3D Панорамы - Горный Алтай Знакомство с Горным Алтаем Зарубежный туризм В рюкзаке... Теплоход "Пионер Алтая" Весь Горный Алтай... Фотографии Алтая Экскурсии по Горному Алтаю Где остановиться ? Путеводитель по Республике Алтай Видео Горного Алтая Интересные места Горного Алтая Часто задаваемые вопросы... Карты Республики Алтай Веб камеры Сибири-ОНЛАЙН Музыка в дорогу Новости Республики Алтай Описания объектов (с картами) Горный Алтай с вертолета... Приключения на Алтае... Юг Телецкого 17-23 июля 2011 Юг Телецкого 21-26 июля 2010 Пограничная зона Уникальный Алтай Населенные пункты Горного Алтая Информация о сайте Экспедиции на Алтай Доска объявлений Контакты Поиск попутчика на Алтай Это интересно...
Регистрация     |     Войти



Новые ссследования на ритуальном центре в долине Юстыд

НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ НА РИТУАЛЬНОМ ЦЕНТРЕ В ДОЛИНЕ РЕКИ ЮСТЫД

(ЮГО-ВОСТОЧНЫЙ АЛТАЙ)

Одни из первых археологических работ на р. Юстыд и в урочище Туру-Алты были проведены В.Д. Кубаревым в конце 1960-х – 1970-е годы. Были изучены и позднее опубликованы каменные курганы, большие керексуры, "оленные" камни и петроглифы [Кубарев, 1979 и др.]. В 1971 г. Алтайский отряд Сибирской экспедиции ЛГУ под руководством Д.Г.Савинова провёл археологическую разведку в Сайлюгемской степи. Были открыты и картографированы новые курганные могильники, "оленные" камни и другие объекты [Савинов, 1972; 1994]. В 1990-е годы В.Д. Кубарев продолжил работы в этом районе совме стно с Э.Якобсон, Я.А.Шером и А.П. Франкфором [Якобсон, 1993; Jacobson, Kubarev, 1994; Кубарев, 1997 и др.

В 1976 г. автор принимал участие в работах на р. Юстыд в составе отряда В.Д. Кубарева и обратил внимание на сложные связи между объектами. Во время новых исследований Саяно-Алтайской экспедиции Государственного Эрмитажа в 1995 г. была предпринята попытка решить вопросы об основных направлениях при ориентировке керексуров, о планиметрических связях курганов, керексуров, выкладок, "оленных" камней, стел, наскальных изображений между собой и с окружающим ландшафтом [Марсадолов, 1996б, 2000а]. Протяжённость изученного в 1995 г. участка с различными объектами по линии СЮ составляет около 1 км, по линии 3В - 2 км; на план было нанесено более 30 керексуров диаметром от 5 до 60 м, расположеных рядами и в основном ориентированных по линии СВ – ЮЗ.

На Юстыде находятся керексуры разных типов, которые по своей форме могут быть подразделены на круглые, круглые с "кольцом", круглые с четырьмя лучами, круглые с подквадратной внешней оградой, такие же, но с четырьмя лучами и др. (рис. 1). Все керексуры имеют центральную округлую каменную насыпь, но внешняя ограда у них могла быть округлой или подквадратной. По своим размерам керексуры распадаются на три группы: большие (с внешним "кольцом" от 40 до 60 м, внутренним - 15-21 м), средние (диаметр внешней ограды от 20 до 35 м и внутренней насыпью от 8 до 12 м) и малые (от 5 до 7 м). Каждая группа отличается от предыдущей уменьшением размеров почти в два раза. Около половины керексур имеют вокруг внешнего "кольца" от 5 до 40 округлых выкладок, диаметром по 2-3 и более метров. У всех керексуров были измерены внешнее и внутреннее "кольцо", высота центральной насыпи, число отходящих "лучей", количество рядом находящихся округлых выкладок, а также расстояния между объектами.

При детальном измерении расстояний между центрами керексур были выявлены закономерности в их разметке и расположении на местности. При выборе места для керексура учитывались следующие факторы: ориентировка на наиболее почитаемую горную вершину (один конец линии) или перевал (западину – другой конец линии); ориентировка по основным астрономическим направлениям (стороны горизонта, точки равноденствия, солнцестояния, высокая и низкая луна); "гармоническое сочетание" с более ранними объектами; "обыгрывание" оппозиций: круглый (небо) - квадратный (земля); гора (высокая-твёрдая) - вода (низкая-мягкая); большой - малый; далёкий - близкий и т.п.

На Юстыде зафиксирован довольно редкий случай "стратиграфического" перекрывания разных по форме керексуров - круглого и квадратного (рис. 1). Вероятно, более большой по размерам керексур № 16 с округлым внешним "кольцом" был воздвигнут позднее малого керексура № 17 с подквадратной оградой. Но, возможно, что не сам керексур № 16, а выкладки с западной стороны от него были сооружены позднее внешней ограды керексура № 17.

 

Рис. 1. Юго-Восточный Алтай. Долина реки Юстыд.

Разные виды больших объектов (керексур) около оленного камня (ОК).

Цифрами обозначены номера объектов-керексур

 

При разметке расстояний между объектами использовался модуль равный 2,2 м = 1 косой сажени, учитывались принципы равнобедренного и равностороннего треугольников, параллелограмма и других геометрических фигур. Наиболее часто использовались размеры кратные 100 или 200 саженям (рис. 2). Размеры одной или двух сторон треугольника служили основой для дальнейшей разметки. В каждом из трёх-четырёх углов прослеженных фигур находятся разные объекты – круглый, квадратный, О.К. или большой, малый и т.п. Отмечены два случая разметки в виде равносторонних треугольников со стороной в 200 косых саженей или около 440 м. При этом у одного из треугольников вершина расположена на севере, а у другого – на юге. Угловые объекты у этих треугольников разные по своей конструкции и размерам.

Одним из центров юстыдского комплекса является изваяние-"оленный" камень (далее – О.К.), изготовленный из большой светло-серой гранитной плиты [Кубарев, 1979, с. 13-21, 100]. Сделана новая прорисовка этого камня и изображённых на нем предметов вооружения, показанных в величину, близкую к натуральной и тщательно зашлифованных. У подножия этого изваяния В.Д. Кубаревым ранее были найдены каменные песты, обломок кристалла горного хрусталя, необработанные камни и др. Здесь же была обнаружена галька с прочерченным изображением прямоугольника, с двумя перпендикулярными линиями в центре, напоминающими лицо человека [Кубарев, 1979, с. 20-23], близкая к "схемам" из Тургажака и ритуального комплекса на р. Чуе [Савинов, 1996; Марсадолов, 2000б].

Отмечена следующая интересная закономерность при установке камня: узкая передняя восточная грань О.К. и ряд вертикально установленных плит (частично обломков "оленных" камней) в северном направлении ориентированы на западину-перевал близлежащей горы. Западная задняя часть О.К. и ряд вертикально установленных камней направлены на вершину относительно далёкой южной горы. Были зарисованы и измерены выкладки разнообразных форм, находящиеся с западной стороны от О.К. и вертикально уста-новленных плит. Преобладали выкладки округлых и овальных форм образованные 7-14 камнями.

От ритуального центра комплекса несколько линий расположения керексур под острым углом сходились в одну точку или, наоборот, расходились по разным направлениям в виде "веера" и были ориентированы с одной стороны на вершину горы, а с другой - на перевал-западину, при этом одна точка была далёкой, а другая - близкой. Таким же способом были ориентированы и лучи внутри каждого отдельно взятого керексура (вершина - западина, далёкая - близкая и т. п.).

 

Рис. 2. Юстыд: 1-3 – предполагаемые линии разметки

(указано расстояние между объектами в косых саженях = 2,2 м, а также номера объектов,

между которыми проводилась разметка)

Комплекс памятников на р. Юстыд весьма обширен как по своим размерам (протяжённость несколько километров), так и по числу находящихся там объектов большого размера. С восточной и западной сторон крайние объекты примыкают к другим выкладкам и керексурам, переходя в малые ритуальные центры, связанные между собой и образующие "цепочки" растянутые на десятки километров, составляя своеобразную древнюю "геодезическую сетку". Разметка объектов на р. Юстыд (так же как и в других ритуальных центрах) производилась не за один год, постоянно дополнялась всё новыми объектами для более глубокого осознания связей между вышеотмеченными бинарными оппозициями окружающей природной среды. В наиболее важных точках и на пересечениях разметочных линий регулярно сооружались новые объекты, что также способствовало обучению молодежи практическим навыкам. Памятники на р. Юстыд конструктивно очень близки к таким же объектам из южной области Тувы и северо-западных районов Монголии, особенно к сооружениям около кургана Улуг-Хорум в Туве [Грач, 1980; Марсадолов, 1993, 2001а].

Исследование памятников Юго-Восточного Алтая (современный Кош-Агачский район) позволяет сделать вывод, что, возможно, в IX - VII вв. до н.э. южные районы Алтая, Тувы и северо-западной Монголии составляли единый культурно-политический регион. Юго-восточная и южная группы алтайских памятников были объединены в новую "чуйскую" археологическую культуру [Марсадолов, 2001б, с. 26], которая включает в себя курганы, "оленные" камни, керексуры, наскальные изображения, выкладки и другие типы объектов. За пределами чуйских памятников керексуры почти не встречаются; находки "оленных" камней малочисленны и выполнены они в весьма схематичной манере, скорее это подражания - стелы. "Чуйская" культура была одной из самых обширных и сильных на Алтае, так как она входила составной частью в огромную межкультурную общность, объединяющую восточные и южные районы Алтая с южной частью Восточного Казахстана, Тувой, Забайкальем и Северо-Западной Монголией. Ранее племена оставившие эти памятники были автором условно названы "улуг-хорумцами" [Марсадолов, 1996а, с. 64-65], другие исследователи называют их "культурой оленных камней" и т.п.

В первой половине VI в. до н.э. в этом регионе произошли сильные изменения, повлёкшие за собой передел территорий. Южные районы Алтая стали единым целым с центральными и северо-восточными районами Алтая – памятниками туэктинско-башадарско-пазырыкского типа. С VI в. до н.э. в Саяно-Алтае и Монголии исчезает традиция сооружения "оленных" камней и керексуров. "Оленные" камни вторично использовались для перекрытия каменных ящиков или разбивались, изменился погребальный обряд и многое другое [Марсадолов, 1985; 2000а; Савинов, 1994 и др.]. Все эти факты свидетельствуют о частичной смене в VI веке до н.э. населения и идеологических представлений. Не исключено, что пришедшие в VI в. до н.э. на Алтай пазырыкцы отвоевали и присоединили к Алтаю его восточные районы. Только дальнейшие углублённые комплексные историко-археолого-антрополого-топографо-хронологические исследования помогут разрешить эту проблему.

Категория: load, каталог файлов |
18-01-2012, 11:33
Просмотров: 3938

Комментарии:

Оставить комментарий


Расстояния дорог Алтая
От:
До:
Через:
  • Акай Кине сообщил о переносе даты ритуала, посвященного "принцессе"
  • Бердников и Тулеев подписали важные соглашения об экономическом сотрудничестве
  • В Горно-Алтайске проходит III-й съезд медиков-травматологов
  • Автолюбители-экстремалы покорили нехоженые прителецкие горы
  • Американский климатолог призвал алтайцев готовиться к экстренным погодным изменениям
  • Глава Минтранса РФ высоко оценил работу правительства Горного Алтая по устранению последствий паводков
  • На совете старейшин не обсуждался вопрос о перезахоронении "алтайской принцессы"
  • На Алтае начнут развивать новое направление экотуризма
  • Кремль призвал алтайских политиков к взаимопониманию
  • Врио Республики Алтай Александр Бердников осмотрел важнейшие строящиеся объекты региона
  • Карта сайта ® 2011-2014
    При использовании материалов необходимо наличие прямой индексируемой ссылки на первоисточник