого отдельно взятого
керексура (вершина – западина, далекая – близкая и т. д.).
При
разметке объектов учитывались принципы равнобедренного и равностороннего
треугольников, параллелограмма и других геометрических фигур.
"Оленные" камни.
Одним из
центров юстыдского комплекса является каменное изваяние – "оленный"
камень (далее О. К.), изготовленный из большой светло-серой гранитной
плиты, размерами: высота более 3 м, ширина 1 м, толщина до 0,2 м Саяно-Алтайской
экспедицией сделана новая прорисовка О. К. и изображенных на нем
предметов вооружения. На передней узкой восточной грани камня выбит
слегка изогнутый кинжал с округлым окончанием рукояти, прямым
перекрестьем и расширяющимся в средней части клинком. На северной
широкой грани изображен лук, находящийся в расширяющемся к низу колчане.
На южной грани показан боевой топор с широкой передней частью и длинной
рукояткой. Предметы вооружения тщательно зашлифованы и изображены в
близкую к натуральной величину.
Отмечена следующая интересная
закономерность при установке камня. Узкая передняя восточная грань О. К.
и ряд вертикально установленных плит (частично обломков "оленных"
камней) в северном направлении ориентированы на западину – перевал
близлежащей горы. Западная задняя часть О. К. и ряд вертикально
установленных камней направлены на вершину относительно далекой южной
горы.
В
центре насыпи одного из керексур был обнаружен массивный "оленный"
камень из обкатанного речного валуна серого цвета. В отличие от других
О. К., три косые черты на нем выбиты не на узкой, а на широкой стороне.
На двух боковых сторонах показаны большие кольца-серьги. Ниже них
находится ожерелье из округлых лунок, разделенное в центре короткой
вертикальной прямой линией, возможно изображающей подвеску. Число
значимых направлений восходов и заходов Солнца и Луны в "классическом"
варианте доходит до 14 линий. Древние наблюдатели постоянно хотели
согласовать основные астрономические направления с окружающим
ландшафтом, с близкими и с далекими горами на горизонте. Вероятно, им не
всегда удавалось добиться хорошего совпадения важных астрономических
точек с ярко выраженными вершинами и западинами на горах. Очень трудно
найти место в горных районах, отвечающее строгим астрономическим
требованиям с точностью до 1 градуса. Вот здесь-то и нужны люди,
обладающими познаниями в астрономии, древнем фэн-шуе, метрологии и в
других отраслях знания. Погода при проведении астрономических наблюдений
или во время наиболее важных ежегодных праздников и ритуалов тоже не
всегда бывает солнечной и безоблачной. По утрам, во время восхода
солнца, в высокогорных районах часто бывает густой туман и в это время
горы на горизонте плохо различимы. Особенно положение жрецов и
наблюдателей усугублялось в ненастную и дождливую погоду в заранее
намеченные дни праздников, когда горы на горизонте не видны. Одним из
выходов в такой ситуации было сооружение хорошо различимого на местности
искусственного объекта – стелы, «оленного» камня или керексура. Через
два объекта уже можно провести прямую линию, независимую от погодных
условий, обозначенную камнями на века и ориентированную на значимую
точку на горах.
Потому особенно важное значение придавалось
поиску места для центра главного объекта или алтарной площадки. Когда
долгие дневные и ночные наблюдения-поиски были успешно завершены и такая
точка была найдена, то она часто обозначалась вкопанной каменной или
деревянной стелой-изваянием. Позднее к нему пристраивались все новые и
новые объекты.
Каждый керексур был по-своему значим, не только
своей внешней формой, но и связями с другими керексурами, с окружающим
ландшафтом. По своему внешнему виду сбоку керексур – это гора в
миниатюре, а в плане сверху – круг с "лучами" = символ солнца. Возможно,
с помощью керексур надежно фиксировали место восхода и захода солнца в
дни солнцестояний и равноденствий, а также наиболее значимые положения
для высокой и низкой луны, которые иногда довольно слабо выражены в
окружающем горном рельефе. С помощью керексуров также "дублировали"
наиболее почитаемые в данном районе горные вершины и перевалы.
Можно выделить не менее 5 основных вариантов прохождения линий через керексур:
• линия проходит через вершину-центр объекта; • линия проходит по западине между двумя керексурами; • линия касается края центральной насыпи или "кольца" керексура; • линия проходит через 1–2 "луча" керексура; • линия проходит через выкладки, окружающие керексур (через центральную или крайние выкладки и др.)
На Юстыде
наиболее значимыми астрономическими направлениями, вероятно, были точки
восходов и заходов солнца в дни равноденствий и солнцестояний. От
центрального "оленного" камня прослеживается наибольшее число основных
направлений не только для солнца, но и для луны, особенно в ее низком
положении над горизонтом.
Выбор места для точек восхода и захода
солнца в дни равноденствий на Юстыде очень напоминает по контуру гор
местонахождения для кургана Аржан-1 и керексура Улуг-Хорум в Туве. При разметке объектов учитывались данные не только астрономии, но и метрологии. Разметка
объектов на р. Юстыд (также как и в других ритуальных центрах)
производилась не за один год, постоянно дополнялась всё новыми объектами
для более глубокого осознания связей между вышеотмеченными бинарными
оппозициями окружающей природной среды. В наиболее важных точках и на
пересечениях разметочных линий регулярно сооружались новые объекты, что
также способствовало обучению молодежи практическим навыкам. Памятники
на р. Юстыд конструктивно очень близки к таким же объектам из южной
области Тувы и северо-западных районов Монголии.
Исследование
памятников Юго-Восточного Алтая (современный Кош-Агачский район)
позволяет сделать вывод, что, возможно, в IX - VII вв. до н.э. южные
районы Алтая, Тувы и северо-западной Монголии составляли единый
культурно-политический регион. Юго-восточная и южная группы алтайских
памятников были объединены в новую "чуйскую" археологическую культуру,
которая включает в себя курганы, "оленные" камни, керексуры, наскальные
изображения, выкладки и другие типы объектов. За пределами чуйских
памятников керексуры почти не встречаются; находки "оленных” камней
малочисленны и выполнены они в весьма схематичной манере, скорее это
подражания - стелы. "Чуйская” культура была одной из самых обширных и
сильных на Алтае, так как она входила составной частью в огромную
межкультурную общность, объединяющую восточные и южные районы Алтая с
южной частью Восточного Казахстана, Тувой, Забайкальем и Северо-Западной
Монголией. Ранее эта общность памятников была условно названа
"улуг-хорумцами", которую некоторые исследователи называют "культурой
оленных камней" и т.п.
В первой половине VI в. до н.э. в этом
регионе произошли сильные изменения, повлёкшие за собой передел
территорий. Южные районы Алтая стали единым целым с центральными и
северо-восточными районами Алтая - памятниками
туэктинско-башадарско-пазырыкского типа. С VI в. до н.э. в Саяно-Алтае и
Монголии исчезает традиция сооружения "оленных" камней и керексуров.
"Оленные” камни вторично использовались для перекрытия каменных ящиков
или разбивались, изменился погребальный обряд и многое другое. Все эти
факты свидетельствуют о частичной смене в VI веке до н.э. населения и
идеологических представлений. Не исключено, что пришедшие в VI в. до
н.э. на Алтай пазырыкцы отвоевали и присоединили к Алтаю его восточные
районы. Только дальнейшие углублённые комплексные
историко-археолого-антрополого-топографо-хронологические исследования
могут разрешить эту проблему.
|