Каменные бабы или кезер-таш как их называют алтайцы. По
древнетюркскому преданию, каменные бабы ставились около могил и
жертвенных холмиков, так как по представлениям тюрков, душа умершего
могла быть заключена шаманом в камень.
В Горном Алтае вдоль Чуйского тракта, в Курайской степи найдено более 30 изваяний.
Часть изваяний были вывезены экспедициями в музеи Томска,
Горно-Алтайска, Москвы и Санкт-Петербурга. Лишь несколько экземпляров
каменных баб, остались на своих местах.
Каменные бабы являются воплощением образа древнего воина. Изваяния очень индивидуальны и похожи на древних людей, живших на Алтае
более тысячи лет назад. Как правило, они изображают мужчину с широкими
скулами, раскосыми глазами, усами и бородой; на отдельных экземплярах
высечены серьги, на шее — гладкие гривны и ожерелья.
На более поздних фигурах тюркских воинов изображено парадное
облачение с оружием (сабля и кинжал) на поясе, украшенном фигурными
бляхами. Число и состав поясных блях являлись знаками воинского
различия. На некоторых каменных бабах, встречается изображение одежды:
головные уборы, халаты с отворотами на груди и широкими манжетами. В
правой руке воин держит чашу или кубок, левая опущена на рукоятку сабли.
Считается, что украшения на фигурах подчеркивали знатность и славу
воина, а изображение сосудов в руках каменных фигур связывали с тем, что
душа умершего участвовала в погребальной тризне.
|