3D Панорамы - Горный Алтай Знакомство с Горным Алтаем Зарубежный туризм В рюкзаке... Теплоход "Пионер Алтая" Весь Горный Алтай... Фотографии Алтая Экскурсии по Горному Алтаю Где остановиться ? Путеводитель по Республике Алтай Видео Горного Алтая Интересные места Горного Алтая Часто задаваемые вопросы... Карты Республики Алтай Веб камеры Сибири-ОНЛАЙН Музыка в дорогу Новости Республики Алтай Описания объектов (с картами) Горный Алтай с вертолета... Приключения на Алтае... Юг Телецкого 17-23 июля 2011 Юг Телецкого 21-26 июля 2010 Пограничная зона Уникальный Алтай Населенные пункты Горного Алтая Информация о сайте Экспедиции на Алтай Доска объявлений Контакты Поиск попутчика на Алтай Это интересно...
Регистрация     |     Войти



Велопоход.Два Алтая (12-20 июня 2010 года) часть 1

(п.Усть -Сема - п.Черга - пер.Кукуя - п.Беш-Озек- пер.Чакырский - п.Усть-Кан - р.Чарыш - р.Кумир - "Девичьи плёсы" - п.Коргон

 - р.Воровская - руч.Тракторный - п.Татарка - маральник- "Царский курган" - п.Сентелек - пер.Сентелек - п.Берёзовка - п.Майорка - п.Тулата - п.Чинета - дорога на Тигирек- п.Бугрышиха - оз.Белое - п.Колывань)

Маршрут:


 День   
Маршрут    
 Расст. Время   

 Набор    

Дорога
 1 П.Усть-Сема - п.Камлак - с.Черга - п.Барлак - р.Сема 32км
 1:54 395м Асфальт
 2  Р.Сема - с.Черга - пер.Кукуйский - п.Барагаш - п.Беш-Озек 90км 6:00 1411м До Черги асфальт, дальше гравийка и грунтовка
 3 П.Беш-Озек - пер.Чакырский - с.Усть-Кан - р.Кумир 103км  6:40 1175м До перевала гравийка, от перевала до Усть-Кана асфальт, дальше плохой гравий и грунт
 4 Полуднёвка.
Р.Кумир - с.Коргон - р.Воровская
  42км  3:50  647м Плохая гравийка. От Коргона - слабая грунтовка.
 5  Р.Воровская - руч.Тракторный - р.Бол.Татарка - р.Мал.Татарка 19.4км 4:00 1000м Заросшая грунтовка кое-где переходящая  в тропу
 6  Р.Мал.Татарка - п.Сентелек - "Царский курган" - пер.Сентелек - п.Берёзовка - п.Майорка - п.Тулата  65км 6:35 1478м  До Сентелека - грунтовка. От Сентелека до Тулаты - гравийная дорога
 7 П.Тулата - п.Чинета - дорога на Тигерек - р.Белая
 76км 8:00 2200м Плохая грунтовка, порой очень заросшая
 8 Р.Белая - п.Бугрышиха - оз.Белое 22км  2:14  540м Плохая гравийная дорога
 9 Автопереезд до п.Колывань. Посещение Музея. Переезд до г.Барнаул.     

  Итого пройдено:    ~450км с набором высоты    8846м.

Карта маршрута. зелёном - изменённые участки.
 

Предисловие


Есть в наших родных краях места, о которых не пишут в популярных путеводителях по Алтаю, куда практически не заезжают туристы, места которые не назовёшь "попсой", и где НЕ бывало 90% туристов, которые будут утверждать Вам, что излазили весь Алтай. Но это места небывалой красоты - заповедные места Горного Алтая и Алтайского края,  с которыми связан большой пласт истории края и России от глубоких времён до современности, где можно на несколько дней ощутить себя полностью оторванным от цивилизации, маленьким ребёнком на руках у Природы.

Именно по таким дорогам и тропам, объединяющим Горный Алтай и Алтайский край мы и проложили свой новый маршрут.

День 1. п.Усть-Сема - п.Камлак - с.Черга - п.Барлак - р.Сема


В 8 утра практически все участники собрались у вокзала Барнаула, где уже ждал автобус. И Алексей принялся увязывать весь багаж и велосипеды на крышу. Надо сказать, что автобус у нас полный - 23 человека. А соответственно 23 велосипеда и 23 рюкзака. Так что водитель с некоторой опаской поглядывал на крышу и ту кучу железа, которая там расположилась.

Ехали мы небыстро и аккуратно. Ко всему сильный встречный ветер мешал набрать скорость. В Бийске к нам присоединилось ещё 4 участника из Новосибирска - Таня, Настя, Дима и Женя. Они приехали в Бийск на ночном поезде и теперь ждали нас.

К Усть-Семе мы подъезжали под хорошим ливнем. На полянке развели костёр, согрели чай, сделали бутерброды. Дождик дал нам покушать и собрать рюкзаки, и принялся снова. Выехали от Семы мы около 16:30. Сегодня предстояло проехать максимально близко к с.Шебалино, чтобы завтра штурмовать Кудатинский перевал. Но погодка всё норовила вмешаться в наши планы - дождик то снова лил, то переставал (и солнце дарило красивую радугу), а то принимался снова.

Около 18:45 мы начали искать место для ночёвки и съехав с дороги по тупиковой гравийке к реке Сема, поставили лагерь.

Дождик дал нам поставить палатки и натянуть тент для продуктов и стола и полил опять.
Мы с Таней и Настей колдуем с ужином, Паша - костровой. Оперативно кушаем и ливень принимается с новой силой, разгоняя нас по палаткам. Да ещё с какой силой! Даже штормовые палатки стеной дождя пробивает насквозь. Дорогу, по которой мы заехали, мгновенно расквашивает в кашу.

 Мы с Алексеем вечером принимаем решение не ехать через Кудатинский перевал, который является грунтовым и сейчас представляет из себя жижу чернозёма, а выезжать более хорошим гравийным перевалом Кукуйским, не смотря на то, что эта дорога длиннее примерно на 35км.  Не нужно это - в первый же ходовой день загонять себя в "говны", грунтовых дорог ещё много впереди.


 

День 2. р.Сема - с.Черга - пер.Кукуйский - п.Барагаш - п.Беш-Озек


С утра небо затянуто, но дует ветерок и постепенно начинает прояснивать. Совещаемся с группой и окончательно подтверждаем вариант объезда через перевал "Кукуя".

По асфальту и солнышку возвращаемся до развилки в п.Черга, где закупаемся водичкой и уходим на укатанную гравийку, начинающую карабкаться на Чергинский хребет. С этой стороны подъём на перевал Кукуя более длинный и более крутой, поэтому мы довольно сильно растягиваемся.
Изредка останавливаемся, чтобы перевести дух.

Последние 4км подъёма особенно крутые и даже передачи 1:1 не хватает. Заезжаю с большим трудом по кусочкам, с передышками.

На перевале всех не дожидаемся, так как время уже давно обеденное, а спускаемся вниз до моста, где начинаем готовить обед и дожидаться остальных. Через часик приезжают и последние люди с замыкающим Пашей.

После обеда мы спускаемся до развилки и уходим налево вдоль реки Песчаная.

Сейчас мы находимся между двумя хребтами - Чергинским и Ануйским. Поэтому короткий спуск снова сменяется плавными и постепенными наборами вдоль реки Песчаная. Зато пейзажи здесь очень красивые - мощная речка, горы, зелёные долины в цветах.

В посёлке Барагаш собираемся все вместе и едем дольше. Отсюда дорога резко ухудшается, становится больше камней и ехать становится сильно тяжелее. Не доезжая п.Беш-Озек долго ищём удобное место для ночёвки, так чтобы было подальше от дороги, и при этом не на болоте, в итоге встаём на самом берегу реки в поле, на впадении ручейка. С дровами здесь не очень, но наши парни решают и эту проблему.
Вечер прошёл по-доброму - с гитарой и песнями.


День третий. п.Беш-Озек - пер.Чакырский - с.Усть-Кан - р.Кумир


Ночью была очень обильная роса и утро сегодня на удивление холодное. Пока готовится завтрак - одеваем на себя всё, что есть тёплого. Это было самое холодное утро за весь поход. На восходе небо было затянуто облаками, но постепенно солнце прорывается и небо растягивает - становится теплее.

Около 8:30 утра мы выезжаем. Несколько километров проезжаем до п.Беш-Озек, от которого начинаются пологие подъёмы к Чакырскому перевалу. Природа здесь пышет свежестью, зеленью и цветами. Все большие и маленькие лужайки раскрашены жёлтым, оранжевым и синим ковром из цветов.

Подъём на Чакырский перевал со стороны Беш-Озека несложный, на последних взлётах начинается хороший асфальт. На вершине перевала собираемся все месте  и начинаем спуск.

Самое удивительное - это те пейзажи, которые открываются с перевала. И Бащелакский и Коргонский хребты стоят в снегу - и это в середине июня. Это удивительно и очень красиво!

Крутыми серпантинными петлями мы спускаемся в широкую котловину - горную степь - долину реки Кан.

Тут я сделаю небольшое историческое отступление о здешних местах, Беловодье и переселении староверов на Алтай.

Канская долина связана с одним важным пластом истории Алтая и России.
В 1666 году произошёл раскол русской православной церкви. Строобрядцев очень притесняли в тогдашней России - на них были гонения, не давали трудиться, вести хозяйство, вплоть до жестоких расправ и репрессий. И староверы вынуждены были семьями бежать в   глубь страны, на поиски новых земель, пригодных для жизни.

Тогда и появилась легенда о таинственной стране Беловодье - крае с богатой природой, где живет высшее знание и высшая мудрость на спасение будущего человечества. Именно на Алтае и в долине реки Бухтарма искали страроверы Беловодье - и находили. В Горном Алтае основными местами расселения староверов является Уймонская долина, Усть-Канская долина, долины реки Лебедь и Бия - это богатые зверем земли, пригодные для земледелья и выпаса скота. Здесь и сейчас живёт множество "кержаков". А в п.Верх.Уймон располагается музей Старой Веры.

Под перевалом на развилке дорог мы снова собираемся вместе и выдвигаемся в сторону п.Усть-Кан. По хорошему асфальту, да ещё и вниз летится просто здорово. Правда перед самим посёлком всё же встречается несколько пупырей с хорошими наборами высоты. В Усть-Кане мы останавливаемся у магазинов, закупиться водой и некоторыми недостающими продуктами, выезжаем за деревню и в нескольких километрах ниже по Чарышу встаём на обед.

Жара стоит невыносимая, и пока Таня с Артёмом героически готовят на таком пекле обед - мы идём на ручей купаться, от чего жить сразу становится веселей.

После обеда дорога идёт вниз вдоль реки Чарыш до впадения в неё реки Кумир.

Сейчас по Чарышу проживает довольно много русских.

Но когда-то эти земли были заселены исключительно алтайскими кочевыми племенами. Историки говорят - калмыками, но мы не будем вдаваться в этнографию и выяснять как же в точности называть эти тюркские народы. А когда-то эта приграничная  территория была и вовсе под властью китайцев. В давние времена, когда алтайцы  хотели освободиться от владычества китайцев - шли множественные междоусобные столкновения. Во время одного из них в долину Чарыша бежал калмыцкий зайсан (князь) Чеча со своими родственниками и людьми и долго здесь скрывался от преследований китайцев, которые, однако, все-таки напали на его след. Долго защищался осажденный князь. Потом китайцы подожгли лес, а с противоположной стороны бросились на штурм позиции калмыков, которые в конце концов в ожесточённой битве были побеждены превосходящими силами противника и частью перебиты. Частью же, в том числе и сам Чеча приняли смерть, бросившись со скалы. Речка Чеча, как и гора получила название от имени этoгo героя, она впадает в Чарыш с правой стороны примерно посередине между Усть-Каном и Коргоном.

От обеда первыми выезжаем вдоль Чарыша - я, Настя и Вадим. Настя искренне поражает меня сегодня. Если в предыдущие дни она никуда особо не торопясь, ехала в конце группы, то сейчас впедаливала явно с хорошим настроением на очень непростой дороге, "делая" нас с Вадимом во все горки. Всё-таки девушки - существа непредсказуемые :).

Недалеко от моста через Кумир, который служил ориентиром, нас догнали Феликс с Сашей.
Тут мы подождали немного, передохнули, и свернули на грунтовочку вдоль лучшей в мире реки Кумир, чтобы через 7км приехать в порогу Девичий Плёс.

Кумир - река, о которой можно говорить только в восхищённых эпитетах. Абсолютно чистая хрустальная вода, бурные белые потоки, отвесные скалы, склоны поросшие лесом,  и особая чистая энергетика этого места никого не оставляют равнодушными.

Но сейчас нас неравнодушными оставляла "волшебная" дорога вдоль реки. Вот где нужно проводить чемпионаты мира по кросс-кантри. Апхилы на грани возможности и такие же крутые каменистые спуски не дают расслабиться ни на секунду, и заставляют изрядно попотеть. Через пару километров нас обгоняет Алексей и резво улетает вперёд занимать место на стоянке и искать дрова. И не зря.

Мы приезжаем на Девичий плёс как раз вместе с машиной джиперов, но им уже приходится вставать на маленькой отдельной полянке.

Ставим палатки, и поочерёдно идём купаться на плёс - теперь соль смыта ледяной водой, голова свежа и все труды сегодняшнего дня вознаграждены.

Наши ребята подъезжали к стоянке ещё довольно долго. Когда к стоянке в числе последних подъехали никогда не унывающие Миша с Ларисой (за которых я, честно признаться, уже начала переживать) то мне подумалось, что всё-таки оптимизм - это самое полезное в мире качество. Как бы они ни уставали, за весь поход я так и не увидела ни разу их унылыми или понурыми. Характер!

А затем был поздний ужин, поздравления с самым длинным километражём за поход, а для многих и самым длинным километражём на всё время катания на велосипеде, и крепкий целительный сон под шум реки.
У нас в этом походе довольно много новичков в велотуризме и туризме вообще.

Хотя действительным новичком я считаю только одного человека - Таню Андреевскую из Новосибирска, которая и на велосипеде-то каталась не так много, но в эти и последующие дни показала себя настоящим борцом, пребывая практически постоянно в первой группе на самых сложный участках пути и неизменно улыбаясь. Надеюсь, этот поход не стал для Тани шоком :) и с велотуризмом она будет продолжать дружить и дальше.



День четвёртый. Полуднёвка. р.Кумир - с.Коргон - р.Воровская


Сегодня до обеда у нас время отдыха, и после завтрака мы в свободной режиме стираемся, отдыхаем или гуляем вдоль реки спускаясь к порогам Девичий плёс и Миндой.

Существует несколько версий легенд о Девичьем плёсе реки Кумир, которая кстати в  записях путешественника Бунге 19го века, со слов местных жителей значится как Хаир-Кумын.

По легенде алтайское селение на этом месте оккупировали злодеи-завоеватели. Ночью, когда караульные спали, девушка по имени Мерей со своими сверстницами бежали от оккупантов. Но проснувшиеся караульные и захватчики начали преследовать красавиц. Оказавшись в безвыходном положении, девушки прыгнули с высокого утёса и навсегда ушли в объятья хозяйки вод. Поэтому это место называется Байлулардын кажады, т.е. Девичьи плёсы.

Ещё одна более поздняя  версия легенды говорит о том, что тут был женский монастырь и, когда пришли белогвардейцы, то все монашки бросились в эту реку со скал. Думаю, эта легенда ближе к истине, так как старые  фундаменты действительно были обнаружены на другом берегу Кумира. Конечно за исключением того момента, что очень любит "народный язык" всех "бросать"  со скал и утёсов :).

Уже к 12 часам Дима и Женя оперативно готовят обед, и около 13:00 мы выезжаем обратной дорогой до моста через Кумир, попутно останавливаясь, чтоб полюбоваться самым крупным порогом Кумира - порогом "Большой". От моста мы поворачиваем налево по дороге вдоль Чарыша в п.Коргон.

Дорога очень красивая, идёт порой по самой кромке реки, а за спиной и по бокам то и дело вырастают заснеженные гольцы Коргонского хребта.

В посёлке мы отправляем основную группу вперёд в магазинчик, а сами останавливаемся поговорить с местным жителем по поводу последующей дороги. Местный даёт нам ориентировки, которые совпадают с тем, что я знаю и планирую, и мы отправляемся на выезд из деревни.

В конце деревни дорога перепрыгивает по мостику через ручей и забирает налево на склон,  по которому начинает забираться вверх вдоль речки Воровская.

Представляете, как колоритно смотрелась наша группа в 23 велосипедиста, забирающаяся от окраины деревни по маленькой жухленькой чернозёмной грунтовочке?  Думаю тут ещё такого не видели.
Дорожка слабенькая, так как на конях по ней ездят намного чаще, чем на тракторе :))). Идёт довольно крутыми взлётами, которые тем не менее заезжаются на 1:1.

Жара сегодня стоит снова нестерпимая, поэтому практически после каждой горочки мы прячемся в тень какого-нть дерева и отдыхаем, а затем снова вперёд и вверх.

Правда жара нам и на руку. Дорога абсолютно сухая. А местные сказали, что на верхах даже болота пересохли, что само по себе событие уникальное. Так что эпитет "грязелечебный велопоход", который на этапе разработки очень подходил к этому маршруту, - не оправдывался.

Вскоре дорожка вдоль реки упёрлась в заборчик с домиком, и после него это была уже не дорожка. Отдельно были колеи, которыми проезжают сумасшедшие джиперы. Отдельно - конная тропа. И то и другое местами ехалось, местами шлось рядом.

Лишь один болотистый участок в зажиме скалы доставил нам неприятность - пришлось прыгать по кочкам, чтоб не увязнуть.

Впереди открылся вид на красивейший белок 2206м. По направлению к нему мы и держим наш велосипедный путь. Путь примечателен тем, что это дорога. Заброшенная, малоезженая, но дорога. И велосипед тут, как бы ни было на нём тяжело - подходящий вид транспорта. Что-то проводится пешком, что-то позволяет ехать и быстрее преодолевать расстояния.

После брода через Воровскую, который девушкам помогают перейти Вадим и Дима, на солнечной полянке с красивым видом на гору мы встаём на ночлег.

Купаться ходим на реку немного вперёд - там можно даже окунуться. Вода самая правильная - в меру холодная но не леденящая, и после жаркого дня вылазить из неё не хочется.

За вечер мимо нас несколько раз проходят мужики на конях - идут на охоту. Хорошие, спокойные, доброжелательные.

Вечером Женя спросила меня, почему речка называется Воровская. Теперь я отвечу на этот вопрос.
История этих дорог связана с рекой Коргон, на которой находилась знаменитая Коргонская каменоломня. Она расположена в 11км к югу от посёлка Коргон. Откуда еще в 19м веке на Колыванскую шлифовальную фабрику везли глыбы поделочных камней (яшма, порфиры) благороднейших оттенков; а там умелые руки мастеров создавали вещи непревзойденной красоты. В 60е годы 19го века на каменоломне произошёл бунт рабочих против тяжелых условий труда. И часть рабочих бежала в горы, где основала банду, прославившуюся на окрестные деревни разбоями и грабежами. Отсюда и взяла своё название река Воровская, по верховьям которой и орудовали и укрывались беглецы.

Вечер четвёртого дня ознаменовался тем, что у народа открылся "жор" и конфетки с сушками начали расхватываться под чистую, от риса с тушёнкой в приготовлении Оли с Андреем тоже ничего не оставили - хорошая нагрузка даёт о себе знать.



 

День пятый. р.Воровская - руч.Тракторный - р.Бол.Татарка - р.Мал.Татарка


Как всегда ранний подъём в 6 утра. И немного затянувшиеся сборы.
Около 8 утра мы выезжаем.

Правда правильнее будет сказать "выходим", так как от другого конца поляны дорога становится не проезжей, но проходимой :).

Мы переходим ещё пару раз в брод речку, участком тропы мимо живописных скал поднимаемся на полочку, снова выходим на дорогу. Тут она идёт прям по ручью, по колеям бежит вода. Но за счёт того, что подложка из мелких камушков - колёса не вязнут.

Дорога тут одна, блудить негде, лишь кое-где бывают развилки, когда участок дороги обходит грязь или слишком резкий спуск-подъём. Поэтому мы двигаемся довольно растянутой группой в своём темпе с передышками.
На дороге то и дело встречаются следы косули - охотникам есть кого тут ловить.

Постепенно от Воровской наша дорога завернула направо, огибая гору Воровская.
Отсюда начался самый тяжелый участок. Подъёмы и спуски очень резкие, в низинках на ручьях грязь, дорога довольно заросшая.

Тракторный ручей (местные говорят "трактОвый") идёт внизу по каньончику, а дорога огибает его резким взлётом слева и спускается к ручью. Колеи на этих участках очень глубокие - до полуметра и более. Вспоминая, что тут ездят сумасшедшие джиперы - искренне не могу понять как? Правда есть и довольно свежие следы, но отнють не  легкового транспорта, а чего-то типа ГАЗ-66.

Спустившись к Тракторному ручью дорога становится площе, суше и позволяет ехать. Отсюда до р.Большой Татарки мы практически всё время в седле, лишь кое-где спешиваясь, чтобы не зацепиться ногами на крупные камни или перейти брод.

На реке Большая Татарка стоит заброшенный завалюшный домик  (даже два, один повыше, другой пониже) и принципиальная развилка дорог.

Тут мы встаём на обед.
Место не особо удачное, так как нет тени, чтоб спрятаться от палящего солнца, но очень удачное, так как мы не теряем времени, собирая всю группу вместе на развилке, а готовим обед, одновременно просушивая палатки, и время от времени смачивая одежду и голову, чтоб не перегреться.

От обеда ухожу первой, чтобы разобраться в предстоящих впереди развилках. За мной уходят Аня и Юля.

От Татарки идёт две дороги - одна по самой Татарке вниз к Чарышу, другая - вверх по впадающему в неё ручью. Двигаемся по ней - снова развилка. Хорошая уходит по ручью дальше, похуже уходит вверх направо по впадающему чистому ключу - нам по ней. После того как она переходит ключ - становится вполне неплохой дорогой, проезжаем по ней ещё  с километр и : бог ты мой, ну разве можно уходить в такие! подъёмы. Наша дорожка уходит в волшебный подъём под углом, под которым даже пешком зайти трудно, не то, что завести велосипед. На каких же танках они тут ездят? И это при том, что дорога абсолютно сухая.

Оставляю ребят внизу и прохожу наверх, убедится что всё абсолютно правильно и нам туда. Велосипеды заводим по двое - один за руль, один сзади толкает. Получается сильно эффективнее. Тут следует сказать спасибо нашим парням - они здорово помогали девушкам.

Подъём этот выводит нас ещё парой таких же крутых взлётов на вершинку перевала, с которого мы заросшей грунтовкой сказываемся вниз, внизу домик, причём хороший, обитаемый, с вставленными новыми рамами и целой крышей. А слева начинается забор маральника.

Наша дорога идёт вдоль забора наверх на новый пупырёк и скатывается дальше вдоль забора вниз  к речке Малая Татарка.

Категория: blog |
28-03-2011, 13:52
Просмотров: 3792

Комментарии:

Оставить комментарий


Расстояния дорог Алтая
От:
До:
Через:
  • Акай Кине сообщил о переносе даты ритуала, посвященного "принцессе"
  • Бердников и Тулеев подписали важные соглашения об экономическом сотрудничестве
  • В Горно-Алтайске проходит III-й съезд медиков-травматологов
  • Автолюбители-экстремалы покорили нехоженые прителецкие горы
  • Американский климатолог призвал алтайцев готовиться к экстренным погодным изменениям
  • Глава Минтранса РФ высоко оценил работу правительства Горного Алтая по устранению последствий паводков
  • На совете старейшин не обсуждался вопрос о перезахоронении "алтайской принцессы"
  • На Алтае начнут развивать новое направление экотуризма
  • Кремль призвал алтайских политиков к взаимопониманию
  • Врио Республики Алтай Александр Бердников осмотрел важнейшие строящиеся объекты региона
  • Карта сайта ® 2011-2014
    При использовании материалов необходимо наличие прямой индексируемой ссылки на первоисточник