3D Панорамы - Горный Алтай Знакомство с Горным Алтаем Зарубежный туризм В рюкзаке... Теплоход "Пионер Алтая" Весь Горный Алтай... Фотографии Алтая Экскурсии по Горному Алтаю Где остановиться ? Путеводитель по Республике Алтай Видео Горного Алтая Интересные места Горного Алтая Часто задаваемые вопросы... Карты Республики Алтай Веб камеры Сибири-ОНЛАЙН Музыка в дорогу Новости Республики Алтай Описания объектов (с картами) Горный Алтай с вертолета... Приключения на Алтае... Юг Телецкого 17-23 июля 2011 Юг Телецкого 21-26 июля 2010 Пограничная зона Уникальный Алтай Населенные пункты Горного Алтая Информация о сайте Экспедиции на Алтай Доска объявлений Контакты Поиск попутчика на Алтай Это интересно...
Регистрация     |     Войти



Культурно-историческое наследие Кош-Агачского района

Культурно-историческое наследие Кош-Агачского района:

Археологические памятники плоскогорья Укок:

Значительная удаленность
и труднодоступность плоскогорья Укок в значительной мере обусловили его сравнительно позднее открытие для археологии. Первые разведочные работы здесь были произведены в начале 70-х гг. XX в. археологом В. Д. Кубаревым. Тогда им было зафиксировано несколько курганных могильников и местонахождений петроглифов. Но, несмотря на кажущуюся труднодоступность Укока, археологические исследования последних десятилетий показывают, что данная территория была освоена человеком еще в глубокой древности. На плоскогорье Укок на сегодняшний день известно свыше 400 объектов различных эпох: от эпохи каменного века и бронзы до позднего Средневековья. Исследователи полагают, что к эпохе каменного века (концу верхнего палеолита) могут быть отнесены некоторые из изображений местонахождения петроглифов «Калгутинский рудник». Это крупные изображения лошадей, быков или бизонов, которые стилистически сходны с аналогичными изображениями, относимыми к эпохе палеолита на всей территории Евразии.

С конца
IV тыс. до н. э. на территории Укока проживали скотоводческие племена афанасьевской культуры. На могильнике Бертек-33 было раскопано пять курганов, относящихся к данной археологической культуре. Погребенные были уложены на спине с согнутыми в коленях ногами, головой на запад. Исследования на могильнике Бертек-33 дали интересные материалы и открыли новую страницу в изучении племен афанасьевской культурной общности. Сопроводительный инвентарь, уложенный в погребения вместе с их обладателями, представлял собой традиционный для данной эпохи набор: остродонные керамические сосуды яйцевидной формы, каменный пест-жезл, украшения. Уникальным являлся сам факт нахождения памятников данной культуры на высокогорном плато, так как до этого считалось, что комплексный земледельческо-скотоводческий характер хозяйства афанасьевцев не позволял им селиться в высокогорных районах с суровым климатом.

Памятники датируются
VI–II вв. до н. э. и относятся к одной из наиболее ярких древних культур Горного Алтая – пазырыкской. Погребальный обряд пазырыкских памятников Укока существенно не отличается от аналогичных объектов, известных практически на всей территории Горного Алтая. Погребения сооружались в глубокой могиле, на дно которой был установлен деревянный сруб. Как правило, в могилу помещали тело взнузданной и оседланной лошади (или нескольких лошадей). Уникальность пазырыкских погребальных памятников Укока заключается в линзах подкурганной мерзлоты, благодаря которым до наших дней сохранились вещи из органических материалов: войлока, дерева, кожи, ткани. Курганы с мерзлотой были исследованы на могильниках Ак-Алаха-1, Ак-Алаха-3, Верх-Кальджин-2 и одиночного кургана Кутургунтас. Наибольшую известность получили раскопки кургана № 1 могильника Ак-Алаха-3, где было обнаружено захоронение молодой женщины в колоде с сопроводительным захоронением из шести лошадей. Тело погребенной сохранилось в виде мумии. Одежда и предметы туалета, детали конской упряжи сохранились благодаря мерзлоте практически в первозданном виде.

К пазырыкскому времени относится большинство наскальных изображений плоскогорья Укок. Главным персонажем петроглифов данной эпохи является
горный козел.

Памятники гуннского периода представлены
на Укоке несколькими погребальными и поминальными объектами (Кальджин-6 и Аккол-1). Надмогильные сооружения представляли собой каменные прямоугольные выкладки. Погребенные лежали вытянуто на спине головой на запад, реже на восток. На дне ямы сооружали бревенчатую конструкцию либо простую деревянную обкладку, реже умершего помещали в деревянную колоду. Наиболее яркими находками гуннского периода на Укоке являются массивная нефритовая бусина и подвеска из золотой проволоки и сердолика.

К древнетюркской эпохе,
а именнок периоду господства в Центральной Азии Уйгурского каганата — относится несколько укокских памятников (Бертек-34, Кальджин-8). Материалы древне-тюркских погребений представлены в основном деталями конской упряжи, в том числе орнаментированными роговыми пластинами-обкладками для седел. Интересной находкой является серебряный сосуд и серебряное зеркало из кургана № 1 могильника Бертек-34. Большинство материалов, полученных исследователями при раскопках археологических объектов Укока, свидетельствует о том, что в древности эта территория была хорошо освоена человеком. Скорее всего, основное назначение данного региона оставалось таким же, как и в наши дни, а именно – использование плоскогорья в качестве зимних пастбищ, на это указывают и многочисленные курганные могильники пазырыкской культуры, которые сооружались в древности преимущественно возле зимних стоянок. Население, обитавшее на Укоке в древности, испытывало заметное влияние со стороны ближайших соседей с территорий современных Китая и Казахстана. Свидетельством тому являются наскальные изображения верблюдов, переданные в типичной среднеазиатской манере, и многочисленные предметы импорта из погребений: ткани, зеркала, раковины каури и т. д. Все это указывает на то, что в древности через Укок проходили миграционные и торговые пути. Многие из археологических материалов, полученных на Укоке, уникальны и вносят новые данные в изучение древней истории Горного Алтая и Южной Сибири в целом.

Курганы долины реки Уландрык:
Раскопанные курганы датируются пазырыкской эпохой
и древнетюркским временем. В курганах обнаружены могильные ямы, в части могил находились сопроводительные захоронения коней. Из инвентаря обнаружены предметы снаряжения коня, предметы вооружения и воинского снаряжения, предметы туалета и украшения, предметы быта, одежды, обуви. Курганы находятся в 5–12 км от села Ташанта.

Археологические памятники долины реки Юстыд
Высокогорная долина Юстыд примечательна обилием разнообразных археологических объектов.
На сравнительно небольшой территории находятся сотни каменных курганов, оградки, стелы, балбалы. Большая часть археологических памятников сконцентрирована в среднем течении реки. Наиболее древними из них является семь палеолитических местонахождений. К эпохе бронзы относятся различные по конструкции керексуры, число которых около 150. Самые большие из них находятся у родника Калан. Керексуром называется погребально-поминальное сооружение, в центре которого возведена большая каменная насыпь округлой формы, на расстоянии от насыпи выложен круг-ограда, который соединяется с внутренней насыпью дорожками-лучами. Иногда внешняя ограда выложена в форме квадрата. Керексуры Юстыда отличаются огромными размерами.

Уникальным является комплекс гончарных печей гуннского времени, открытый в
1978 году в среднем течении реки Юстыд, в обрыве пересыхающего летом озера. Рядом с гончарными печами найдены остатки железоплавильных печей. Еще несколько древних железоплавильных горнов известно на противоположном берегу реки, у подножия небольшой горы, которая имеет название Печь Чингисхана.

В долине Юстыда имеется масса непонятных по своему назначению каменных выкладок
(в виде цепей из редких валунов; валунов, выложенных в один ряд, иногда тянущихся в длину более 1 км; различных геометрических фигур и т. п.).

Петроглифы горы Жалгыс-Тобе
Гора
Жалгыс-Тобе расположена на правом берегу реки Чаган-Бургазы левого притока Чуи и в 9–10 км на юг от села Кош-Агач. Гора выделяется своей пирамидальной формой и заметна практически из любой точки Чуйской степи. Рисунки (общим числом около 100 композиций, а по оценке Е. А. Окладниковой, более 700) нанесены на сланцевых выходах горы. Персонажи и сюжеты разнообразны: козлы, олени, хищники, быки, сцены охоты; на северном склоне изображение колесницы с возничим, на скальных поверхностях зафиксировано несколько рунических надписей.

Тархатинский мегалитический комплекс:
Загадочный
объект — древний мегалитический комплекс – расположен в Чуйской степи в 20 км к юго-западу от села Кош-Агач, у автодороги Кош-Агач — Джазатор, в 2 км к северо-западу от реки Тархаты. Комплекс был открыт и обследован в 1994 году экспедицией Горно-Алтайского государственного университета под руководством В. И. Соенова. Тархатинский мегалитический комплекс состоит из уложенных по кругу камней, глыб и округлых каменных выкладок различного размера от 0,5 до 6 м в диаметре. Самые большие глыбы размером 6×5×4 м. Расстояние между камнями, глыбами и выкладками различное. На камнях сооружения, а также на отдельном камне, расположенном в 70 м от группы камней, нанесены петроглифические композиции, среди которых есть сюжеты и образы, относящиеся к эпохе бронзы – раннего железа: изображения быков, оленей, верблюдов и антропоморфных персонажей. В череде каменных глыб-мегалитов выделяется одна, своей формой напоминающая традиционную алтайскую колыбель, местные жители называют этот камень «Колыбель Сартакпая».

Исследователи
не пришли к единому мнению по поводу функционального назначения этой огромной конструкции из камней. Предположительно, этот объект, в древности, являлся обсерваторией – местом для астрономических наблюдений. Петроглифы, нанесенные на отдельные глыбы комплекса, указывают на его ритуальное назначение.

Краеведческий музей казахов Чуйской степи
Расположен
в селе Жана-Аул. Музей основан в 1999 г. по инициативе председателя колхоза им. Калинина А. Ж. Джаткамбаева. Главная цель его открытия – изучение истории поселения казахов на Алтае, сохранение и развитие материальной и духовной культуры. В 2003 г. музею присвоен статус филиала Национального музея Республики Алтай им. А. В. Анохина. Посетителям представлены уникальные экспонаты, рассказывающие о быте, культуре, традициях и обычаях казахского народа. Большой интерес представляет казахская юрта с утварью и бытовыми принадлежностями.

Краеведческий музей в селе Кокоря:
Музей занимает отдельное деревянное здание, состоящее
из четырех залов. В историческом отделе представлены материалы по истории местного колхоза, этнографический отдел отображает материальную культуру коренного населения (теленгитов), археологический отдел знакомит с экспонатами, отражающими все эпохи — от раннего неолита до средневековья. Наиболее интересными археологическими экспонатами являются лук и стрелы, мумия головы воина, рунические надписи, петроглифы, стелы. В одном из залов оформлена алтайская юрта с традиционной обстановкой внутри.

Музей в селе Джазатор:
Музей расположен
в здании администрации села Джазатор. В экспозиции представлен отдел животного мира: чучела животных и птиц, обитателей Кош-Агачского района. Большинство экспонатов принадлежит к этнографической современности и отражает различные стороны бытового уклада казахов.

Культовые сооружения района:

— Мечеть
в селе Жана-Аул
— Мечеть
в селе Кош-Агач
— Часовня святых апостолов Петра
и Павла в селе Кош-Агач

Категория: load, Районы Республики Алтай |
10-10-2011, 04:27
Просмотров: 6020

Комментарии:

Оставить комментарий


Расстояния дорог Алтая
От:
До:
Через:
  • Акай Кине сообщил о переносе даты ритуала, посвященного "принцессе"
  • Бердников и Тулеев подписали важные соглашения об экономическом сотрудничестве
  • В Горно-Алтайске проходит III-й съезд медиков-травматологов
  • Автолюбители-экстремалы покорили нехоженые прителецкие горы
  • Американский климатолог призвал алтайцев готовиться к экстренным погодным изменениям
  • Глава Минтранса РФ высоко оценил работу правительства Горного Алтая по устранению последствий паводков
  • На совете старейшин не обсуждался вопрос о перезахоронении "алтайской принцессы"
  • На Алтае начнут развивать новое направление экотуризма
  • Кремль призвал алтайских политиков к взаимопониманию
  • Врио Республики Алтай Александр Бердников осмотрел важнейшие строящиеся объекты региона
  • Карта сайта ® 2011-2014
    При использовании материалов необходимо наличие прямой индексируемой ссылки на первоисточник