Одежда алтайцев очень функциональна. У той части алтайцев,
что проживала в северных районах, преобладала одежда из холста
кустарного производства, у южных – вещи, пошитые из кожи. Холщевая
рубаха не имела воротника, зато была щедро отделана цветным орнаментом.
Сверху надевали холщёвый халат или короткий кафтан из сукна с шалевым
воротником. Ввиду того, что на Алтае
зимы холодные, шили дополнительные овчинные шубы, приспособленные для
верховой езды. Обувь чаще всего была меховой, реже – кожаной, но
обязательно на мягкой подошве с поднятым носком. Охотники облачались в
войлочную куртку и меховые штаны.
Одежда южных алтайцев состоял из шубы, замшевых
штанов, сапог из маральих кож, шерстью наружу, и шапки. Шапки шили из
шкур белки, рыси, лисы, бархата, вельвета, сукна или другой ткани. Они
были круглыми, с высоким верхом. Внутри подбивали шкуркой ягненка. Сзади
к шапке пришивали две шелковые ленты или кисть из цветных ниток длиной
до плеч.
С течением времени национальный костюм алтайцев
видоизменялся. В конце XIX — начале XX вв. мужское население облачалось
летом в суконный халат (чекпен), войлочную шапку, наподобие шляпы с
загнутыми краями, кожаные сапоги с войлочным чулком. Штаны шили из
замши, а рубашку (чамчу) — из сукна. В зимний период войлочная шляпа
уступала место меховой, сделанной из лапок зверей. Бараньи шкуры
использовались для пошива тулупов, а шкуры убитых зверей шли на
изготовление ичигов (национальной обуви). Замужние женщины носили платки
и надевали поверх одежды чегедек – длиннополую тёплую безрукавку,
которую шили из бархата, шелка или сукна, обычно отороченную яркой
тканью или позументом. С правого бока на неё навешивали металлические с
прорезью бляшки, к которым привязывали платок, ключи, связку зашитых в
кожаные мешочки пуповин детей, по которым всегда можно было узнать их
количество и пол.
В женской одежде алтайцев пуговицы выполняли не
только функциональную роль, но и служили украшением. Прически женщин
отличались от причесок девушек. Девушки у южных алтайцев оставляли на
лбу маленькую челку, сзади заплетали множество косичек, украшая их
яркими ленточками. Достигнув брачного возраста, они начинали носить
длинные накосные украшения, которые вплетались в две средние косички и
опускались до пояса. В ходу у женщин была оригинальная бижутерия,
например, кольца и большие серьги. В настоящее время традиционные
костюмы надеваются в дни национальных праздников, для проведения обрядовых церемоний. Конечно, одежда алтайцев
претерпела изменения, но многовековые традиции, эстетические
представления, идущие из глубокой древности, и в наши дни сохраняются,
причудливо сочетаясь с представлениями современными.
Интересны обычаи алтайцев. Девушка не могла выйти замуж за юношу, если он был из того же сеока, к которому принадлежала невеста. Согласно легендам,
когда-то у них был общий предок, положивший начало существованию рода.
Юноша высматривал невесту в другом сеоке, и при помощи родственников,
друзей или знакомых, воровал девушку. Обычно за похитителем устраивалась
погоня. Если молодых настигали, то юноша насиловал девушку, и дело
кончалось тоем (свадьбой). По обычаям алтайцев, девушку
можно было и купить, выплатив колым. Жених мог быть в возрасте
двух-трех лет. Жена выращивала и воспитывала мужа. Став взрослым, он мог
украсть другую понравившуюся ему девушку.
Быт алтайцев обуславливался их образом жизни и
привычками. Каждый мужчина имел трубку с деревянным чубуком. Их делали
различной длинны, из дерева или металла. Деревянная часть трубки
украшалась поперечными медными кольцами. При наличии трубки, у мужчины
имелся кисет для табака. Он мог быть кожаный или тканевый, украшенный
традиционной алтайской вышивкой, и стягивался шнурком. Трубку и кисет
носили в голенище обуви. Собираясь на охоту,
мужчины надевали через плечо охотничью перевязь – тонкий ремешок, на
который были прикреплены кожаные мешочки для пороха, пуль и других
необходимых вещей на охоте. В кожаном кошельке хранились кремешки для
высекания огня и трут, нож – в кожаных или деревянных ножнах. Алтайцы с
древнейших времен занимались декоративно прикладным искусством – резьбой
по дереву. Из него вырезали украшения для лука, седел, бляшки для
уздечек. Украшали предметы домашнего обихода. Кроме того, они были
прекрасными мастерами теснения кожи. Их традиционное изделие – сосуд для
хранения араки-ташаур. Многие предметы быта алтайцы изготавливали сами. Хан Кычкыл — повелитель барсовУ всех народов Сибири существовали представления о «хозяевах» —
духах, которым подчинены те или иные животные, а также горы, леса, реки.
«Хозяином» барсов, самых опасных хищников высокогорной тайги, был, по
алтайским поверьям, хан Кычкыл. Его культ явно восходит к древним охотничьим мифам. Но повелевал Кычкыл не только барсами. Он считался также «хозяином шаманских бубнов». А бубен, в свою очередь, воспринимался на Алтае как вместилище души «избранника духов».
Таким образом, хан Кычкыл владел шаманскими душами. О
зависимости шаманов от грозного хана напоминала рукоять бубна. По
преданьям живущих на юге горной страны телеутов, по представлениям
северных алтайцев, она была таинственным образом связана с барсом. А
барс, как известно, зверь самого хана Кычкыла! Поэтому
именно рукоять считали алтайские шаманы самой важной частью своего
музыкального инструмента и передавали ее от отца к сыну, от деда к
внуку. Кто живет в печной трубе?Если обряд принесения коня в жертву Ульгеню
был связан с традициями скотоводов, то поклонение «канатуларам»
восходит к старинным охотничьим обычаям. В прежние времена ни один
житель Алтая не отправлялся в тайгу, не покормив «крылатых» — так
переводится на русский язык алтайское «канатулар».
В каждом доме хранились их изображения. Чаще всего канатулары
представляли собой раздвоенную ветку, на которую надевался кусочек ткани
с нарисованной на ней фигуркой таежного духа. Духи обладали, по
представлениям алтайцев, могущественной силой. От них целиком зависел
исход охоты. Канату-ларов не случайно назвали крылатыми. Здесь явно
прослеживается связь с «птицей-Ульгенем», «птицей-шаманом». Канатулары,
по всей вероятности, имели прямое отношение и к одному из самых древних
культов, к культу огня. Недаром считалось, что местом их обитания в доме
является печная труба. Май-ене и ее волшебные стрелыКогда в алтайской
семье рождался мальчик, самая старшая по возрасту женщина вешала над
колыбелью новорожденного маленький деревянный лук со стрелой. К стреле
была прикреплена белая тряпочка. Этот кусочек материи олицетворял собой
небесную богиню Май-ене. Ее считали охранительницей семьи от злых духов.
Особенно популярна была Май-ене у телеутов. По словам этнографа Л. Э. Каруновской, побывавшей на Алтае в 1920-х гг., телеуты верили: если дух болезни посягнет на ребенка, богиня пустит невидимую стрелу и защитит малыша.
|