Алтай издавна являлся своеобразным стыком цивилизаций:
исторических, культурных, археологических. Вокруг Алтая сформировались
многие культуры и народы, оказавшие впоследствии влияние на судьбу
других территорий. Сплав древности и современности, азиатского колорита и
русской предприимчивости сделал из Алтая важный культурно-исторический
центр. На территории Алтайского края и Республики Алтай выделяют 3
крупных археологических района: Горный Алтай, Верхняя Обь, Предгорья
Алтая. Большинство археологических памятников Алтая приурочены к речным
долинам, а также расширениям межгорных котловин, которые традиционно
называют степями {Твныинская, Канская, Абайская, Уймонская, Курайская,
Чуйская, Улаганская}. Именно в этих удобных для проживания и
жизнедеятельности местах с древних времен селились люди, здесь
разворачивались важнейшие события алтайской истории.Находящиеся на территории Алтая археологические памятники относятся к одному из периодов: каменный век (1 млн. - 4 тыс. лет до н.э.);
бронзовый век (IV тыс. - I тыс. до н.э.);
железный век (I тыс. до н.э - V в. н.э.);
тюркский период (VI-Х вв.).
Внутри основных этапов близкие по времени и сходные по ряду признаков
памятники археологии условно объединены в древние ископаемые культуры,
получившие свое название по географическому пункту, где впервые были
обнаружены памятники. Каменный век: Первые люди поселились в долинах Алтая много сотен тысяч лет назад, как
об этом свидетельствует всемирно известная Улалинская стоянка,
обнаруженная в городе Горно-Алтайске. Во время раскопок Улалинской
стоянки были найдены примитивные каменные орудия, сделанные из
заготовок, полученных огневой техникой, т.е. путем нагревания и резкого
охлаждения камней. Улалинские находки относятся к периоду нижнего
палеолита, некоторые из них насчитывают более миллиона лет. К более
поздним периодам каменного века относятся материалы раскопок пещерных
стоянок Денисовой и Усть-Канской пещер. Именно в этих природных закрытых
комплексах, неподверженных внешним влияниям, археологами были раскопаны
интересные памятники с хорошо прослеживаемой последовательностью
культурных слоев. Археологи обнаружили различные каменные предметы:
нуклеусы, остроконечники, скребки, пластины, а также кости животных и
птиц (15-20 тыс. лет). В Денисовой пещере представлены материалы
различных периодов, от среднего палеолита до средневековья. Интересны
зубы, фрагменты ключицы и лучевой кости древнего человека, возраст
которых удалось установить с помощью радиоуглеродного метода (42 тыс.
лет). Это наиболее древние останки человека из до сих пор найденных в
Северной Азии. К каменному веку также относятся стоянки открытого типа,
например Кара-Бом, Усть-Сема, Майма, Усть-Куюм. Предполагается,
что древние люди вели кочевой образ жизни. Они жили на стоянках,
расположенных в удобных со стратегической точки зрения местах. Пещеры
закрытого типа, скорее всего, использовали в качестве приюта во время
кочевий. Период ранней бронзы:
Энеолит, переходный период от каменного века к бронзовому,
характеризующийся использованием наряду с каменными орудиями бронзовых,
представлен в Горном Алтае афанасьевской археологической культурой
(конец IV тыс. до н.э. - первая четверть II тыс. до н.э.). Название
культура получила от Афанасьевской горы (близ р. Батенья в Красноярском
крае), где в 1920 г. был исследован первый могильник этой эпохи. На
Алтае пленена афанасьевцев расселялись от Телецкого озера (по р. Бия) и
среднего течения Катуни на юге до широты Барнаула на севере. Формирование
афанасьевской культуры связано с переселением на Алтай
раннескотоводческих племен протоевропеоидов, занимавшихся отгонным
скотоводством. Медь и бронза начали применяться в производстве оружия,
орудий труда, предметов быта и украшений. Этническую принадлежность
афанасьевцев определить пока не удалось, можно говорить лишь об их
расовой принадлежности. Антропологи утверждают, что эти люди были очень
высокими (средний рост 1,8 м). Согласно реконструкциям черепа, это были
элитные европеоиды. Установлено, что на базе афанасьевской культуры
позднее появилась скифо-сибирская культурно-историческая общность. Афанасьевцы
вели комплексное хозяйство, отдавая предпочтение пастбищному
скотоводству. Селиться они любили в широких открытых речных долинах.
Афанасьевские памятники представлены могильниками и поселениями
Балыктуюль, Ело, Кара-Тенеш, Теньга, Большой Толгоек, Арагол, Курота и
др. Погребальные памятники представляют собой оградки, в которых
имелись овальные или прямоугольные могильные ямы с перекрытием. В ямах
находились одиночные или парные погребения, усопших укладывали на бок
или на спину, как правило, с подогнутыми ногами, головой на
северо-восток или юго-запад. Часто костяки погребенных были окрашены
охрой. Из предметов инвентаря в могильниках были обнаружены керамические
сосуды, курильницы-вазы, орудия труда и украшения. Керамика отделана
орнаментом в виде гребенчатого штампа. Железный век:
В I тыс. до н.э. на Алтае появляется культура скифского типа, давшая мировой истории целый ряд уникальных памятников искусства. Скифы,
древние кочевые племена Восточной Европы и Западной Азии, обосновались в
конце VII-II в. до н.э. в Причерноморье и на берегах Каспийского моря.
Происхождение этих племен, которые, вероятно, принадлежали к
индоевропейской группе, до сих пор до конца не выяснено. Известно, что
скифские воины воевали с Персией, нападали на греческие колонии в
Причерноморье, сохранились упоминания о наемниках-скифах в армиях этих
государств. Скифское время на Алтае связано прежде всего с пазырыкской
археологической культурой ранних кочевников (VII-II вв. до н.э.).
Главным занятием кочевого племени пазырыкских воинов была охота. Пазырыкцы
знали и любили природу, были прекрасными художниками: изображали
барсов, орлов, оленей, рисовали фантастических животных. Десятки таких
племен появились в степях Евразии, создав культуру, которая была названа
скифо-сибирской, по имени наиболее известного племени. После разгрома
скифского государства готами скифы растворились среди других племен,
предположительно внеся свою лепту и в формирование славянского этноса. Курганы
пазырыкского периода выявлены во многих районах Алтая (Улаганский,
Онгудайский, Усть-Коксинский, Чарышский и др.). Встречаются как большие,
так и малые курганы, причем, как правило, малые курганы - это
погребения рядовых кочевников. Большие курганы, наиболее интересные с
исторической точки зрения, обычно вытянуты в цепочку в направлении север
- юг. Под каменными насыпями в ямах находятся срубы с деревянным
перекрытием или каменные ящики. По богатству инвентаря (металлические
чеканы, ножи, кинжалы, зеркала, изделия из кости, украшения, конская
сбруя) и внутренней конструкции они резко отличаются от малых курганов.
Это погребения родоплеменной знати. В курганах с мерзлотой сохранились
предметы из дерева, кожи, войлока, тканей. Впервые пазырыкские курганы
были исследованы в урочище Пазырык на реке Большой Улаган, где была
обнаружена цепочка из пяти больших курганов. В 1993 г. на плато Укок
археологами Новосибирского института археологии и этнографии была
сделана уникальная находка бальзамированного тела молодой знатной
женщины. Кроме могильников, к эпохе раннего железа относятся поселения,
поминальные и ритуальные сооружения, многочисленные менгиры (каменные
стелы), "оленныв камни", петроглифы. Курганные могильники
шибинского периода (от названия урочища Шибе в долине реки Урсул) были
обнаружены по рекам Катанда, Берепь, Каракол, Курота, Курай, Яконур,
Песчаная. По размерам и устройству они похожи на пазырыкские курганы. В
них встречаются вещи китайского происхождения, а в богатых курганах -
довольно много золотых вещей. К эпохе ранних кочевников относят и
группу писаниц Центрального Алтая, выполненных способом пунктирной
набивки, при котором все изображение заполняется ямочками и точками. Были
найдены следы золотых приисков далеких времен. Помимо добычи золота,
развивалось узкоспециализированное скотоводство (коневодство,
овцеводство), охота на копытных и пушных зверей. В III в. до н.э.
пазырыкская культура сменилась гунно-сарматской культурой. К концу III
в. до н.э. племенной союз хунну, предки гуннов, покоривших позже
европейские народы, создал первое в Центральной Азии раннеклассовое
государство. За последние 20 лет в Горном Алтае были открыты и
исследованы около двух десятков памятников этого периода. К ним
относятся могильники Усть-Эдиган, Чендек, Верхний Уймон, Белый Бом,
Бикв, Айрыдаш и др., а также поселения, городища, святилища: Юстыд,
Бертек, Майма, Кучерла и т.д. Культурная и этническая принадлежность
этих памятников пока не установлена. Возможно, пазырыкская культура не
исчезла бесследно, а трансформировалась в культуру гуннского типа. О
преемственности двух культур свидетельствует схожесть погребального
обряда. Кроме того, в одном из погребений гуннского типа на средней
Катуни был найден комплекс вещей скифской культуры, а в одном из
пазырыкских курганов - накладки лука гуннского типа. Хорошо
изучены памятники 1 тысячелетия оседлых племен Верхней Оби. Выделяют
верхнеобскую ( II-VIII вв.) и сросткинскую ( IХ-Х вв.) культуры. Золото скифов:
Первые археологические экспедиции по изучению скифов состоялись при
Петре Великом в XVIII в. Именно в это время друг царя, знаменитый ученый
из Амстердама Николае Корнелиссон Витсен, получил от своих русских
друзей древнеримские монеты, китайское зеркало и еще кое-какие
диковинки, найденные в сибирских курганах. Среди этих предметов
наибольший интерес представляли четыре десятка золотых изделий, например
ожерелья очень тонкой работы, поясные пластинки, различные орнаменты с
изображением животных. Все они относились к временам скифов. Началось
все 29 октября 1715 г., когда представители высшей аристократии
подарили царице Екатерине по случаю рождения царевича Петра "роскошные
золотые изделия из сибирских захоронений, а также сто тысяч рублей
звонкой монетой", принадлежавшие богатейшему предпринимателю и
основателю первых уральских заводов Никите Демидову. Позже, в 1793-1830
гг., инженер и страстный коллекционер П.К.Фролов, основатель
барнаульского музея, собрал большое количество древностей, обнаруженных
на Алтае при проведении горных работ, но особенно во время тайных
археологических раскопок. Лучшие предметы из коллекции Фролова
находятся теперь в Эрмитаже, а остальная часть коллекции хранится в
Историческом музее в Москве. Два экспоната попали в музеи Стокгольма. Искусство восточных скифов:
По находкам, сделанным в лазырыкских курганах, можно судить о
замечательном искусства алтайских кочевников. Деревянные скульптуры и
барельефы, геометрические орнаменты, силуэты и полихромные рисунки - все
приемы нередко сочетаются в одном произведении. Среди изображений
животных наиболее часто встречаются лошадь, верблюд и олень. Из всех
животных особое место восточные скифы отводили оленю, т.к. именно это
животное, по их представлениям, доставляло души в загробный мир. Среди
находок, сделанных в курганах, мало металлических предметов, но есть
все основания предполагать, что их было гораздо больше и что они
отличались разнообразием: бронзовые статуэтки, изображающие животных и
птиц, литые, ажурные и чеканные барельефы из меди, бронзы, серебра и
золота. Ремесленники, работавшие с металлом, прибегали к тем же
выразительным средствам, какие они использовали в работе с деревом. Из
образцов, поступавших с юго-запада, исключительный интерес представляют
уникальные ткани и ковры, потому что это самые древние доказательства
существования ткачества и искусства изготовления ковров на Среднем
Востоке. Алтайские кочевники заимствовали в Персии и некоторые
мифические мотивы. Один из них - грифон, впоследствии ставший любимейшим
сюжетом местного искусства. Тюркский период:
В Горном Алтае были обнаружены разнообразные археологические памятники
VI-X вв., относящиеся к тюркскому времени, в которых четко
прослеживается связь между гунно-сарматским и тюркским периодами истории
Алтая. В этот период осуществился переход от индоевропейских жителей
Алтая к древним тюркам, предкам современных алтайцев, турок и монголов. В
VI в. племена тюрков объединились в мощный Первый тюркский каганат,
включавший в свои владения земли от Кавказа и Крыма на западе до Китая
на востоке. В 572 г. Первый тюркский каганат распался на Западный с
центром в семиречье и Восточный с центром в современной Монголии. В 682
г. был образован Второй тюркский каганат, который просуществовал до 744
г., вплоть до появления в степях Центральной Азии Уйгурского каганата,
под властью которого оказалось население Алтая. После падения Уйгурского
каганата в 840 г. алтайские племена оказались в подчинении енисейских
кыргызов, предков современных хакасов, войдя в состав Кыргызского
каганата. Начиная с VI в. древние тюрки начали проникновение в
лесостепную и лесную зоны Приобья. Жившие здесь угорско-самодийские
племена частично были оттеснены на север, другая часть их
ассимилировалась с древними тюрками. Таким образом сгладились
существовавшие на протяжении долгих веков культурные отличия между
населением зоны гор и степей Алтая и обитателями Верхней Оби. Тюркские
археологические памятники наиболее разнообразны и хорошо сохранены на
территории Горного Алтая. Среди них курганы и поминальные комплексы,
рунические писаницы. Характерны погребения в грунтовых ямах с южной
ориентировкой с сопроводительными захоронениями коней. Умершие
снабжались ритуальной пищей, как правило из баранины. С богатыми
курганами тюркского времени и каменными оградками связаны также
'каменные бабы" (кезер таш). Эта группа памятников относится к VI-IX вв.
На Алтае обнаружено более 30 изваяний. Многие были найдены вдоль
Чуйского тракта, семь - в Курайской степи. Часть изваяний была вывезена
экспедициями в музеи Томска, Горно-Алтайска, Москвы (Государственный
Исторический музей) и Санкт-Петербурга (Музей антропологии и
этнографии). Некоторые бабы тем не менее остались на своих местах.
Несмотря на скупость изобразительных средств, каменные изваяния древних
тюрков, дошедшие до наших дней, удивительно индивидуальны и похожи на
древних людей, живших на Алтае более тысячи лет назад. Кроме того,
изваяния кезеров имели и чисто практический смысл: так, согласно
анимистическим представлениям тюрков, душа умершего могла быть заключена
шаманом в камень; то есть сам умерший как бы присутствовал на своих
поминках. Часто каменные фигуры кезеров - древних воинов - называют
каменными бабами. В отличие от половецких каменных скульптур, с которыми
их часто сравнивают, алтайские фигуры никогда не изображают женщин, а
являются воплощением образа древнего воина. Первые каменные скульптуры
баб в условной манере передают лицо человека, выполненное в верхней
части стелы. Как правило, это мужчина с широкими скулами, раскосыми
глазами, усами и бородой; на отдельных изваяниях изображены вдетые в уши
серьги, на шее - гладкие гривны и ожерелья. Более поздние фигуры
тюркских воинов передают также парадное облачение с оружием (сабля и
кинжал) на поясе, украшенном фигурными бляхами. Число и состав поясных
блях служили знаками воинского различия. Иногда изображена и одежда:
головные уборы, халаты с отворотами на груди и широкими рукавами с
манжетами. В правой руке воина изображена чаша или кубок, левая опущена
на рукоятку сабли. Наиболее выразительные фигуры алтайских тюрков
известны в долинах Узунтала, Курая, Каракола, Аргута и Белого Ануя. В
Горном Алтае известно более 3000 оградок тюркского времени. Они
представляют собой четырехугольные сооружения из каменных плит. Это
основания храма или деревянной каркасной постройки в виде жилища
(подобные сооружения до сих пор возводятся над могилами алтайцев и
казахов в Юго-Восточном Алтае) На плитах алтайских оградок нередко
встречаются гравированные рисунки животных и людей. Пространство вокруг
оградок выкладывалось тщательно подогнанными друг к другу крупными
валунами или мелкой галькой. Оградка являла собой последнее пристанище
души умершего. В центре помещалось лиственничное дерево, а в качестве
жертвы приносилась лошадь; устанавливалась так называемая "гайлга" -
натянутая на наклонные колья шкура жертвенного животного. На
восток от оградок с изваяниями тянутся небольшие, вертикально
поставленные камни - балбапы. Такое название в современной археологии
получили ряды невысоких каменных столбиков, расположенные рядом с
оградками. Однако среди ученых нет единства в вопросе о трактовке этого
термина. Ранее балбалами называли каменные скульптуры, и фонетическим
упрощением слова объясняли, почему скульптуры воинов зачастую называли
бабами. Прежде все исследователи были единодушны в том, что тюрки
ставили каменные столбики - балбалы у поминальных сооружений своих
воинов по числу врагов, убитых погребенным. Но большое число балбалов
(несколько десятков, иногда - сотен) у мемориальных комплексов
древнетюркской аристократии заставляет археологов сомневаться в этой
версии: трудно представить, что тюркские каганы при жизни могли убить
сотни вражеских воинов. В последние годы широкое распространение
получило предположение, что число камней соответствует числу сородичей,
принимавших участие в похоронах. Возможно, что камни являются
символическими коновязными столбами - неотъемлемой частью любого жилища
кочевника. Балбал-коновязь являлся своего рода знаком присутствия
(внимания) определенного человека к умершему. Кроме того, здесь можно
провести параллель между алтайскими балбалами и деревянными
коновязями-сэргэ, почитаемыми у бурят и якутов. Также к культурному
пласту тюркского времени относятся многочисленные петроглифы и писаницы -
наскальные рисунки и элементы тюркского рунического письма. Петроглифы
выполнены в технике точечной выбивки или граффити, т.е. прочерченного
рисунка. Как правило, рисунки изображают животных, всадников, батальные
сцены и сцены охоты, птиц и змей, фантастических существ. Рунические
надписи на камнях выполнены знаками орхоно -енисейского алфавита. В
Горном Алтае сохранились некоторые поселения тюрков. Большая их часть
располагалась на горных склонах, в логах или у подошвы гор, что
позволяло в случае военной опасности отойти в соседнюю долину. Наиболее
известное тюркское городище было раскопано в устье реки Большой Яломан.
По мнению исследователей, это был значительный и большой город тюрков.
Китайские летописи характеризуют тюрков как искусных металлургов,
поставляющих железо и изделия кузнечного мастерства соседям.
Джунгарское ханство и присоединение Алтая к России
К X в. население Алтая представляло собой конгломерат различных
тюркских племен, наиболее мощным из которых были кыпчаки, одно из племен
теленгитов или телеутов, предки половцев, известных из древнерусских
летописей. Вплоть до XIII в. различные племена - среди которых
енисейские кыргызы, кимаки, кочаны, кидани, найманы и др. - образовывали
более или менее крупные и мощные державы, в состав которых входили и
народы Алтая.
В начале XIII в. Кыргызский каганат был разгромлен
войсками Чингисхана. В 1207 г. территория Алтая вошла в состав улуса
старшего сына Чингисхана Джучи и, позднее, оказалась в составе огромного
государства Золотой Орды, образованного в результате завоеваний, под
предводительством старшего сына Джучи хана Батыя. Территория этого
государства простиралась от низовий Дуная до предгорий Алтайских гор.
Археологические исследования показывают, что от того времени на Алтае
остались разрушенные городища со следами пожаров, а погребальные
памятники с бедным инвентарем отражают резкое обнищание населения и
общий упадок культуры. От разорений и междоусобных войн южные алтайские
племена спасались в лесостепных зонах Приобья. В это время к
востоку от Алтая начали укрепляться племена западных монголов-ойратов,
непосредственных соседей алтайского населения. В 1635 г. разрозненные
ойратские племена объединились в единое государство - Джунгарское
ханство. Ойратские феодалы и джунгарские ханы, а также телеутские князья
насильственно собирали дань с народов Алтая. В это время в населении
Алтая четко выделялись южные и северные алтайцы. Южные относились к
наиболее монголоидному центральноазиатскому и южносибирскому типу
(тувинцы, буряты, монголы). Северные алтайцы относятся к уральскому типу
и представляют этнический субстрат, включавший тюркские, самодийские,
кетские и угорские элементы. В Горном Алтае жили южные алтайцы: у
Телецкого озера и по реке Чулышман, в долине реки Чуй, на Катуни.
Северные алтайцы заселяли отроги Алтайских гор, долину реки Бии. В XVII
в. сформировались основы хозяйственной деятельности алтайцев, которой
они занимаются по настоящее время: охота, скотоводство. Первые русские
поселенцы появились на Алтае только в конце XVII в. Освоение Алтая пошло
быстрее после строительства оборонительных крепостей и острогов,
защищавших от набегов джунгарских ханов. XVIII-XIX вв.: Демидовский (1727-1745) и кабинетский (1747-1893) периоды:
В начале XVIII в. Россия вела Северную войну со Швецией, которая
продолжалась долгие 20 лет. В этот период острой необходимостью стало
получение собственных металлов, особенно меди, для изготовления пушек.
По указу Петра-I снаряжались поисковые партии, поощрялись исследователи
рудных недр, за открытие медных и серебряных руд обещалась премия. О
наличии металлов на Алтае были известно благодаря обнаружению
многочисленных чудских копей. Первооткрывателями рудных месторождений на
Алтае считают Степана и Якова Костылевых Но их открытиями I
воспользовался другой человек, сыгравший важную роль в истории Алтая,
чьим именем часто называют целый период истории региона. Речь
идет о крупном уральском заводчике А.Н.Демидове. В 1726 г. он получил
разрешение и монопольное право на строительство на Алтае заводов и
рудников. Для разведки Демидов послал на Алтай своих приказчиков и
мастеровых с Урала, которые подтвердили богатое содержание здешних руд и
этим ускорили принятие решения о строительстве рудников и заводов. В
конце 1727 г. на притоке реки Белой - Локтевке - было начато
строительство медеплавильного завода (Колывано-Воскресенского), который
открылся через 2 года. В 1744 г. начал работать еще один демидовский
завод, построенный в устье реки Барнаулки,- Барнаульский медеплавильный.
Несмотря на дешевую рабочую силу, выплавка меди была убыточной.
Скорее всего, гораздо больший деловой интерес Демидов имел к
производству серебра, более доходному и выгодному. Из серебра алтайского
Змеиногорского рудника Демидов тайно чеканил серебряную монету на своем
уральском заводе. Скорее всего, слухи об этом дошли до Петербурга, и
царица Елизавета направила на Алтай с проверкой комиссию. Дальнейшие
события развивались стремительно. В 1745 г. А.Демидов умер.
Елизавета конфисковала его владения на Алтае в свою пользу. С этого
момента начался кабинетский период в истории Алтая. После разгрома
китайцами Джунгарского ханства в 1756 г. жители Горного Алтая
добровольно вошли в состав России. Это событие оказало влияние на все
стороны жизни и деятельности алтайского населения. С 1747 г.
Рудный Алтай превратился в собственность русских царей, металлургическое
и сереброплавильное производства быстро развивались, в 1762-1768 гг.
был построен еще один сереброплавильный завод в Павловске. Главное
управление заводами принадлежало царскому Кабинету в Петербурге,
реальное управление осуществлялось канцелярией горного начальства, чья
власть распространялась на все местное население, включая купцов, мещан и
солдат. К концу XVIII в., после бурного развития,
сереброплавильное производство сократило свои объемы. Иссякли запасы
Змеиногорского серебряного рудника, выплавка серебра стала менее
значительной. После отмены крепостного права в 1861 г. горная
промышленность окончательно вступила в полосу кризиса. В 1870-х гг.
заводы, занимавшие некогда в экономике ведущее положение, стали
убыточными. Алтайское серебро больше не могло конкурировать с более
дешевым зарубежным. В 1893 г. закрываются Барнаульский, Павловский,
Локтевский заводы. В конце XIX в. Алтай становится преимущественно
сельскохозяйственным районом, а в городах развиваются частное
предпринимательство, небольшие мануфактуры и торговля. Алтай в XIX веке
После отмены крепостного права усилился приток на Алтай русских
переселенцев из европейской части России, стремившихся в Сибирь в
поисках свободной земли. Как правило, переселенцы применяли
прогрессивные технологии и методы ведения сельского хозяйства, в
частности усовершенствованные орудия труда, удобрения, разводили новые
для Алтая сорта культур и породы скота. Одновременно крупные
города Алтая - Барнаул, Бийск и Змеиногорск - превращались в торговые
центры. Барнаул и Бийск становятся значительными пунктами скупки
сельскохозяйственного сырья, особенно пшеницы и муки. В селах регулярно
проводились торговые ярмарки, в городах работали магазины и лавки. Через
Бийск осуществлялась внешняя торговля с Монголией и Китаем. На Алтае в
конце XIX в. сформировались большие купеческие семьи и целые семейные
кланы: Суховы, Сычевы, Морозовы, Маштаковы, Жернаковы и др. Крупные
предприниматели и деловая элита играли важную роль в экономической и
общественной жизни, занимались благотворительностью и меценатством. В
конце XIX - начале XX в. здесь действовало много российских и
иностранных частных фирм, в т.ч. по торговле текстилем - Второвых, по
продаже швейных машинок - Зингер, по сбыту сельскохозяйственной техники -
"Международная компания жатвенных машин", в золотопромышленности -
"Алтайское золотопромышленное дело", "Турн и Таксис" и др. Советский период:
Советская власть, установленная на Алтае в декабре 1917 г., пала в конце
лета 1918 г., как и во всей Сибири, вследствие восстания чехословацкого
военного корпуса в крупных городах за Уралом. Некоторое время на
территории, контролируемой белочехами, действовали эсеро-меньшевистские
органы власти. Еще один переворот свершился 18 ноября 1918 г., когда
была установлена военная диктатура и верховным правителем стал адмирал
А.В.Колчак. Советская власть в регионе была
установлена только к концу 1919 г. В 1922 г. была образована Ойротская
автономная область (переименованная в 1948 г. в Горно-Алтайскую). Во
время нэпа среди крестьянства выделился слой середняков. Зажиточные
хозяйства в основном принадлежали старожилам и переселенцам последней
четверти XIX в. Кооперативные традиции на Алтае были очень крепки,
наиболее солидными являлись маслодельные кооперативы (в 1923 г.
действовало 586 масло- и сырозаводов). В городах активно развивалась
торговля, восстанавливались городские и сельские базары, рынки, торговые
заведения, универсальные магазины. В 1928 г. И.Сталиным был
объявлен новый курс на выполнение плана хлебозаготовок и переход к
массовой коллективизации. Именно с Алтая начались жестокие репрессии
зажиточных крестьян. В 30-х гг. крестьян, избежавших репрессий, силой
загоняли в колхозы, проводя принудительную коллективизацию. В 1937 г.
постановлением ЦИК СССР от 28 сентября было учреждено новое
административное образование - Алтайский край. В годы Великой
Отечественной войны Алтай принял более 100 эвакуированных предприятий из
западных районов России. На базе этих заводов возникли многие крупные
предприятия Алтая, начавшие работу именно в тяжелые годы войны.
Промышленное производство возросло за военный период в 1,6 раза.
Перспективными отраслями стали сельскохозяйственное машиностроение,
химическая промышленность, которая развивалась на местной сырьевой базе.
|