Традиционной религией алтайцев считается шаманизм с чертами пантеизма. Религиозные верования алтайцев всегда подвергались внешним воздействиям. Самыми сильными из них были русское православие и монгольский буддизм (ламаизм).
Алтайцы делят видимый мир на три сферы: небесную,
земную и подземную. Обозначают два главных божества: брата – Ульгень
(владыка верхнего мира) и Эрлик (правитель подземного мира). Добрые
божества и духи обитают в верхнем мире, на земле живут люди и добрые
божества йер-су, которые людям ближе небесных богов, – это родовые
божества тоси и духи-покровители эе. В нижнем мире обитают чудовища,
духи и божества, приносящие зло людям, – йе текери, шулмусы. Туда же
переселяются и умершие.
Кроме родовых духов, алтайцы почитают духов – хозяев местностей – эе (ээзи): они населяют горы, источники, реки,
ледники и даже отдельные урочища. Считалось, что духи невидимы, но
иногда могут принимать облик человека или животного. К примеру, хозяин
гор туу-ээзи предстает в образе женщины, вступающей с охотником в
любовную связь, или является в образе седого старика.
Алтайцы считают, что Боги восприимчивы и
чувствительны к людскому «вниманию», и их надо благодарить за помощь.
Благодарностью считается молитва и привязывание белой ленточки (дьалама)
на шаман - дерево. В противном случае привлечь неприятности и несчастья. Православная религия воспринималась алтайцами
агрессивной религией и часто переход алтайцев в православие в конце 19
в. был чисто формальным. Монгольский буддизм был ближе алтайцам.
В начале 20в. начала возникать новая религиозная идеология – бурханизм. В его основе лежали элементы исторических мифов
алтайского народа. Наряду с собирательным образом правителя в
бурханизме, сохранена связь религии с родной землей, природой. У
алтайцев миф-предание переходит в историю, а реальная история становится
легендой.
Бурханизм получил название белой веры (ак дьанг). Шаманы, или камы,
обладают черной энергией. Многие алтайцы считают, что лекарь - шаман вылечит одного человека за счет другого. Чтобы спасти одного человека, шаман может пожертвовать другим.
В 30 годы религиозная практика, включавшая камления и общественные
жертвоприношения, потеряла свой общественный характер. Несмотря на это,
еще сегодня пожилые алтайцы надевают в праздники национальные костюмы, ходят молиться горе. В дни народных праздников алтайцы с утра идут к горе, служат молебен, поют песню.
На сегодняшний день возникло определенное слияние преданий,
верований, и ритуалов. Поэтому, говоря о религии и верованиях
современных алтайцев, стоит иметь в виду именно это слияние.
|