3D Панорамы - Горный Алтай Знакомство с Горным Алтаем Зарубежный туризм В рюкзаке... Теплоход "Пионер Алтая" Весь Горный Алтай... Фотографии Алтая Экскурсии по Горному Алтаю Где остановиться ? Путеводитель по Республике Алтай Видео Горного Алтая Интересные места Горного Алтая Часто задаваемые вопросы... Карты Республики Алтай Веб камеры Сибири-ОНЛАЙН Музыка в дорогу Новости Республики Алтай Описания объектов (с картами) Горный Алтай с вертолета... Приключения на Алтае... Юг Телецкого 17-23 июля 2011 Юг Телецкого 21-26 июля 2010 Пограничная зона Уникальный Алтай Населенные пункты Горного Алтая Информация о сайте Экспедиции на Алтай Доска объявлений Контакты Поиск попутчика на Алтай Это интересно...
Регистрация     |     Войти



Легенды о создании Алтая... (Часть1)

Легенды о создании Алтая

Однажды Бог решил создать на земле Золотой Край — обитель мира и счастья. Он призвал Оленя, Сокола и Кедр и приказал каждому искать для себя лучшее место. Где сойдутся их пути, там и быть Золотому Краю. Долго скакал по земле Олень. Высоко поднимался в небо Сокол. Глубоко уходил корнями в землю Кедр. И, наконец, встретились они в горной стране, где всем троим было хорошо и вольно. Там и возник Золотой Край, название которого — Алтай, что в переводе означает «
золото»

Святой источник Аржан-Суу

Однажды охотник ранил в горах марала. Но зверь не упал, а быстро помчался прочь. Охотник же, прельстившись драгоценными рогами, погнался за маралом по снегу. Кровью истекал марал, но добежал до горячей воды Аржан-Суу и с разбегу кинулся в нее. Пока охотник спускался с горы, у зверя затянулись раны, марал выскочил из воды и помчался дальше. Увидев это чудо, охотник бросил сушеного хариуса — рыба поплыла в воде источника, шевеля плавниками. Кинул он в воду шкуру выдры, вынырнула выдра и погналась за хариусом. Понял охотник, что Аржан-Суу силу и жизнь всем дает.

Легенда о Бобыргане

В очень давние времена у хана Алтая было много детей, но все они были дочерьми, и только один сын был у него — славный богатырь Бобырган. Все было бы хорошо, да часто ссорился брат со своими сестрами. Вот однажды, после очередной ссоры, превратился Бобырган в огненную стрелу и улетел далеко от своих родных. Так и остался он стоять навечно в гордом одиночестве. И только иногда со своей любимой сестрой Синюхой обменивается письмами. Письма эти не что иное, как снеговые и дождевые тучи. И чем больше скучает по своей сестре своенравный брат Бобырган, тем больше писем он ей шлет, тем чаще на Алтае идут дожди.

Чуди

Есть горные люди-призраки. Чуди. Они жили очень давно и пришли из Эмондской степи. Они были хозяевами Алтая. Их исчезновение

как-то  связано с белым цветом. Одна теория каким-то образом привязывает белую березу. Теория Рериха говорит, что исчезновение этого народа связано с появлением белых людей. Якобы, чуди отказались от повиновения. Тем не менее чуди исчезли и исчезли очень интересным образом — они само закапывались: Чуди рыли большие ямы, делали настил из земли, поддерживаемый деревянными стойками, заходили туда всем племенем и обрушивали « крышу» на себя. На месте этих само-захоронений со временем образуются конические ямы, в которые иногда проваливаются люди. Существует гипотеза, что таким образом Чуди пытались перейти в другой, параллельный мир. И им это удалось. Есть люди ( альпинисты, скалолазы), которые утверждают, что видели некие существа, похожие на людей, которые выходили из скал и заходили туда обратно. Хотя, эти видения могли быть результатом горной болезни.

Легенда о домбре

В давние времена на Алтае жили два брата-великана. У младшего брата была домбра, очень он любил на ней играть. Как заиграет, так обо всем на свете забывает. Старший же брат был самолюбивым и тщеславным. Вот однажды захотел он прославиться, а для этого решил построить мост через бурную и холодную реку. Стал камни собирать, начал мост строить. А младший брат все играет да играет. Так день прошел и другой, и третий. Не спешит младший брат на помощь старшему, только и знает, что играет на любимом инструменте. Разозлился старший брат, выхватил у младшего домбру и, что было силы ударил ею о скалу. Разбился великолепный инструмент, смолкла мелодия, но остался на камне отпечаток. Прошло много лет. Нашли люди этот отпечаток, стали по нему новые домбры делать, и вновь зазвучала музыка в молчавших долгое время селениях. Вот так через этот прекрасный мелодичный инструмент и осталась среди людей память о младшем брате, а о старшем тщеславном брате никто и не вспомнил.

Легенда о Дунькиной Яме

Эта легенда относится к более поздним и связана с историей русских поселенцев. В далекие времена в одном русском селении полюбили друг друга парень и девушка, Звали парня Евсеем, а девушку Дуняшей. Пришел парень девушку сватать, а злой отчим не хочет девушку отдавать замуж за простого мужика. Запер он свою падчерицу под замок. Да только для настоящей любви нет преград. Ночью прокрался Евсей к любимой и похитил девушку. Удалось им убежать довольно далеко от родных мест. Нашли они среди гор прекрасную долину, облюбовали себе место под жительство. Ничего не заподозрили молодые люди, не задумались, почему же в таком красивом месте никто до сих пор не поселился. Отправился Евсей на охоту, а Дуняша осталась хозяйничать. Вдруг налетела огромная черная туча — это злой дух спустился с гор, схватил он прекрасную девушку, и умчался вместе с ней в неизвестные дали. Только и успела вскрикнуть девушка своему любимому: «
Ищи меня!» Долго искал невесту Евсей. Нашел он ее среди берез, но было уже поздно: девушка была мертва. Схоронил жених Дуняшу в этой красивой березовой ложбине. Как только закопал могилку, сразу рядом с ней пробился из земли хрустально чистый родник, как будто слезы девушки, сожалеющей о несбывшемся счастье, вырвались наружу. С тех пор этот ручей зовут Дуняшиным, а ложбину — Дунькиной Ямой.
Примечание: Дунькина Яма — красивое место, расположенное среди гор, до которого можно добраться проехав 23 км от села Алтайское в сторону села Куяган.

Легенда об Эльбрусской деве

Альпинист-одиночка много раз делал восхождения на горные вершины. В одно из таких путешествий он заночевал в избушке у подножия ледника. Вдруг посреди ночи в окно ударил яркий, почти белый луч света, как будто
кто-то  светил в окно фонариком огромной мощности. Этот луч стал шарить по избушке как — бы в поисках человека. Турист испугался. Через некоторое время луч померк, зато кто-то  стал ломиться в избушку с нечеловеческой силой. За стенами слышался страшный рев, дверь сотрясалась от громких ударов, кто-то  барабанил по ней и по срубу. Турист заложил дверь ледорубом, а сам в ужасе забился под нары… Внезапно все стихло. После страшного грохота и шума наступила звенящая тишина. Турист выбрался из-под нар и выглянул в окно, чтобы посмотреть, кто же создавал такой шум. Его взгляду предстала удивительная картина: на склоне горы в призрачном свете мерцающих звезд стояла прелестная девушка. Ее прозрачные одежды не скрывали стройного тела и она казалась обнаженной. Длинные золотистые волосы струились по плечам. И только глаза ее были совершенно ледяными, мертвым светом глядели они на человека, и этот свет как бы проходил сквозь тело, и безжалостный, леденящий душу холод охватывал юношу. Турист заворожено смотрел на прекрасную незнакомку. Вдруг до него донесся голос — как будто тысячи хрустальных колокольчиков из хрупких льдинок нежно зазвенели вокруг. Это восхитительная чаровница звала его по имени. Ее нежные руки манили юношу в объятия, чувственные губы посылали сладострастные поцелуи, голос умолял открыть дверь и впустить красавицу. О как заманчиво и беззащитно выглядела девушка среди суровых скал! И турист забыл про тот ужас и страх, который только что испытывал, его рука сама собой потянулась к двери, запертой ледорубом: Утром шедшая на восхождение группа обнаружила тело этого альпиниста. Он сидел на нарах совершенно окоченевший, превращенный в ледяную статую. В руках он держал ледоруб, в глазах его навечно остался ужас, смешанный с восхищением. Бытует поверье, что встречается в этих горах Эльбрусская дева, которая показывается только альпинистам — одиночкам. Когда кто-то  понравится этой ледяной красавице, приходит она ночью к альпинисту и соблазняет его. И если он поддастся ее чарам и подпустит к себе близко, то от первого ее прикосновения превращается в ледяную статую. Тем самым она как бы приобщает человека к себе, к своему ледяному величию, к своему небытию.

Легенда о реке Истэбэ

В районе Телецкого озера есть бурная речка Истэбе. Левее ее впадении в озеро находится одноименная гора, на склоне которой видно 5 больших борозд. Эти без крупной растительности борозды образовались вследствие ежегодно скатывающихся лавин. Но впечатление такое, что 
кто-то  огромной когтистой лапой пробороздил этот склон горы. Легенда говорит, что очень давно появился на Алтае злой дух Ильбегень, который начал поедать скот и людей. Тяжелое настало время: люди боялись выйти из юрт, говорить громко, смеяться. Боялись выйти на луга и на охоту. Тут начались новые напасти: стал людей одолевать голод, а вслед за ним пришли и болезни. Дошедшие до отчаяния люди обратились за помощью к солнцу: « Помоги, о всемогущее Солнце, избавиться нам от прожорливого Ильбегеня!» Солнце решило помочь людям, но когда оно приблизилось к земле, высматривая злобного духа, все стало выгорать от его жгучих лучей. Воспламенились луга и тайга, и Солнцу пришлось вернуться обратно на небо. Люди обратились за помощью к Луне: « О, всемогущая Луна, помоги нам избавиться от прожорливого Ильбегеня!» Луна откликнулась на просьбу людей, но с ее приближением к земле стало все замерзать, вода в реках и озерах стала покрываться льдом, и Луна ушла обратно. Тогда люди обратили свои мольбы к богатырю Сартакпаю. Выслушав их, Сартакпай согласился им помочь. Стал он ждать удобного случая. Вскоре этот случай и представился. После очередного нападения на поселение Ильбегень сытно пообедал и крепко заснул на вершине горы, обхватив ее своими когтистыми лапами. Сартакпай незаметно подкрался, схватил Ильбегеня своей могучей рукой за шиворот и рванул так, что не успевшие разжаться когти пробороздили по склону глубокие борозды. Стал поднимать Сартакпай Ильбегеня, но тот оказался очень тяжелым. Обшарив его рукой, богатырь обнаружил на поясе громадный кремень, из которого Ильбегень высекал огонь, закуривая трубку. Оторвал Сартакпай кремень, бросил на землю, а самого Ильбегеня швырнул с такой силой, что улетел тот в неведомые дали и не осталось от него и следа. Не стало злого духа, только кремень, что упал на землю рядом с каменным заливом, напоминает и по сей день о нем. Этот огромный камень так и называется « Ильбегень-Таш" -"камень злого духа».

Легенда о Катуньских порогах

Два катунских богатыря, отец с сыном задумали прославиться, построив мост через бурную Катунь. Начали они работу. Добрый Ульгень согласился им помочь, но с условием, что во время работы они будут держать себя в чистоте. Огромные камни посыпались с обеих сторон своенравной реки. Принялись богатыри за строительство моста. Славно и долго они трудились, спорилась в их руках работа, но и для богатырей слишком тяжел этот труд. Осталось им сложить из камней не более сажени, и была бы завершена арка, под которой должна была течь река. Но настал вечер, а в горах темнеет очень быстро. Решили отец с сыном отдохнуть, Ульгень охранял их покой. Крепко уснул отец. Но молодой сын его, несмотря на усталость, никак не мог уснуть. Лежал он, глядя на звезды, прислушивался к ласковому шепоту коварной красавицы Катунь. Не хотелось своенравной красавице покоряться людям, желала она навсегда остаться неприступной и непреодолимой. Нежные речи шептала она славному молодому богатырю, звала и манила его в свои объятия. Долго не поддавался уговорам юноша, но под утро явилась к нему Катунь в обличье прекрасной девушки: изящной и тонкой, стройной и воздушной. Улыбалась ему красавица, манила за собой. Не смог сдержать своего желания молодой богатырь, кинулся он за красавицей. А она легкой тенью скользнула по воде и растаяла утренним туманом. А доверчивого богатыря захлестнул поток воды страшной силы, и он утонул. Проснувшись после крепкого сна, отец увидел, что много камней из насыпи поглощено Катунью. Стал звать он сына, не откликнулся тот. Понял тогда опытный богатырь, что сын его нарушил условия доброго друга Ульгеня. Огорчился отец-богатырь и расстроился. С негодованием на челе сел он на ближайший камень, долго и грустно смотрел на неоконченное строительство. Следы его огромных ног отпечатались на камнях и видны до сих пор. До наших дней сохранились каменистые насыпи выше устья реки Чемал — это остатки недостроенного моста через Катунь.

Легенда о Кедре

Однажды в глухой кедровой тайге утомленный охотник расположился на ночлег под древним развесистым кедром. Кедр был очень стар, ветви его от времени изогнулись, ствол весь покрылся извилинами, а на земле под ним образовался метровый слой хвои, опавшей за всю его жизнь. Уютно и тепло стало уставшему человеку на такой мягкой перине, крепко заснул охотник на прекрасной хвойной подстилке. Но на рассвете проснулся оттого, что его чуткое ухо уловило чей-то стон. Прислушался охотник и услышал тихий разговор. Это разговаривал старый кедр, под которым спал охотник, с молодым, стоявшим рядом. Старый кедр стонал и жаловался молодому, что обессилел и не может стоять. — Что ж ты не падаешь, ведь я слышал об этом еще вчера? — удивленно заметил молодой кедр. — Я упал бы еще вчера, — ответил старый кедр, — но подо мной пег спать уставший человек. Пожалел охотник старый кедр, поднялся, крепко обнял
когда-то  могучий ствол и отошел в сторону. Тут же закачался старый кедр и со вздохом облегчения упал на землю.

Шароваровы

А еще при раскопках на Алтае были найдены орудия труда, размеры которых позволяют сделать выводы, что рост хозяев этих орудий труда не выше бедра взрослого человека. Эти орудия принадлежат эпохи оледенения. Называется народ шараваровы. Наличие этого народа, пожалуй, единственная теория существования гномов на земле. Тем не менее, скелетов этих людей найдено не было. Но и это еще не все. На Алтае были найдены скелеты очень больших людей, европеоидной расы. Их высота достигала 3-х метров, а цвет кожи был красным. В связи с этим есть гипотеза, что европейцы произошли именно из Алтая.

Сказка-загадка

Был у одного хана сын. Подошло ему время жениться. Стал ему хан невесту подыскивать. Много девушек было на примете у хана: были среди них и красавицы, и умницы, и хорошие певицы, и замечательные танцовщицы. Призадумался хан, как же найти самую достойную невесту? И решил тогда хан выбрать в жены своему сыну самую хорошую хозяйку. Собрал он всех девушек, желающих стать ханскими невестками, и объявил, что та, которая первой вскипятит воду в чайнике, и выйдет замуж за его сына. Велел он выдать каждой девушке по чайнику, равному количеству воды и дал отсчет времени. Кинулись девушки хворост собирать, костер разводить, торопятся, стараются. Была среди них одна девушка, которая совсем не хотела идти замуж за ханского ленивого сына, потому что любила она обыкновенною пастуха, да так сильно, что и ханское богатство было ей не мило. Это отец ее настоял, чтобы она приняла участие в соревновании, уж очень ему хотелось породниться с богатыми людьми. Так вот. легенда рассказывает, что именно у этой самой девушки у первой закипела вода в чайнике. Как вы думаете, почему?
Ответ: Все те девушки, которые очень хотели выйти замуж за ханского сына, непрерывно поднимали крышки чайников и смотрели: не закипела ли вода. Температура нагрева воды в чайнике падала, и на закипание воды требовалось уже больше времени. Та же девушка, которая не хотела замуж, к чайнику и не притрагивалась, поэтому и вода закипела у нее быстрее всех.

Легенда о Тавдинской пещере

Давно, уже никто точно не помнит когда, жила в горах ханша Тавда. Слыла она среди людей такой скрягой, каких свет не видывал. И, хотя всяких богатств у нее было число несметное, она придумывала новые хитрости, чтобы только обобрать людей до нитки. Но куда она складывала отнятое у людей добро: скотину, упряжь, птицу, убитую дичь — никто понять не мог. Все, что привозили к ее юрте и складывали целыми ворохами, исчезало на глазах, как в землю проваливалось. Охотники всех соболей, козлов, маралов повыбили во всей округе, а Тавда все увеличивала оброк. Грозила, что, если в срок дань подана не будет, то отберет тогда у невольных людей их детей. Сыновей заберет в свое войско, а дочерей в рабство — ковры ткать, коз доить и всякую черную работу делать. День и ночь метались по опустевшей тайге охотники. Понурые, с пустыми сетями брели в бедные юрты рыбаки, в озерах и реках давно уже рыба не водилась. Все исчезало в ненасытной, бездонной утробе жадной Тавды. Сколько бы это продолжалось, никто не знал. Да объявились в тех местах пришлые люди: муж да жена, молодые, пригожие собой А вскоре добрая слава пошла по всем ближайшим стойбищам про них. Манжерок, так звали мужчину, крепок, ловок был хоть на охоте, хоть на рыбалке. А покорил всех тем, что умел лепить из глины всякую посуду. Когда из жаркой печи он вынимал свои дивные пиалы, да раздаривал бедным, радости не было конца. Катынг. так звали его стройную зеленоглазую жену, покорила всех своим умением вышивать ковры с диковинными птицами, зверьем и цветами, да плетением рыболовных сетей, каких в тех местах не видывали. Слава про мастеровую молодую семью скоро донеслась до Тавды. У нее даже руки затряслись от злости, когда увидела она их творенья. Тут же обложила таким большим оброком, какой не по силам бы стал и десятку мастеров. Каково было удивление ханских слуг, когда к назначенному сроку явились к юрте ханши Манжерок и Катынг почти с пустыми руками. У мастера в руках был только один кувшин, а у мастерицы только одна рыболовная сеть… «
Выслушай нас, повелительница, наша дань тебе не простая» начал Манжерок. « Вот мой кувшин, он без дна, в него ты вольешь столько кумыса, сколько его приготовят все твои подданные". А вот моя сеть — продолжила Катынг, ею твои слуги выловят всю рыбу из рек и озер Алтая». А в сети были ячейки такого большого размера, что было ясно: никакой рыбы не удержат! Догадалась Тавда. что мастера просто посмеялись над ее жадностью. Ударила она заколдованным посохом Манжерока, он тотчас же обернулся красивым озером. Когда посох коснулся кос зеленоглазой Катынг, она успела отбежать в сторону, да так и заплескалась в стремительном беге белопенной красавицей рекой Катунь. А перед смертью успела крикнуть любимому — « Прощай!» И бросила в воду горсть иголок, которыми вышивала свои прекрасные ковры, Иголки разлетелись по дну озера и проросли в диковинный орех — чилим. Тавда, оказавшись на левом берегу реки, рассвирепела оттого, что ее посмели обмануть. И со злости так топнула ногой, что сама вместе со своим добром провалилась под землю. А в том месте, где это случилось, не далеко одно от другого, видны отверстия. Это входы в Тавдинские пещеры. Много чего люди из них вынули, когда нашли. Были там рыболовные сети, и глиняная посуда — много всякого добра! По легенде — это и есть богатства ханши Тавды. А входы в Тавдинские пещеры стережет Лунный Соболь. Его носила на плечах жадная ханша. Он вел счет ее богатствам, а теперь стережет их в Тавдинских пещерах.

Категория: load, Уникальный Алтай |
3-08-2011, 10:09
Просмотров: 4737

Комментарии:

Оставить комментарий


Расстояния дорог Алтая
От:
До:
Через:
  • Акай Кине сообщил о переносе даты ритуала, посвященного "принцессе"
  • Бердников и Тулеев подписали важные соглашения об экономическом сотрудничестве
  • В Горно-Алтайске проходит III-й съезд медиков-травматологов
  • Автолюбители-экстремалы покорили нехоженые прителецкие горы
  • Американский климатолог призвал алтайцев готовиться к экстренным погодным изменениям
  • Глава Минтранса РФ высоко оценил работу правительства Горного Алтая по устранению последствий паводков
  • На совете старейшин не обсуждался вопрос о перезахоронении "алтайской принцессы"
  • На Алтае начнут развивать новое направление экотуризма
  • Кремль призвал алтайских политиков к взаимопониманию
  • Врио Республики Алтай Александр Бердников осмотрел важнейшие строящиеся объекты региона
  • Карта сайта ® 2011-2014
    При использовании материалов необходимо наличие прямой индексируемой ссылки на первоисточник