3D Панорамы - Горный Алтай Знакомство с Горным Алтаем Зарубежный туризм В рюкзаке... Теплоход "Пионер Алтая" Весь Горный Алтай... Фотографии Алтая Экскурсии по Горному Алтаю Где остановиться ? Путеводитель по Республике Алтай Видео Горного Алтая Интересные места Горного Алтая Часто задаваемые вопросы... Карты Республики Алтай Веб камеры Сибири-ОНЛАЙН Музыка в дорогу Новости Республики Алтай Описания объектов (с картами) Горный Алтай с вертолета... Приключения на Алтае... Юг Телецкого 17-23 июля 2011 Юг Телецкого 21-26 июля 2010 Пограничная зона Уникальный Алтай Населенные пункты Горного Алтая Информация о сайте Экспедиции на Алтай Доска объявлений Контакты Поиск попутчика на Алтай Это интересно...
Регистрация     |     Войти



Дорога на юг Телецкого озера Наше путешествие лето 2010 !!!!

Дорога на юг Телецкого озера
July. 27th, 2010 at 1:17 PM



Итак...
Новосибирск - Усть-Сема (500 км), далее едем через мост по М-52.
   
Через 90 км - Семинский перевал. Ехать нужно осторожно, так как легко пробить колесо. По пути в Шебалино несколько последних хороших заправок, вплоть до 96-го.
От Семинского перевала до перевала Чике-Таман еще примерно 90 км. По дороге крупное село Онгудай. Там не разу не заправлялся. В этих местах с этого года появилось несколько новых баз (раньше там вообще никаких баз не было).
   
После перевала Чике-Таман на 681 км трассы М-52 есть очень хорошая база - кордон Онгудайского лесхоза (Кур-Кечу). в этом месте дорога выходит на Катунь. Напротив базы - порог 5-ой категории сложности. Можно любоваться как "работают" сплавщики (как известно, человек может бесконечно смотреть на огонь, воду и на то, как другие работают).
   
Если пойти в конец базы, то там начинается пешая дорога вдоль Катуни по нескольким красивым долинам. Там же на базе есть петроглифы.
   
Едем дальше. Начинаются бомы. Водителю ехать очень интересно. Километров через 15 слияние Большого Яломана и Катуни. Тут хороший песчаный пляж и остатки древнего городища, которое нашли несколько лет назад.
   
Потом попадется кафешка Чуй-оозы, там можно пообедать в достаточно цивилизованных условиях.
Далее знаменитое урочище Калбак-Таш с кучей петроглифов. Если быть внимательным, то с левой стороны от дороги можно увидеть деревянную беседку и дом. Туда подъехать, и после незначительных поисков можно найти кучу петроглифов (некоторые относятся к периоду 5 тысяч лет назад) и алтари. Километр я забыл какой, но почти уверен, что 721. на 727 км слева можно увидеть каменное изваяние - одно из последних уцелевших на Алтае. Там видно лицо руки древнего тюрка, рядом на стене - петроглифы.
   
Далее дорога покидает Катунь и идет вдоль Чуи.
В районе 750 км есть деревушка Ак-Бом (Белый Бом) с неплохой кафешкой. В принципе там можно встать на ночлег.
   
Въезжаете в Улаганский район и на 789-ой км въезжаете в Акташ. Перед Акташом есть хорошая заправка Расул (это сеть заправок, я их видел еще в Кош-Агаче). Бенз 92, нормальный (есть  и96-й). Также перед Акташом есть двухэтажная гостиница - там вполне сможно заночевать и оставить машину. И сразу по въезде в Акташ справа напротив заправки Расул тоже сдают домик по 250 с носа.
Кстати, телефон по ремонту авто в Акташе: Артем 8 903 956 4136, а на первой же шиномонтажке есть тоже СТО.
Проезжая Акташ по М-52 влево уходят несколько дорог. Сворачиваете с М-52 там, где написано - в Улаган (56км).
Далее на 11-ом км знаменитые Красные ворота. Далее на 22-м км турбаза и озеро "Узун-Кель", на 24-м км Улаганский перевал. Дорога - то асфальт, то щебенка. Проезжают все. далее на 34-ом км есть еще одна база на озере "Балыктукель". мне там понравилось меньше, хотя если хотите ставить палатки, то все таки я бы посоветовал на Балыктукеле. А домики однозначно лучше на Узункеле + там еще кафешка реальная.
Проезжаете Улаган (последняя заправка!!!) и берете направление на деревню Балыктуюль (расстояние километров 30). Проезжая сам Балыктуюль нужно свернуть всередине деревни направо и проехав брод дальше ехать по лесным дорогам держась той, что по виду - главная. (
   
прямая речь очевидцев: "В самой деревне посередине ее есть указатель на Балыкчу, с дороги на право и сразу первый небольшой брод, прошли без проблем. После брода подъем и грунтовка, потом будет развилка, накатанная дорога идет прямо, а на право вверх по горке просто колея (мое примечание - там уже построили нормальный мост, брод можно не проезжать). Мы поехали по накатанному, но потом на обратном пути выяснили что лучше ехать как раз по правому отворотку, там потом дорога нормальная начинается и можно скорость хорошую держать. Прямо же дорога идет по полям и холмам, посреди дороги встречаются коварные камни так что надо не расслабляться и сильно не разгоняться.А так дорога хорошая. Через километра 3 дороги сходятся.")
В Балыктуюле есть заправка почти в ее начале слева. Вскоре после того, как проедете красивое озеро далеко внизу с левой стороны начнется перевал Кату-Ярык. Это - дорога, вырубленная в скале с наклоном под 70 градусов. Перевал очень непростой, но проходной. Вроде как внизу всегда стоит трактор, который вытянет если что. Спускаться по нему гораздо легче, чем подниматься.
   
После перевала (потратите на него 30 минут) через километр будет база "Эзен". Хозяева - алтайцы с Улагана. вот телефоны, по которым можно с ними связаться напрямую: (38846)-22-2-42, 22-4-73, 22-4-40, спутниковый: 8 954 222 41 16. Персонал из Улагана, хозяйка приветливая, у сторожа брат работает в угрозыске, поэтому на базу часто заезжают патрульные машины и порядок всегда обеспечен.

Далее ехать по долине Чулышмана до самого Телецкого (примерно 100 км до  него с перевала).
Пока будете ехать - справа на той стороне Чулышмана увидите следы, оставленные пальцами Сыртыкпая-алтайского богатыря, потом попадете в урочище Аккурум (от стоянки до перевала Кату-Ярык (29 км.) проехать можно за полтора часа). Здесь в Чулышман впадает Чульча. Если перебраться на ту сторону Чулышмана (там, кстати, заповедник и вряд ли вы пройдете мимо егерей, так что такой поход нужно с ними согласовать) то можно дойти до водопада Чульчинского (12 км в одну сторону) или подняться до каменных грибов. Они с низу видны, поэтому посмотрите на них - если интересно, то заберетесь.

Покинув урочище Аккурум едете до деревни Коо. Там новенькая церковь, все остальное в достаточно запущенном состоянии. Перед деревней нужно проехать несколько бродов. Я понял, что нужно перед первым бродом уйти налево от "главной" дороги, а перед вторым брать правее в сторону "перекатов". Саму деревню лучше проехать неостанавливаясь. Может так получиться, что в конце деревни будут заперты ворота. Подъезжаете к ним, открываете, проезжаете и закрываете опять - чтобы коровы не разбежались по долине.
Если вы застряли в бродах, то в Коо можно спросить Алексея Сорумова - у него есть трактор и он вытащит.
 
Далее едете до перевала "седло Сыртыкпая" - посреди долины небольшая горка. Там тоже довольно осторожно нужно ехать - можно перевернуться. В этом месте (слева) находится энергетическая гора, там можно подзарядиться энергией. После "седла" увидите новый мост через Башкаус. Сразу за ним налево поворот на слияние Башкауса и Чебдара. Сворачиваете и едете до тупика. Там можно оставить машины ненадолго в сосновом бору и подняться на гору . там прекрасные панорамные виды, ну и "шаман-дерево".
В этих местах сохранились древние арыки, тут же малюсенькая деревушка (типа хуторок) Кокбеш. Магазинов нет.

Потом возвращаетесь в долину Чулышмана и едете дальше - по пути попадется Серебряный источник. Можно набрать воды и желательно смотреть под ноги - змеи.

Таким макаром доезжаете до деревни Балыкча. Очень желательно проскочить ее не останавливаясь. Чтобы что то купить в магазине, нужно найти дом продавца. Он придет, откроет магазин и продаст вам что-нибудь. пока будете искать - поимеете головняки от местных. Кстати, тут по неизбежной необходимости можно найти 80-ый бензин, но:
1. не всегда можно найти хозяина
2. бензин дорогой
3. наливают на 1/3 меньше от заявленного (вместо 10 л нальют 7).

Через 7 км после Балыкчи - южный берег Телецкого. Дорога эти последние километры - очень непростая. Многие садятся на пузо в грязи, проезжая броды пробивают картеры. Короче - на любителя. Где то тут по дороге развалины Чулышманского монастыря. С ним связано несколько интересных историй, поискать можно в интернете.

Ну а на южном берегу машину реально оставить на базе Кырсай, которая на берегу Чебачьей протоки, хозяин базы местный житель, зовут его Карл. Также можно оставить машину на турприюте у подножия Алтынту, в самом углу песчаной косы, хозяина зовут Матышев Владимир (тоже алтаец), на крайний случай можно поставить машину у Параева Петра Иваныча - сторожа старого брошенного приюта Чулышман. Приют принадлежит т/б Золотое озеро, но они там почемуто ничего не делают.
Другой вопрос - а куда вы там собрались походить? Потому как места для хождения там не много. Можно конечно подняться вверх по Ачелману с выходом на Алтынту. Тогда да, машину лучше оставить на Кырсае. Если планируете подниматься от ЧЕБДАРА - тогда машину можно оставить на Башкаусе у местного фермера Уйгурова Алексея. В общем как вы поняли проблем там со стоянкой нет.

Можно немного проплыть, если найти лодку, от устья Чулышмана вверх до до урочища Атышту (километра 3) - там сероводородный источник. Есть избушка с ваннами, а можно просто из родника воды набрать. Невкусная жуть... но полезная в плане желудка и типа того.

Категория: blog |
1-02-2011, 08:35
Просмотров: 82365

Комментарии:

Оставить комментарий


Расстояния дорог Алтая
От:
До:
Через:
  • Акай Кине сообщил о переносе даты ритуала, посвященного "принцессе"
  • Бердников и Тулеев подписали важные соглашения об экономическом сотрудничестве
  • В Горно-Алтайске проходит III-й съезд медиков-травматологов
  • Автолюбители-экстремалы покорили нехоженые прителецкие горы
  • Американский климатолог призвал алтайцев готовиться к экстренным погодным изменениям
  • Глава Минтранса РФ высоко оценил работу правительства Горного Алтая по устранению последствий паводков
  • На совете старейшин не обсуждался вопрос о перезахоронении "алтайской принцессы"
  • На Алтае начнут развивать новое направление экотуризма
  • Кремль призвал алтайских политиков к взаимопониманию
  • Врио Республики Алтай Александр Бердников осмотрел важнейшие строящиеся объекты региона
  • Карта сайта ® 2011-2014
    При использовании материалов необходимо наличие прямой индексируемой ссылки на первоисточник