|
|
|
|
Девичья причёска и накосные украшения
|
«…Определителями возраста в девичьем костюме служили причёска и накосные украшения. Девочкам до 12 лет заплетали столько косичек, сколько ей полных лет. За всю жизнь волосы девочки стригли всего один раз, в годовалом возрасте. Этого почётного права удостаивался «таай» - дядя по материнской линии.
Девочек до брачного возраста называли «сырмалу бала», т.е. - «имеющая причёску «сырмал». Эта причёска была довольно сложной: делался косой пробор (у женщин - строго прямой), чёлка заплеталась в три косички, при этом одна из них укладывалась на левую, вплетая височные косички. Из волос на затылке заплетали несколько косичек.
Девушка, так и не вышедшая замуж, до смерти носила девичью причёску и хоронили её с ней же. По сообщенью этнографа В.П. Дьяконовой, женщины, имевшие внебрачного ребёнка - «сурас» и не вышедшие замуж, заплетали свои волосы в три косы. В девичьей причёске косичка, как и в мужской, называлась «Kejere», а в женской - «тулун».
Критерием красоты волос считались их густота и длина. В косметических целях волосы мыли молочной сывороткой, что способствовало их росту и придавало ей шелковистость. С этой же целью использовали мыло, которое изготовляли в домашних условиях путём уваривания золы травы «самын» с животным жиром. Молоденьким девушкам строго - настрого запрещалось мыть волосы в речке. Считалось, что вместе с водой может уплыть счастье девушки. К волосам вообще относились очень бережно. Выпавшие волосы никогда не выбрасывали, их собирали в мешочек на протяжении всей жизни и подкладывали усопшему под голову.
Чтобы зрительно удлинить волосы, к ним прикалывали специальное украшение из конских волос «шургуул». Традиционная девичья причёска претерпела незначительные изменения. Например, начиная с 20-30-х годов прошлого века, многокосье сменилось одной косой. Двукосье же до наших дней остаётся элементом костюма замужней женщины. Двукосье у девушек допускалось лишь в том случае, когда волосы заплетались повыше (замужние женщины носили две косы, которые заплетались за ушами).
Накосные украшения тоже имели возрастные отличия и считались своеобразными оберегами. «Кыстын бажын кара салбас» - говорилось в народе, что означает: «Девичью голову нельзя держать чёрной», т.е. она не должна быть без украшений.
При рождении девочки родные и близкие дарили новорождённой различные украшения - бисер, бусы, раковины каури («jbmaMam»), кисточки из шёлковых кисточек, перламутовые кисточки и т.д., с расчётом, что они понадобятся малышке для её будущих украшений. По народному поверью, наибольшей магической силой обладали ракушки моллюска каури. По своей форме они напоминают глаз, поэтому считалось, что это украшение способно уберечь от сглаза. Каури завозились купцами, поэтому стоили очень дорого. В литературе описываются случаи, когда за одну ракушку отдавали быка.
Круглой пуговице «топчы» приписывали силу дарить долголетие. От «топчы», якобы, исходит пожелание: «Пусть живёт так долго, как я, да сбудется моё благопожелание!». Бусины (jhhjh) и бисер «уркене» считались символами многодетности и богатства.
Имитируя накосные украшения, маленьким девочкам от 3 до 8 лет на спинке одежды прикрепляли украшение «шалтрак». Шалтрак изготовляли из кожи и нашивали на неё различные украшения, подаренные при рождении.
Когда девочке исполнялось восемь лет, ей расстёгивали шалтрак, и до 14 лет она носила уже другое украшение - «шымырак». Шымырак собирали из деталей шалтрак. Особых норм здесь не придерживались, важно было, чтобы косы были украшены.
Девушке, достигшей 14 лет, вплетали в косы особое украшение - «шанкы». Шанкы - это знак того, что девушка достигла брачного возраста. Шанкы обычно изготовляли из пяти квадратиков парчовой ткани с пришитыми к ней ракушками каури. Эти квадратики чередовались связками бус из восьми параллельных ниток. Последняя снизка бус была вдвое длиннее остальных и каждая нитка в ней оканчивалась маленькими колокольчиками или каури. Считалось, что звук от трения раковин и звон колокольчиков отпугивал злых духов, а также оповещал окружающих о наличии незамужней девушки. Социовозрастная ступень-«шанкылу бала» подразумевала святость, чистоту и требовала от девушек данного возраста соблюдения определённых норм поведения, главными из которых являлись скоомность и сдержанность».
|
Категория: load, Этноэкология Алтая
|
| 5-02-2013, 11:14 |
Просмотров: 7550
|
|
|
|
|
|
|