3D Панорамы - Горный Алтай Знакомство с Горным Алтаем Зарубежный туризм В рюкзаке... Теплоход "Пионер Алтая" Весь Горный Алтай... Фотографии Алтая Экскурсии по Горному Алтаю Где остановиться ? Путеводитель по Республике Алтай Видео Горного Алтая Интересные места Горного Алтая Часто задаваемые вопросы... Карты Республики Алтай Веб камеры Сибири-ОНЛАЙН Музыка в дорогу Новости Республики Алтай Описания объектов (с картами) Горный Алтай с вертолета... Приключения на Алтае... Юг Телецкого 17-23 июля 2011 Юг Телецкого 21-26 июля 2010 Пограничная зона Уникальный Алтай Населенные пункты Горного Алтая Информация о сайте Экспедиции на Алтай Доска объявлений Контакты Поиск попутчика на Алтай Это интересно...
Регистрация     |     Войти



Велопоход.Два Алтая (12-20 июня 2010 года) часть 2

Тут надо сказать, что в этом месте планируемая ниточка и фактическая - разошлись.
Связано это с тем, что на старых картах

и снимках Гугла маральник был сильно меньше и дорога проходила прям по нему, а сейчас всё тут, включая течение Татарки перекрыто забором.

У реки стоят пастухи. Узнаём у них о дороге на Покровку.

Говорят, что едьте постоянно вдоль забора, никуда не сворачивая и приедете, другой дороги туда нет. А если хотите на Сентелек напрямую, то либо вниз по Татарке до дойки и дальше дорогой вдоль Чарыша. Либо также вдоль Маральника, и затем будет отвороток направо.

Но на Сентелек сразу нам не нужно, мы хотим поближе к Покровке, горами.

Мы всё выяснили, ребята наши ещё не все приехали, время почти 17:00, место для стоянки тут просто шикарное  - и мы решаем вставать лагерем.

Светового времени ещё много и мы замечательно купаемся, стираемся и сушимся. А что ещё нужно после трудного полупешего ходового дня по адской жаре. Воду набираем в отдельно текущем ключе неподалёку от дороги.

Ночью в маральнике пронзительными криками кричали маралы...наверное отгоняя от своих владений велосипедистов.



 

День шестой. Р.Мал.Татарка - п.Сентелек - "Царский курган" - пер.Сентелек - п.Берёзовка - п.Майорка - п.Тулата


Утро сегодня ознаменовалось одним очень примечательным событием, которое раскрыло мне тайну, кто же пользуется сейчас этой дорогой, которой мы едем.

К нам в лагерь приехали пограничники - три симпотяги с автоматами наперевес.
Видели бы Вы, с какими радостными лицами они вылазили из "бобика", улыбаясь и любовно поглаживая автоматы, как будто им на крючок попалась ценная наживка!
Юля глядя на них радостно воскликнула "что нам, строем построиться ?" :).

Но мы были готовы к тому, что встретимся с пограничниками в этих местах. Дело в том,  что тут действительно проходит приграничная зона. Но постов, для того чтобы оформить документально въезд и выезд тут нет - один в Кырлыке, другой в Чарышском - оба мимо нас. Поэтому мы заранее оповестили всю группу, чтобы были с собой паспорта и приняли решение разбираться по факту.

Пограничники оказались вполне миролюбивыми людьми и издеваться над нами не стали. Выслушав Алексея, что списки у нас есть, паспорта есть, чужих нет, ребята пожелали нам хорошей дороги и поехали дальше на обход своих границ.

Да и представьте сами, что они могли сделать с 23мя нарушителями режима на велосипедах в этой "заповедной тьмутаракани", куда другой транспорт кроме их "бобика" и коня не пройдёт? По одному депортировать на Уазике до Чарышского? Слишком хлопотный вариант для законопослушных граждан. И слишком явно написано у нас на лицах, что мы простые туристы и никуда не денемся.

После завтрака выхожу первая. И не зря. Не смотря на то, что дорога "одна", развилок на ней довольно много. И есть время посмотреть сверху на варианты дорог и решить какая куда. В проблемных местах оставляем людей, чтобы сориентировать едущих следом.

Дорога идёт вполне неплохая и хорошо проезжаемая. Разве что некоторые слишком затяжные и крутые взлёты в конце проходятся пешком, когда передач не хватает. Двигаемся мы действительно постоянно вдоль маральника, огибая его справа. Хотела бы я оказаться маралом и пожить в этих местах. С прекрасными видами на заснеженный хребет "Кедровые белки" и на Королевский белок

Перепрыгнув несколько горок, начинается отличный грунтовый спуск, ведущий к трассе Сентелек-Покровка.
Не доехав до трассы с километр, встречаем развилку. Направо - дорога выходит ближе к Покровке, налево - ближе к Сентелеку, причём как раз к тому месту, откуда через мостик начинается дорожка, ведущая на Царский курган.
От этой развилки его хорошо видно - центральная насыпь, рядок каменных стел и более мелки курганы вокруг.
На развилке снова оставляем человека и спускаемся к дороге, по ней пару километров вниз, нахожу деревянный мостик через Сентелек.

Алексей остаётся на мостике, а я с большей частью группы еду к курганам. Тут мы около 20 минут гуляем, осматриваем, я рассказываю немного истории.

Алтай известен своими курганами Пазырыкской культуры.
Один из таких курганных комплексов, расположенный недалеко от с.Сентелек, и получил название "царский курган". Ещё его называют маленьким алтайским Стоунхенджем.  Отличительной особенностью этого кургана являются каменные стеллы высотой от 3 до 4,5 метров, идущие от кургана, расположенные друг от друга на равном расстоянии. По словам археологов, этот курган представляет из себя простейшую астрономическую обсерваторию. В определённые дни на восходе Солнца все тени совпадают. И, по-видимому, эти дни были для скифов связаны с какими-то ритуалами. По мнению учёных, можно с уверенностью утверждать, что установкой стелл руководил жрец. Именно он размечал места, где они должны быть вкопаны, и рассчитывал их высоту.
Вообще с куранами в России и в частности на Алтае связано множество легенд. В царской России много говорили о несметных богатствах в курганах и курганном золоте. Тогда действовало множество так называемых "бугровщиков", вскрывающих и грабящих древние захоронения.  Однако археологи утверждают, что золота и драгоценностей в курганах никогда не было - скорее предметы утвари и быта, оружие.  

А дело было в том, что налог на добычу золота в России был очень велик, а найденное курганное золото и клады таким налогом не облагалось. Соответственно нелегальные добытчики золота умудрялись переплавлять его и выдавать за курганное, чтобы избежать налогов. Отсюда и появились эти легенды.

С курганными захоронениями и с Беловодьем перекликается и другая Алтайская легенда про Белую Чудь.

В древние времена жила на Алтае белоглазая чудь, селилась в ямах в лесу, прятала под землей клады. Искусна была чудь во многих ремеслах, умела железо уговаривать, с серебром-золотом дружить. Но вот зацвело по Алтаю небывалое дерево - белая береза, и пришел с ним Белый царь войну воевать. Не захотела чудь остаться под Белым царем; ушла под землю и завалила проходы каменьями. До сих пор можно видеть их бывшие входы. А чтобы никто следом за ней не отправился, оставила чудь у проходов каменных волшебных сторожей. Говорят, что не навсегда ушла чудь. Когда придут люди из Беловодья и дадут всему народу великое знание, тогда вернется чудь, со всеми добытыми под землей сокровищами.

Походив, пофотографировав, мы возвращаемся к мостику.

Алексей остаётся тут ждать ребят,  а мы основной частью группы выезжаем в сторону Сентелека, чтобы пока закупиться там водичкой и вкусностями и дождаться отставших.

Немного отъехав, прокалывается Саша, некоторое время меняем ему покрышку и спускаемся в село. Феликс увозит желающих до магазина, а Саша, Женя, Дима и Паша - остаёмся на перекрёстке в тени отдохнуть.

Через некоторое время проезжают остальные, а ещё через минут 15-20 возвращаются обратно и мы собираемся на перекрёстке все.

Алексей даёт дальнейшие указания по движению - быть осторожным с транспортом, обед после перевала Сентелек, ориентировочно в районе деревни Берёзовка.

И мы начинаем ползти в перевал. Кто-то в седле, кто-то пешком. Перевал очень крутенький, серпантинный, с множеством мелких камушков и изредка пылящими машинками. Забираюсь в седле, но с частыми остановками, чтобы сбросить пульс. Снова очень-очень жарко!

Первым на перевал забирается Паша и на спуске он останавливается в крайне удачном месте - мостике через чистый ручей. Я прошу дождаться тут всех, так как место очень удачное для обеда - так и делаем, встаём тут на обед. И снова пока готовится суп - то и дело отмокаем в речке, охлаждая тело и голову.

После обеда дорога снова прыгает крутыми взлётами через горки и такими же крутыми спускается вниз. Вот она - особенность Алтайского предгорья. Дороги идут тут не по центральным рекам и ручьям, а по направлениям, как им вздумается, по всем горам и долам на пути.

Приезжаем в Берёзовку и долго не выходим из магазина, затариваясь минералкой и мороженным, и отправляемся дальше.

Хорошей насыпной дорогой мы выезжаем к деревне Майорка. Останавливаемся у первого же дома с амбарами под трактора. Тут играют двое детишек, к нам  выходит молодая женщина, у которой мы узнаём дальнейшую дорогу на Тулату.

А также мы покупаем у неё свеженькое домашнее молоко, сметану и творог. Тётенька хотела дать и так, но мы же не изверги, учитывая что нас 23, а у неё своих двое детишек.
Тут же во дворике мы и приговорили часть творога со сметанкой.

Нужно сказать, что изначально эту хорошую идею, тариться в деревнях молочным, подал нам Сергей Колчин, став инициатором. После чего ребята запасались молочком и творогом чуть ли не в каждой деревне, а Серёжу окрестили "весёлый молочник", о чём он наверное узнает только из этого отчёта :).

От Майорки начинается уже совсем узенькая полевая грунтовочка, кое-где с колеями, кое-где размытая, но везде проезжаемая в сухую погоду.

По-прежнему она скачет через взгорки, а затем спускается к речке Тулата. Тут стоит какая-то база и мостик через речку. Переезжаем мостик. Совещаемся, вставать тут на ночлег или проехать дальше. Группа решает ехать и мы  едем вниз вдоль реки до самой Тулаты. По дороге встречаем дойку, коровок, и  встречные трактор с рабочими. Речка тут грязнная и вставать на ней плохо. Въезжаем в деревню, расспрашиваем дедушку дальнейшую дорогу на Чинету и есть ли, где встать за деревней.

Он говорит нам, что встать можно в километре от выезда рядом с чистым ключом, бьющим из под земли у дороги.
 А дорога дальше на Чинету одна, нормальная, насыпная, но говорит, что наверное на первых пяти км мы заблудимся, потому что сильно много накатанных отворотков. Такой вот "оптимистичный" дедушка.

Выехав за деревню находим ключ и встаём на травянистой поляне над ним справа от дороги. Дровами завалена вся поляна.

Идём с девчатами купаться на ручеек. Пожалуй, это самое трудное купание за весь поход - комаров в кустах тьма, воду нормально даже кружкой не зачерпнуть, но помыться надо, а значит можно. Потому что только когда пот смыт и тело дышит, ты начинаешь ощущать себя нормальным человеком. А день сегодня получился очень достойный и трудовой. Почти семь часов времени чистого педаляжа.

Для себя я сегодня однозначно сделала вывод, что у нас реально очень сильная группа. И то, что мы немного растягиваемся - это мелочи по сравнению с тем как могли бы.

Разговариваем об этом с Женей Тарановой. Она, кажется, мне не верит. Но завтрашний день полностью подтвердит мои слова, но это будет завтра.



День седьмой. п.Тулата - п.Чинета - дорога на Тигерек - р.Белая


Сегодня нам предстоял самый трудный в ориентировке день.

Знали мы это заранее, потому что в этой части Алтайских предгорий с дорогами очень и очень напутано, и пожалуй Вы не найдёте ни одного отчёта джиперов или велосипедистов, чтоб они ехали (без реальных треков конечно, коих в инете пока не видела) и не заблудились хотя бы немного. Поэтому я заранее долго разглядывала карты и Гугл, угадывая где же тут могут и будут идти дороги, а где будут ложные развилки, ибо спросить на самих дорогах тут не у кого - людей нет.

Так что сегодня у нас день развилок. Для движения выбираем тактику, при которой на каждой развилке оставляется человек, который ждёт следующего, и так до самого замыкающего. Это позволяет передвигаться оперативно нашей большой группе и не ждать на каждой развилке всю группу, а затем снова терять время на следующей развилке для ориентировки, когда ребята сидят и ждут, а мы с Алексеем проходим вперёд, чтоб посмотреть что за горой и за поворотом и куда нам дальше.

Первую развилку мы встречаем уже через 3км от места ночлега, слабая заросшая колея уходит вправо, а мы проскочив вперёд видим, что дорога слишком забирает налево. Я спешиваюсь, забегаю на гору - да, эта не наша, это дорога на Яровское, а наша виднеется по склону правее, возвращаемся, оставляем Вадима на повороте, и уходим по правильной дорожке.

Затем была парочка менее принципиальных ответвлений и дорога вышла на открытые горы, откуда вновь открывался грандиозный вид на Тигирекский хребет.

Проехали указатель "Чинетинский заказник". Тут мы находимся в буферной охранной зоне Тигирекского заповедника. Ни людей, ни домиков, ни пастухов - горы, небо и стайка велосипедистов, рассекающих по грунтовым дорожкам среди цветов и трав.

Подъехали к каким-то каменным развалинам то ли разрушенного, то ли недостроенного  коровника. Здесь развилка: одна дорога уходит вниз к Генералке, другая - идёт прямо на Чинету, причём с этого места становится хорошей насыпной гравийкой, которая вскоре устремляется на шикарный спуск вдоль речки Чинета.
От Чинеты начинается самая проблемная дорога до речки Белой, поэтому мы с Алексеем приступаем к расспросу местных жителей.

 Водители дают нам подробнейшую инструкцию и рисунок, следующего содержания:
"Дабы не ехать через всю деревню 2км к бетонному мосту, по подвесным мостикам переходим речку Иня и едем направо. Горка, поле, горка, поле, дальше дорогу пересекает ключ, поворачиваем направо и едем вверх по ключу, затем дорога уходит через поле в березняк. Внутри березняка самая важная развилка. Правая дорога пойдёт в деревню Белая (это далеко и нам не туда), а левая - наша. По ней ещё пару километром и будет гора! И новая развилка. Основная накатанная дорога будет уходить налево. Но как мы ни хотелось ехать по ней - она тупиковая и ведёт к базе, а правая самая заросшая травой - это наша. Она там дальше одна, не заблудитесь" - сказали дяденьки. И уточнили, что в этом году там ещё никого не было, лишь один из них проезжал мимо на квадриках.

Ну что ж, вроде всё понятно. Хотя дальнейшие события показали, что правы были мужики только до березняка.
А мы перебираемся по подвесным мостикам экстремального вида через Иню и, проехав пару километров до ключа встаём на развилке на обед.

После обеда поднимаемся вдоль ключа, уходим направо, пересекая поле съезжаем в березняк, развилка, уходим на лево. Со словами водителей всё сходилось просто идеально. Едем дальше.

И вот дорога, развилка,...гора. Бог ты мой, ну разве можно так круто-то?

Основная дорога уходит сильно вверх в перевал, а направо уходит сильно заросшая с примятой высохшей травой дорога и вовсе в гору в лоб. Стоим, думаем что делать. По приметам нам в гору.  Подъём очень длинный и крутой, быстро не сбегаешь посмотреть, что там, - и мы уходим наверх. С большим трудом закорячиваемся и :видем что дорога оборвалась наверху, причём совсем, без вариантов. Видать кто-то умный и хороший съездил сюда на квардрике пофотографировать виды с горы и получилась дорога. Отправляем наших, которые ещё находятся на склоне направо к основной дороге траверсом, а сами спускаемся по верхам на основную дорогу к ним же.
Итак, вопрос, какую же развилку имели ввиду водители, остался открытым. По моим предположениям и ориентировочному треку, откуда-то отсюда должна уходить дорожка направо, но её нет, хоть заглядись - нет.

Проезжаем всего метров 700 и действительно развилка, правда обе дороги равнозначные и мы естественно выбираем правую, так как именно справа от нас находится Бугрышиха и озеро Белое. Едем.

Дорога скачет по верхам всё сильнее и сильнее забираясь вверх, а приближаться к цели так и не хочет, идя почти ортогонально с очень слабым правым уклоном. И это начинает настораживать, ждём поворота за каждой новой горкой, так как других развилок мы не видели, а поворота  всё нет. Все ручейки и речки сейчас пересохшие, вода у всех на исходе и начинает вечереть.

Наконец проезжаем мимо вершины 828м, отмеченной на карте. Это ключевая точка, которая однозначно говорит там, что мы едем ни туда, а по направлению строго к дороге Тигирек-Андреевский. Останавливаемся.
Нужно осмыслить ситуацию и принять решение.

Феликс предлагает спустится от этого места по джиперской колее вниз, вроде бы она разворачивается и идёт в направлении к озеру. Оставляем наверху Вадима и остальных, а сами с Алексеем и Сашей спускаемся с горы вниз по колеям, но колеи обрываются у солончаков и лужи с бобрами. Похоже тут ночевали заблудившиеся джиперы, и мы потеряв силы и время выбираемся наверх назад к группе.

Проходим с Алексеем дальше по дороге на очередной взгорок, чтобы убедиться, что на горизонте  перспективы нет и возвращаемся к нашим. Варианты исчерпаны, теперь нужно посовещаться.

Отсюда варианта было два. Первый - выезжать на п.Тигирек и оттуда в окружную через пер.Осиновый вдоль Белой выезжать к Бугрышихе. Путь длинный, и можем не успеть, а у нас осталось полтора ходовых дня до окончания маршрута и автобуса.

Либо возвращаться назад к обеденной стоянке, где по крайней мере есть вода (тут на верхах её нет совсем), и завтра разбираться что делать дальше.

После слов Ларисы с Мишей, что Андреевский нежилой и дорога туда может быть невнятная и отсутствовать вовсе, принимаем решение возвращаться - самое правильное на тот момент. А завтра пробиваться к озеру Белому.
Нужно сказать, что назад ехалось сильно проще, во-первых наконец спала жара и время было уже 20:00, во-вторых дорога шла с преимущественным понижением высоты.

Проехав 6км (столько и был наш крюк) мы увидели ЕЁ - против солнца уходила слабая заросшая колея, наша дорога. Начиналась она от склона горы так, что её не было заметно с дороги, а только проехав и развернувшись.
Пожалуй, это был самый счастливый для меня момент этого дня - момент определённости - мы выйдем сегодня к речке Белой.

Конечно, ребята очень сильно устали и мучались без воды, и наверное поминали нас не самыми добрыми словами. Но именно в такие моменты и проявляется характер, когда нужно просто собраться, и потерпеть, поработать. А туризм это не всегда красивые картинки и простые дороги, это и чаще всего - труд.

Замыкающим мы ставим Феликса, как самого сильного и надёжного нашего человека, и самого большого оптимиста :).

Ехать сейчас плотной группой всем рядом бессмысленно. Потому что, во-первых, в случае развилок впереди мы с Алексеем имеем оперативное время на принятие решения по выбору дороги, чтоб не задерживать всю группу, во вторых - это вопрос выбора места для ночёвки и подхода к воде, а в третьих - люди, которые знают, что впереди них едут и им некуда деваться - двигаются значительно лучше, даже если и злятся. А опасных условий (снега, 40-градусного мороза, урагана, ливня) сейчас нет - просто работа.

Уже от поворота на нашу дорогу у меня у самой начинает темнеть в глазах. Потому что в то время пока ребята сидели и имели возможность перекусить, мы с Алексеем рысачили по окрестностям, и так с самого утра на каждом сомнительном месте. Поэтому теперь конфеты у меня в организме закончились. Вадик отдаёт мне последний глоточек своей воды, и они всю дорогу сопровождают меня с Сашей, приглядывая чтобы не стало ещё хуже.
А дорога перескакивает ещё три горки и начинается спуск.

Но какой спуск! Узкий каньончик и дорожка такая, что практически не даёт шансов проехать её в седле и не расшибиться. И как обидно - практически все горки заехать ногами, а на спуске слезть с велосипеда и пойти пешком.

Но вот спуск выполаживается и дальше только вниз, речка близко. Начинают опускаться сумерки.
В 23:00 мы приехали к реке Белой. Алексей уже набрал воды и дал напиться, Вадим скармливает мне остатки бананов и орешков, а я доедаю витаминки, только минут через 15 престаёт трясти и я прихожу в себя.
За нами почти следом приезжают Оля и Андрей - уставшие, но спокойные и довольно бодрые. Затем Рудольф, которому сегодня выпала ещё и роль дежурного по приготовлению ужина.

Пока мы ставим палатки, подтягиваются и остальные, уже с фонариками.

Быстрая пробежка к речке, чтобы искупаться и не накормить рой комаров. Алексей ещё встречает ребят и возится с костром. Рудольф начинает готовить еду.

Наконец приезжает и замыкающий Феликс - теперь совсем все в сборе. И мы это сделали!

Сил кушать нет, поэтому сразу ухожу спать, и уже сквозь сон слышу у костра бодрый голос Ларисы и Миши - всё-таки эти ребята удивительные оптимисты!



День восьмой. р.Белая - п.Бугрышиха - оз.Белое


Спим дольше обычного, потому что теперь торопиться некуда. Около 8 утра поднимаемся и начинаем готовить завтрак, купаться и приходить в себя после тяжелого вчерашнего дня.
Вчера мы встали лагерем прям у дороги.

 Отсюда их две - одна идёт прямо, другая левее. Левая выходит к речке буквально через 50 метров, и тут мы купаемся и просматривается брод на другую сторону через остров.
Прохожу второй дорогой, здесь тоже брод, через небольшую галечную косу - явно глубже. Поэтому решаем переходить левым вариантом.

После завтрака собираемся и переносим по отдельности рюкзаки и велосипеды - брод по колено.
В деревне находим колонку с водой и пополняем запасы.

Пытаемся найти магазин, но магазина в деревне нет. Есть тётечка, которая торгует в частном порядке, но она уехала за товаром. Поэтому мы штурмуем Главпочтамт,  где покупаем чай, а ребята набирают кучу печенек и зефирок. И мы выдвигаемся из деревни в сторону озера Белое.

От Бугрышихи туда ведёт препаршивейшая гравийка, размытая, с кучами камней.

Ну и дорога как всегда вверх, и как всегда очень жарко.

А ноги сегодня совсем отказываются ехать. Передвигаемся мелкими перебежками от тенька к теньку. Наконец заезжаем наверх, откуда открывается вид на озеро и гору Синюха, и скатываемся до своротка на озеро. Встаём на озере слева по ходу движения.

Ставим палатки и сразу в воду - вот оно, простое человеческое счастье!
Ненадолго мы выехали до деревни "8марта", чтоб купить недостающих продуктов. И дальше до самого вечера только и делали, что купались и ничего не делали, причём купались чаще. Около 17:00 приехал автобус, который завтра повезёт нас домой.

Ужин проходит с кружкой по кругу и добрыми словами в адрес друг друга и команды - нашей сильной команды.
Нужно сказать, что весь день не было ни комаров ни мошек - лёгкий ветерок сдувал и тех и других. Но вечером комары появились, причём в очень большом количестве, и сколько не пытались ребята посидеть у костра с гитарой, комарики сделать это не дали, разогнав всех по палаткам.



День девятый. Музей Колывани. Дорога домой.


Как всегда ранний подъём, завтрак и увязка велосипедов и рюкзаков на крыше автобуса.

Затем мы выезжаем в сторону посёлка Колывань, где заезжаем в музей Колыванского камнерезного завода,- маленькое здание в бывшем корпусе училища при заводе, три зала. Женщина экскурсовод рассказывает нам историю завода. В музее хорошо и прохладно. Красивые панно и предметы из камня поражают воображение своей красотой. Как же жаль, что вся эта красота находится в запустении. А может и есть в этом какой-то свой смысл, и горы не хотят подпускать к своим недрам человека.

А затем жаркая дорога домой. В Поспелихе Дима, Женя, Таня и Настя сходят, чтобы доехать до Новосибирска вечерним поездом. А мы около 17:00  приезжаем в Барнаул.

Категория: blog |
28-03-2011, 13:51
Просмотров: 2060

Комментарии:

Оставить комментарий


Расстояния дорог Алтая
От:
До:
Через:
  • Акай Кине сообщил о переносе даты ритуала, посвященного "принцессе"
  • Бердников и Тулеев подписали важные соглашения об экономическом сотрудничестве
  • В Горно-Алтайске проходит III-й съезд медиков-травматологов
  • Автолюбители-экстремалы покорили нехоженые прителецкие горы
  • Американский климатолог призвал алтайцев готовиться к экстренным погодным изменениям
  • Глава Минтранса РФ высоко оценил работу правительства Горного Алтая по устранению последствий паводков
  • На совете старейшин не обсуждался вопрос о перезахоронении "алтайской принцессы"
  • На Алтае начнут развивать новое направление экотуризма
  • Кремль призвал алтайских политиков к взаимопониманию
  • Врио Республики Алтай Александр Бердников осмотрел важнейшие строящиеся объекты региона
  • Карта сайта ® 2011-2014
    При использовании материалов необходимо наличие прямой индексируемой ссылки на первоисточник