|
|
|
|
В гости к принцессе Укока
|
26 сентября в Горно-Алтайске случилось знаменательное событие. После
продолжительной реконструкции, щедро финансируемой Газпромом, открылся
национальный музей им. А.В.Анохина. За пару дней до этого из
Новосибирска в Горно-Алтайск доставили одну из самых известных
археологических находок России 20 века - мумию с плато Укок, более
известную как Принцесса Укока. И самым приятным анонсом предстоящего
открытия было обещание показать рядовым посетителям музея мумию Алтайской принцессы в день открытия обновленного комплекса.
Что из всего этого получилось? Правильно, бардак и разочарование.
По сообщениям СМИ, на открытии музея собралось до 2000 человек. Неплохо для пятидесятитысячного городка.
Одно
хорошо - никогда прежде не бывал в Горно-Алтайске. И, временно
проживая-работая в Барнауле, в любом случае уделил бы денек посещению
столицы соседнего региона.
Открытие музея казалось неслыханной
удачей - посетить Горно-Алтайск не просто из любопытства и любви к новым
городам, а со вполне себе ощутимой и уникальной задачей - увидеть
своими глазами одну из самых известных мумий страны.
В общем, 5 часов утреннего автобуса - и вот она, золотая осень в предгорьях Алтая.
Вот
честное слово, лучше бы вместо индустриального гудящего Барнаула
поселился здесь, на узких улочках, зажатых плюшевыми горками, покрытыми
березовыми перелесками. В то время, как по барнаульским проспектам гулял
ледяной северный ветер, в Горно-Алтайске царило настоящее бабье лето.
Из-за любого угла видны горы. Настоящий отдых для глаз, уставших от четырех бетонных стен и вечного ноутбука.
Найти
здание музея можно было и без карты. Просто идти по цепочке
кислотно-зеленых жилетов полицейского кордона. Ну, или ориентироваться
по звукам сирен. Столько мигалок маленький городок, возможно, не видел
еще никогда.
На открытие музея приехал сам глава Газпрома,
руководители местных подразделений компании, главы доброй половины
сибирских регионов и всяческая мелкая чиновничья шушера, определенная на
импровизированную вип-трибуну.
Приехал через полчаса после начала открытия. В первые ряды уже не протолкнуться, но поснимать через спины - пожалуйста.
Раскрываю секрет массовки. Правый фланг - школьники, вполне довольные отменой занятий посреди недели.
Левый
фланг - сотрудники дочек и внучек Газпрома. Вяло помахивающие флажками и
уныло поддерживающие немногочисленные транспаранты.
Та самая вип-трибуна, серобольно опекаемая десятком полиционеров.
По сценарию все торжества должны были занять два часа. По факту затянулись аж на два с половиной.
Подустав
от плясок с бубнами (в абсолютно прямом значении данного выражения),
отправился перекусить в пафосный ресторан аккурат напротив автостанции.
Заведение с удивительным для небольшого городка ассортиментом питания и
вполне московскими ценами оказалось забито практически под завязку -
приезжие журналисты, фотографы и просто любопытствующие решили скоротать
время до открытия дверей музея за кружечкой-другой разливного пива.
Наконец, музей открыли для публики. В двери хлынул поток народа. Очередь в кассы начиналась с уличных ступенек.
Каким-то чудом сбоку оказался дедушка, продающий лишний билетик по себестоимости. Купил - прошел.
Цена
входа - 250 руб. На контроле выдают бахилы. Бахилы ужасно скользят по
отполированной плитке лестниц. Зачем было делать заведомо скользкие
поверхности и беспрестанно предупреждать об этом посетителей -
непонятно. В итоге, даже соблюдая осторожность, чуть не навернулся на
спуске в атриум.
В принципе, если бы не обязательность
экскурсионного сопровождения - рванул бы сразу в зал плато Укок. Благо,
он сразу направо от входа. Но - нельзя. Каждую группу посетителей пасут
2-3 человека - общий экскурсовод, научный сотрудник зала и тетеньки в
зеленых национальных халатах, смотрители галерей.
В
билете указано время посещения. Каждые 15 минут - новая группа. Но с
учетом количества желающих, никто на это не обращает внимания. В итоге,
набрав человек 20-25, стартовали в 13.30 с билетами от 14.15 до 16.00.
Массовый наплыв желающих превратил полуторачасовую экскурсию в получасовой забег. Общая схема прохода залов выглядела так: 1. Пришли-пошатались в ожидании экскурсовода. 2. Пробежались с запыхавшимся экскурсоводом по 2-3 экспонатам. 3. Сфоткали, что успели, - и в следующий зал - ждать, пока прибежит очередной научный сотрудник.
Беда
была еще и в том, что к 90% экспонатов не было элементарных подписей. В
итоге пристроился к бабушке, выдававшей абсолютно энциклопедические
знания своему внуку. Получил гораздо больше информации, чем от всего
забега научных сотрудников.
Коллекции в музее, впрочем, очень достойные. При случае приеду и прогуляюсь по нему полноценно.
В расфокусе кости то ли носорога, то ли медведя - корреспондент местного тв. Ух, как он летал с камерой по залам...
Тетя
и таймень. Абсолютное большинство участников забега составляли местные
жители. Полагаю, повелись на информацию о принцессе - иначе какой смысл
тратить приличные для провинции деньги на хаотичный забег по залам
музея, находящегося в ежедневной пешей доступности?
Видно, что экспонаты собирали по всей республике - от этого они еще интереснее.
Зал с грудой чучел. Судя по потрепанности, часть осталась от старого музея.
В минутном перерыве между группами можно обернуться и увидеть, как выглядят залы музея без толпы посетителей.
А вот такому столпотворению и Эрмитаж позавидует.
При
ощутимо высоком уровне профессионализма сотрудников музея чувствовалась
явная неготовность к работе с большим числом посетителей. Особенно
терялись основные экскурсоводы, в обязанности которых входит общее
информирование посетителей и сопровождение их по маршруту. В итоге
деятельность основных экскурсоводов свелась к роли пастухов, следящих за
тем, чтобы участники их группы не перебежали в параллельно двигающееся
стадо.
Художественная
галерея и ее основной автор - Чорос-Гуркин. Выдающийся этнограф и
вполне состоявшийся живописец, ученик Шишкина. Сама приставка к фамилии,
"Чорос", обозначает алтайскую народность, к которой принадлежал Гуркин.
Сам
музей, кстати, находится на улице Чорос-Гуркина. В коллекции музея
больше 600 полотен автора - немалое художественное наследие для
этнографа.
Более поздние работы иных алтайских авторов. Попадаются крайне занятные экземпляры.
Чорос-Гуркинское же "Телецкое озеро". Если бы не проступающая фактура холста, вполне сошло бы за фотоснимок.
Одна
из самых уникальных работ художественной галереи - "Учитель". Явная
отсылка к Рериху и тибетскому евангелию. 10 лет, между прочим, художник
вырезал.
Рериха, кстати, тоже привезли. Одну картину. Для
вип-персон. Убрали под стекло. На картине - темнота и что-то вроде
белесой лодки. Как ни старался, репродукции в сети не нашел.
Уставшие участники забега на середине дистанции.
Оторвался
на минутку от группы и заглянул на балкон - в атриум. Странное
наполнение пространства. Я бы там кафешку открыл. Прямо в
гипертрофированном шалаше.
Переходим в зал советской истории. Шифрограммы алтайских партизан - на металле.
Судя
по реакции посетителей, экспонаты периода новейшей истории собирались
по Горно-Алтайску. Ту и дело узнавали тетю Любу на фото победителей
региональных соревнований, деда или прадеда - на потрепанных
удостоверениях профсоюза.
В целом почему-то напомнило интерьер бара "Калинин" в Твери. Ну, или "Старый Сталинград" в Волгограде.
Впрочем, абсолютно нехронологично уходим от новейшей истории в древность. Ощутимо приближаемся к заветному залу плато Укок.
Это уже образец могильника, идентичного найденным на знаменитом плато.
Достаточно
уникальные экспонаты - погремушки из костей. Вообще, что касается
ритуальных принадлежностей и предметов быта алтайцев 18-20 веков,
коллекция очень и очень познавательная.
Шаманам и локальным верованиям посвящен отдельный зал.
Шаманский бубен. Настоящий. Более того - специально отвезенный в Москву для реставрации.
Здесь
хотя бы распечатки разложили. В иных залах и таких источников
информации нет, а научные сотрудники физически не успевают толком
что-либо объяснить.
Наконец-то. Лестница в прохладный зал с тусклым искусственным светом.
Подогревают желание однажды съездить на само плато.
Копия
захоронения принцессы под странным граненым куполом, ассоциативно
отсылающим к куполу источника нарзанов в Кисловодске. Ни посмотреть
толком, ни сфоткать.
Практически все предметы из кургана - оригинальные.
А
что это за шторка с тетушкой-охранницей в национальном костюме?
Правильно, за шторкой - прикрытый светонепроницаемым кожухом саркофаг с
мумией.
В общем, показали принцессу высоким гостям и спрятали от толпы посетителей. Вполне, впрочем, ожидаемый ход. Кто платил за стройку - тот все и посмотрел.
Желающим отодвинуть занавеску вежливо отказывали.
Это мы и в интернете видели, да.
Оригинальный саркофаг, в котором нашли мумию.
А
это - собственно, принцесса. На вопрос "Почему такая страшная?"
получили дежурный ответ: "Все манекены в музее одинаковые, не нравится -
не смотрите".
Вот так очередное туристическо-познавательное
завлекалово обернулось обидным разочарованием. Музей, бесспорно, хорош,
но обманывать первых посетителей, тем более приехавших (а то и
прилетевших) издалека - крайне некрасиво.
|
Категория: load, Интересные места Горного Алтая
|
| 30-09-2012, 16:26 |
Просмотров: 6205
|
|
|
|
|
|
|