НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ НА РИТУАЛЬНОМ ЦЕНТРЕ В ДОЛИНЕ РЕКИ
ЮСТЫД
(ЮГО-ВОСТОЧНЫЙ АЛТАЙ)
Одни из первых археологических работ на р. Юстыд и
в урочище Туру-Алты были проведены В.Д. Кубаревым в конце 1960-х – 1970-е
годы. Были изучены и позднее опубликованы каменные курганы, большие керексуры,
"оленные" камни и петроглифы [Кубарев, 1979 и др.]. В 1971 г.
Алтайский отряд Сибирской экспедиции ЛГУ под руководством Д.Г.Савинова провёл
археологическую разведку в Сайлюгемской степи. Были открыты и картографированы
новые курганные могильники, "оленные" камни и другие объекты
[Савинов, 1972; 1994]. В 1990-е годы В.Д. Кубарев продолжил работы в этом
районе совме стно с Э.Якобсон, Я.А.Шером и А.П. Франкфором [Якобсон, 1993;
Jacobson, Kubarev, 1994; Кубарев, 1997 и др.
В 1976 г.
автор принимал участие в работах на р. Юстыд в составе отряда
В.Д. Кубарева и обратил внимание на сложные связи между объектами. Во
время новых исследований Саяно-Алтайской экспедиции Государственного Эрмитажа в
1995 г. была предпринята попытка решить вопросы об основных направлениях при
ориентировке керексуров, о планиметрических связях курганов, керексуров,
выкладок, "оленных" камней, стел, наскальных изображений между собой
и с окружающим ландшафтом [Марсадолов, 1996б, 2000а]. Протяжённость изученного
в 1995 г. участка с различными объектами по линии СЮ составляет около 1 км, по
линии 3В - 2 км; на план было нанесено более 30 керексуров диаметром от 5 до 60
м, расположеных рядами и в основном ориентированных по линии СВ – ЮЗ.
На Юстыде
находятся керексуры разных типов, которые по своей форме могут быть
подразделены на круглые, круглые с "кольцом", круглые с четырьмя
лучами, круглые с подквадратной внешней оградой, такие же, но с четырьмя лучами
и др. (рис. 1). Все керексуры имеют центральную округлую каменную насыпь, но
внешняя ограда у них могла быть округлой или подквадратной. По своим размерам
керексуры распадаются на три группы: большие (с внешним "кольцом" от
40 до 60 м, внутренним - 15-21 м), средние (диаметр внешней ограды от 20 до 35
м и внутренней насыпью от 8 до 12 м) и малые (от 5 до 7 м). Каждая группа
отличается от предыдущей уменьшением размеров почти в два раза. Около половины
керексур имеют вокруг внешнего "кольца" от 5 до 40 округлых выкладок,
диаметром по 2-3 и более метров. У всех керексуров были измерены внешнее и
внутреннее "кольцо", высота центральной насыпи, число отходящих
"лучей", количество рядом находящихся округлых выкладок, а также
расстояния между объектами.
При детальном
измерении расстояний между центрами керексур были выявлены закономерности в их
разметке и расположении на местности. При выборе места для керексура
учитывались следующие факторы: ориентировка на наиболее почитаемую горную
вершину (один конец линии) или перевал (западину – другой конец линии);
ориентировка по основным астрономическим направлениям (стороны горизонта, точки
равноденствия, солнцестояния, высокая и низкая луна); "гармоническое
сочетание" с более ранними объектами; "обыгрывание" оппозиций: круглый
(небо) - квадратный (земля); гора (высокая-твёрдая) - вода (низкая-мягкая);
большой - малый; далёкий - близкий и т.п.
На Юстыде
зафиксирован довольно редкий случай "стратиграфического" перекрывания
разных по форме керексуров - круглого и квадратного (рис. 1). Вероятно, более
большой по размерам керексур № 16 с округлым внешним "кольцом" был
воздвигнут позднее малого керексура № 17 с подквадратной оградой. Но, возможно,
что не сам керексур № 16, а выкладки с западной стороны от него были сооружены
позднее внешней ограды керексура № 17.
Рис. 1. Юго-Восточный Алтай. Долина реки Юстыд.
Разные виды больших объектов (керексур) около оленного
камня (ОК).
Цифрами обозначены номера объектов-керексур
При разметке
расстояний между объектами использовался модуль равный 2,2 м = 1 косой сажени,
учитывались принципы равнобедренного и равностороннего треугольников,
параллелограмма и других геометрических фигур. Наиболее часто использовались
размеры кратные 100 или 200 саженям (рис. 2). Размеры одной или двух сторон
треугольника служили основой для дальнейшей разметки. В каждом из трёх-четырёх
углов прослеженных фигур находятся разные объекты – круглый, квадратный, О.К.
или большой, малый и т.п. Отмечены два случая разметки в виде равносторонних
треугольников со стороной в 200 косых саженей или около 440 м. При этом у
одного из треугольников вершина расположена на севере, а у другого – на юге.
Угловые объекты у этих треугольников разные по своей конструкции и размерам.
Одним из центров
юстыдского комплекса является изваяние-"оленный" камень (далее –
О.К.), изготовленный из большой светло-серой гранитной плиты [Кубарев, 1979, с.
13-21, 100]. Сделана новая прорисовка этого камня и изображённых на нем
предметов вооружения, показанных в величину, близкую к натуральной и тщательно
зашлифованных. У подножия этого изваяния В.Д. Кубаревым ранее были найдены
каменные песты, обломок кристалла горного хрусталя, необработанные камни и др.
Здесь же была обнаружена галька с прочерченным изображением прямоугольника, с
двумя перпендикулярными линиями в центре, напоминающими лицо человека [Кубарев,
1979, с. 20-23], близкая к "схемам" из Тургажака и ритуального
комплекса на р. Чуе [Савинов, 1996; Марсадолов, 2000б].
Отмечена
следующая интересная закономерность при установке камня: узкая передняя
восточная грань О.К. и ряд вертикально установленных плит (частично обломков
"оленных" камней) в северном направлении ориентированы на
западину-перевал близлежащей горы. Западная задняя часть О.К. и ряд вертикально
установленных камней направлены на вершину относительно далёкой южной горы.
Были зарисованы и измерены выкладки разнообразных форм, находящиеся с западной
стороны от О.К. и вертикально уста-новленных плит. Преобладали выкладки
округлых и овальных форм образованные 7-14 камнями.
От
ритуального центра комплекса несколько линий расположения керексур под острым
углом сходились в одну точку или, наоборот, расходились по разным направлениям
в виде "веера" и были ориентированы с одной стороны на вершину горы,
а с другой - на перевал-западину, при этом одна точка была далёкой, а другая -
близкой. Таким же способом были ориентированы и лучи внутри каждого отдельно
взятого керексура (вершина - западина, далёкая - близкая и т. п.).
Рис. 2. Юстыд: 1-3 – предполагаемые линии разметки
(указано расстояние между объектами в косых саженях =
2,2 м, а также номера объектов,
между которыми проводилась разметка)
Комплекс
памятников на р. Юстыд весьма обширен как по своим размерам (протяжённость
несколько километров), так и по числу находящихся там объектов большого
размера. С восточной и западной сторон крайние объекты примыкают к другим
выкладкам и керексурам, переходя в малые ритуальные центры, связанные между
собой и образующие "цепочки" растянутые на десятки километров,
составляя своеобразную древнюю "геодезическую сетку". Разметка
объектов на р. Юстыд (так же как и в других ритуальных центрах) производилась
не за один год, постоянно дополнялась всё новыми объектами для более глубокого
осознания связей между вышеотмеченными бинарными оппозициями окружающей
природной среды. В наиболее важных точках и на пересечениях разметочных линий
регулярно сооружались новые объекты, что также способствовало обучению молодежи
практическим навыкам. Памятники на р. Юстыд конструктивно очень близки к таким
же объектам из южной области Тувы и северо-западных районов Монголии, особенно
к сооружениям около кургана Улуг-Хорум в Туве [Грач, 1980; Марсадолов, 1993,
2001а].
Исследование
памятников Юго-Восточного Алтая (современный Кош-Агачский район) позволяет
сделать вывод, что, возможно, в IX - VII вв. до н.э. южные районы Алтая, Тувы и
северо-западной Монголии составляли единый культурно-политический регион.
Юго-восточная и южная группы алтайских памятников были объединены в новую
"чуйскую" археологическую культуру [Марсадолов, 2001б, с. 26],
которая включает в себя курганы, "оленные" камни, керексуры,
наскальные изображения, выкладки и другие типы объектов. За пределами чуйских
памятников керексуры почти не встречаются; находки "оленных" камней
малочисленны и выполнены они в весьма схематичной манере, скорее это подражания
- стелы. "Чуйская" культура была одной из самых обширных и сильных на
Алтае, так как она входила составной частью в огромную межкультурную общность,
объединяющую восточные и южные районы Алтая с южной частью Восточного
Казахстана, Тувой, Забайкальем и Северо-Западной Монголией. Ранее племена
оставившие эти памятники были автором условно названы
"улуг-хорумцами" [Марсадолов, 1996а, с. 64-65], другие исследователи
называют их "культурой оленных камней" и т.п.
В первой
половине VI в. до н.э. в этом регионе произошли сильные изменения, повлёкшие за
собой передел территорий. Южные районы Алтая стали единым целым с центральными
и северо-восточными районами Алтая – памятниками
туэктинско-башадарско-пазырыкского типа. С VI в. до н.э. в Саяно-Алтае и
Монголии исчезает традиция сооружения "оленных" камней и керексуров.
"Оленные" камни вторично использовались для перекрытия каменных ящиков
или разбивались, изменился погребальный обряд и многое другое [Марсадолов,
1985; 2000а; Савинов, 1994 и др.]. Все эти факты свидетельствуют о частичной
смене в VI веке до н.э. населения и идеологических представлений. Не исключено,
что пришедшие в VI в. до н.э. на Алтай пазырыкцы отвоевали и присоединили к
Алтаю его восточные районы. Только дальнейшие углублённые комплексные
историко-археолого-антрополого-топографо-хронологические исследования помогут
разрешить эту проблему.
|