Балбалы это каменные столбы, размещенные на
местности рядами. Они являются деталью поминальных сооружений тюркского
периода, и, по одной из версий, символизируют убитых врагов. По другой
версии балбалы это культовые модели жилища. Ранее в научной литературе
так называли сами каменные изваяния. По мнению исследователей, тюрки
ставили каменные столбики — балбалы у поминальных сооружений своих
воинов по числу врагов, убитых самими погребенными. Насчитывают десятки,
а иногда даже и сотни балбалов. Большое количество балбалов вызывает
сомнение о правильности такой версии. Невозможно представить, что
тюркские каганы могли убить сотни вражеских воинов.
Вообще, традиция установки камней в ряды на Алтае
очень древняя. Характерной особенностью алтайских могильников является
расположение их курганными цепочками, направленными с севера на юг. Они
повторяли порядок расположения жилищ в сезонных поселках. Появление
таких погребально-поминальных комплексов является примером общности,
семейного родства и веры в существование в потустороннем мире.
Известный археолог С.И.Руденко предполагал, что число поставленных у
могил камней соответствует числу лиц или сородичей, принимавших участие в
похоронах и поминках. Вывод о том, что балбалы устанавливали не только у
могил мужчин – воинов был сделан на основании того, что у курганов
некоторых курганов, содержащих также погребения детей и женщин, с
восточной стороны стояли ряды каменных столбиков-балбалов, что ставит
под сомнение предположение о соответствии числа камней с числом убитых
врагов.
Исследователи выдвинули еще одну версию: балбалы это символические
коновязные столбы — обязательная часть любого жилища кочевника.
Предположение основано на сходстве расположения их у курганов на Алтае с
порядком расположения коновязей у жилища кочевника. Один или два-три
ближайших камня выделяются среди остальных своими большими размерами. У
курганов знати число балбалов-коновязей значительно превышает число
таких же балбалов, установленных у курганов рядовых кочевников. Поэтому,
скорее всего балбалы предназначались для лошадей, на которых приезжали
родственники и гости на погребально-поминальный обряд. Исследователи
предполагают, что балбал являлся в большей степени знаком присутствия
(внимания) определенного человека на поминках. Этим, видимо, можно
объяснить личные тамги и надписи-автографы на балбалах. Балбалы являются
памятником археологии на Алтае.
БАЛБАЛЫ - СИМВОЛЫ УБИТЫХ ВРАГОВ ИЛИ КОНОВЯЗНЫЕ
СТОЛБЫ?
Прежде чем выяснить назначение древнетюркских оградок, хотелось бы остановиться
на неотъемлемой детали почти всех поминальных сооружений древних тюрков - рядов
каменных столбиков, получивших название - балбалы. Это представляется нужным
сделать именно сейчас, потом что новая интерпретация древнетюркских оградок,
как культовых моделей жилища, предполагает и новое объяснение назначения балбалов.
А они до сего дня остаются предметом научной полемики, хотя существенным сдвигом
в этом вопросе можно считать утвердившееся мнение о толковании самого термина
балбал. В результате последних работ российских археологов Л. Р. Кызласова,
Я. А. Шера и С. Г. Кляшторного подведена черта под длительной дискуссией о том,
что следует подразумевать под словом балбал. Как известно, ранее в научной литературе
так называли и сами каменные изваяния. В настоящее время это название закрепилось
только за рядами каменных столбиков, отходящих на восток от поминальных сооружений.
Все исследователи единодушны в том, что тюрки ставили каменные столбики-балбалы
у поминальных сооружений своих воинов по числу врагов, убитых самим погребенным.
Такой вывод основывается на сведениях китайских официальных хроник, описывающих
погребальный обряд тюрков-тугю: "обыкновенно, если он убил одного человека,
то ставят один камень, у иных число таких камней простирается до ста и даже
до тысячи". Действительно, десятки, а иногда и сотни балбалов насчитывают
ряды древнетюркских поминальных сооружений. Установка большого числа балбалов
почти у всех мемориальных комплексов древнетюркской аристократии вызывает естественное
недоумение многих исследователей. Трудно представить, что тюркские каганы или
их военачальники при жизни могли убить сотни вражеских воинов. Да и на Алтае
у тысяч оградок всегда имеются ряды балбалов. Невольно задаешься вопросом, неужели
все они были сооружены только в честь тюркских воинов? К объяснению обычая установки
балбалов, как нам кажется, следует привлечь не только письменные источники,
но в большей мере и фактический археолого-этнографический материал. Сама традиция
установки камней в ряды на Алтае очень древняя. Отличающаяся редкостным однообразием
эта незатейливая архитектурная тема воплощена во многих, различных по времени
и по назначению культовых сооружениях. Наиболее близки по смыслу и, вероятно,
по назначению древнетюркским балбалам ряды каменных стел, установленных также
с восточной стороны многих алтайских курганов ранних кочевников. Характерной
особенностью алтайских могильников этой эпохи является расположение так называемыми
курганными цепочками, направленными с севера на юг. Совершенно такой же принцип
планировки, ориентации соблюден при установке целых групп таких оградок древнетюркского
времени. Они, как и курганы ранних кочевников, копировали порядок расположения
жилищ в небольших сезонных поселках, что особенно четко проявляется в ориентации
памятников на местности. Появление таких погребально-поминальных комплексов,
как особой территории, предназначенной для неоднократных погребений и поминок,
является ярким выражением этнической общности, семейного родства и идеи дальнейшего
существования в потустороннем мире.
|
Деревянные коновязные столбы у традиционного алтайского
жилища. |
|