|
|
|
|
Шаманизм
|
В отличие от большинства религий, созданных тем или иным основателем,
шаманизм алтае-саянских народов является религией, хотя и возникшей в
древности, но сложившейся естественным историческим путем на основании
народного мировоззрения, включавшего в себя ранние религиозные и
мифологические представления, связанные с отношением человека к
окружающей природе и ее стихийным силам. Вера в полную зависимость
человека отдухов и божеств составляла непреложную основу алтайского
шаманизма. Алтайцы верили, что все виды благополучия находятся во власти
духов и божеств, контакт с которыми осуществляют шаманы.
Профессиональная деятельность шаманов и вся их культовая практика были
направлены на общение с божествами и духами с целью обеспечить людям
благополучную земную жизнь на основе полного признания зависимости от
духов и божеств, подчинения их воле и силе. Алтайские шаманисты
олицетворяли природу. Согласно их представлениям, у каждого объекта или
явления окружающей природы - будь то гора или река, дерево или камень,
птица или зверь, гром или дождь - имелся свой хозяин, который в
воображении шаманистов был самостоятельным, но нечеловеческим существом,
как бы слившимся с данным объектом или явлением. Представление об
индивидуальном двойнике отражало веру алтайских шаманистов в
своеобразный круговорот, устойчивый и последовательный, существования
человека, веру, связанную с древним мировоззрением олицетворения
природы. Жизнь каждого человека начинается с небесной зоны Вселенной.
Отсюда она посылается божествами на землю в материализованной форме,
например в виде падающей звезды или через солнечный луч или через
сдувание шаманом зародышей детей, висящих, как листья на священной
березе, на землю, с которой они попадают через дымовое отверстие в юрте к
изголовью очага и в чрево женщины. Теперь наступал утробный период
земной жизни человека, во время которого возникала его связь с женским
небесным божеством - Умай. В земной жизни, в самый ранний период, до
того как ребенок начинал свободно говорить, считалось, что ребенок более
связан с небесным миром, чем с окружающими людьми. Ребенок находится в
то время под охраной и присмотром "матери Умай". Как только ребенок
начинал свободно говорить, общаться со своими родителями,
родственниками, то есть входил в земной социальный мир, его
непосредственные связи с Умай прекращались. Вместе с ним рос и взрослел его двойник, который до самой смерти
человека был неразрывно связан с его телом. Во время смерти двойник, по
одним представлениям, покидал тело и возвращался к божеству, а по другим
- перекочевывал в "страну умерших". Важным положением была вера в духов
шамана, составляющих его сакральную и магическую силу. Все культовые
действия, который совершал шаман, и все результаты, которых он
добивался, осуществлялись его духами, которых он призывал в начале
каждого камлания. Шаманисты верили в избранность камов духами умерших
предков, в неизбежность их предназначения иногда даже вопреки желанию и
сопротивлению самих избранников. У каждого шамана имелись свои духи,
причем неоднородные по составу. Наиболее общими для шаманов были две
категории духов: покровители и помощники. Покровителями выступали
божества и духи высокого ранга - Ульгень и его сыновья, божество огня,
хозяева священных гор. Духи-помощники в свою очередь делились как бы на
два разряда. В один из них под названием тос объединялись предки каждого
шамана, но не предки вообще, а предки, которые сами при жизни были
шаманами. К второму разряду относятся прочие служебные духи, которые
призывались перед камланием ударами в бубен, заполняли его и
сопровождали шамана во время камлания в ту или иную зону Вселенной.
Служебные "духи бубна" (чалулар) и составляли реальную силу шамана.
Личные духи, призванные или "притянутые" (тартын) шаманом, определяли
его культовые возможности. Среди покровителей шаманов обязательно стоит
упомянуть божество огня, являющееся универсальным с глубокой древности. К
высоким покровителям, помогающим шаманам, относились хозяева священных
гор, от которых шаманы получали свои бубны и которым устраивали
специальные моления - камлания, обращаясь к ним с различными просьбами:
дать благополучие их роду или отдельным людям, прибегающим к помощи
шаманов. Наиболее характерной категорией духов-помощников алтае-саянеких
шаманов были духи-предки каждого шамана, считавшиеся кровными и
представлявшие собой духов умерших шаманов (тос). От этих духов они
получили шаманское призвание и шаманский дар, передаваемые по
наследству. Культ шаманов-предков в алтайском шаманизме достиг той
степени развития, при которой отдельные шаманы были возведены в ранг
местных духов или божеств и канонизированы. Традиция культа
предков-шаманов, передаваемая изустно из поколения в поколение, нашла и
свое вещественное выражение в алтайском шаманизме. Когда появлялся новый
кам, то его бубен и костюм должны были повторять те черты и
особенности, которые были свойственны бубну и облачению предка,
избравшего кама своим преемником. С индивидуальным бубном связана не
только вся ритуальная деятельность кама, но даже его жизнь. Каждый
настоящий шаман был обязан иметь свой личный бубен.
без которого он не мог совершать камлания - путешествия по той или иной
сфере Вселенной. Бубен у шаманов являлся главнейшим ритуальным
инструментом и свидетельством их профессии, утвержденной божеством, так
как разрешение иметь его могли дать только божества (Тенгри, Йерсу,
хозяева священных гор). Без санкции божеств и духов-покровителей ни один
шаман не мог сделать себе бубен. Второй главнейший помощник шамана во
время камлания - жула животного, шкурой которого был обтянут данный
бубен. Такими животными являлись марал или лось, косуля или конь,
обязательно самцы. По количеству и составу духов-помощников рядовые
шаманисты оценивали практические культовые и ритуальные возможности
отдельных камов.
|
Категория: load, Автостопом по Алтаю...
|
| 20-02-2012, 11:22 |
Просмотров: 4398
|
|
|
|
|
|
|