3D Панорамы - Горный Алтай Знакомство с Горным Алтаем Зарубежный туризм В рюкзаке... Теплоход "Пионер Алтая" Весь Горный Алтай... Фотографии Алтая Экскурсии по Горному Алтаю Где остановиться ? Путеводитель по Республике Алтай Видео Горного Алтая Интересные места Горного Алтая Часто задаваемые вопросы... Карты Республики Алтай Веб камеры Сибири-ОНЛАЙН Музыка в дорогу Новости Республики Алтай Описания объектов (с картами) Горный Алтай с вертолета... Приключения на Алтае... Юг Телецкого 17-23 июля 2011 Юг Телецкого 21-26 июля 2010 Пограничная зона Уникальный Алтай Населенные пункты Горного Алтая Информация о сайте Экспедиции на Алтай Доска объявлений Контакты Поиск попутчика на Алтай Это интересно...
Регистрация     |     Войти



Укок в октябре...

10 октября. Солнышко светит, теплынь. Грех такие деньки проводить в городе. Меня же медом не корми, дай куда-нибудь съездить. Поэтому предложение съездить на Укок поддержала всеми руками и ногами.


Выезд назначили как всегда ориентировочно на 12 ночи. Пока собрались окончательно, прошло еще пара часов. Часа в два ночи наш Баргузин, на борту которого собралось 5 человек, отправился в путь.

День 1. Переезд по Чуйскому тракту до Кош-Агача.

Переезд по Чуйскому тракту до Кош-Агача. Что-то я сюда зачастила. За последние два месяца уже третий раз. Если учесть все предыдущие поездки в эти края, то, казалось бы, должна все здесь знать как свои пять пальцев. Ан, нет. Чуйский тракт каждый раз преподносит что-то новое.

Переплетение дорог

В эту поездку проехали по старому участку Чуйского тракта в районе Белого бома. Участочек небольшой, зато с этим местом связана интересная история про Кольку Снегирева. Если кто не знает, кто такой Колька Снегирев, то вот вам про него песня.

Есть по Чуйскому тракту дорога,
Ездит много по ней шоферов.
Был там самый отчаянный шофер,
Звали Колька его Снегирёв.
Он трёхтонку, зелёную АМО,
Как родную сестрёнку, любил.
Чуйский тракт до монгольской границы
Он на АМО своей изучил.
А на "форде" работала Рая,
И так часто над Чуей-рекой
Раин "форд" и трёхтонная АМО
Друг за дружкой неслися стрелой.
Как-то раз Колька Рае признался,
Ну а Рая суровой была:
Посмотрела на Кольку с улыбкой
И по "форду" рукой провела.
А потом Рая Кольке сказала:
"Знаешь, Коля, что думаю я.
Если АМО мой "форд" перегонит,
Значит, Раечка будет твоя".
Как-то раз из далёкого Бийска
Возвращался наш Колька домой.
Мимо "форд" со смеющейся Раей
Рядом с АМО промчался стрелой.
Вздрогнул Колька, и сердце заныло -
Вспомнил Колька её разговор.
И рванулась тут следом машина,
И запел свою песню мотор.
Ни ухабов, ни пыльной дороги
Колька больше уже не видал.
Шаг за шагом всё ближе и ближе
Грузный АМО "форда" догонял.
На изгибе сравнялись машины.
Колька Раю в лицо увидал.
Увидал он, и крикнул ей: "Рая!".
И забыл на минуту штурвал.
Тут машина, трёхтонная АМО,
Вбок рванулась, с обрыва сошла
И в волнах серебрящейся Чуи
Вместе с Колей конец свой нашла.
На могилу лихому шофёру,
Что боязни и страха не знал,
Положили разбитые фары
И любимой машины штурвал.
И теперь уже больше не мчится
"Форд" знакомый над Чуей-рекой.
Он здесь едет как будто усталый,
Направляемый слабой рукой.
Есть по Чуйскому тракту дорога,
Ездит много по ней шоферов.
Был там самый отчаянный шофер,
Звали Колька его Снегирёв.

Память

В Кош-Агаче были к обеду. Я думаю того, кто побывает здесь впервые, поселок поразит. Трудно понять, как в этой пустыне, где нет ни единого деревца, где летом жара, а зимой лютый мороз, живут люди. Тем не менее поселок довольно большой, дома в основном добротные (завалюшек почти не встретишь), много строящихся домов. Местное население — в большинстве своем казахи.

Кош-Агач1   Кош-Агач


Прогуляться по Кош-Агачу — довольно интересно. Здесь, например, вы можете увидеть традиционный казахский дом с плоской крышей. На небольшом рынке помимо китайской одежды можно отыскать красиво расшитые тюбитейки или монгольский плиточный чай, которые отлично послужат в качестве подарков.
Помимо рынка в Кош-Агаче есть магазины, кафе, пекарни, где всегда в продаже свежий теплый хлеб и выпечка.
Если вдруг вы захотите здесь остановиться, то к вашим услугам несколько гостиниц. Но о комфорте придется забыть. Удобства на улице, воды нет, в комнатах только основное — кровати, стол, стулья.
Но вернусь к своему повествованию. Пока готовились наши пропуска, посетили ставшую почти родной кафешку Еломан. Кормят здесь сносно, особенно хороши пирожки или чебуреки, если они еще горячие.
С пропусками как всегда долгая волокита, то вместо коллективного заполните им индивидуальные, то сначала заплатите за въезд в особо охраняемую зону (200р. с человека), то какая-то война у них началась и когда закончится не известно. Но в конце концов пропуска мы получили (хотя кое-кто сомневался, что нас в это время (имею в виду октябрь месяц) пропустят).

Заправка


Запаслись бензином (больше заправок не будет), закупили кое-какие продукты, поехали дальше. Планировалось сегодня заехать на плато через Теплый ключ. В итоге уже по темноте приехали к Джумалинским источникам. Не смотря на октябрь месяц здесь был народ, все же удалось найти свободный домик, что нас несказанно обрадовало. Намерзнуться в палатках мы всегда успеем.

Верблюды

P.S. В Чуйской степи небывалое зрелище — верблюды. Столько раз проезжали здесь, верблюдов видели впервые. Высыпали из машины — сделать фотографии. Они были так близко и в лучах заходящего солнца смотрелись так экзотично.


День 2. Штурм Теплого ключа.

Утро встретило нас ярким солнышком, голубым небом и относительным теплом.

У источников   У источников1

Отдыхающие уже принимали лечебные процедуры. Я, выбрав местечко подальше и повыше от банек и бассейна, ограничилась умыванием и зубочистием. Тем самым совершила, так сказать, грех. Поскольку в этом священном месте нельзя пользоваться мылом, шампунем и проч. средстами бытовой химии, а также категорически запрещено распивать спиртные напитки и шуметь.

На полянке возле нашего домика собрались отдыхающие. Как водится, обменялись информацией кто, откуда и с какими целями здесь.

Мы — на Укок. Ответ был встречен скептическими киваниями головы и улыбками. Давайте-давайте, только бы непогода вас там не застала, а то машину придется оставить на Укоке зимовать.

Что-то типа такого слышали уже в городе. В нашу затею почему-то мало кто верил. Одни говорили, что еще в Кош-Агаче пропуск не получим, другие за 30 тыс. собирались нас ехать выручать. Мы же ко всему отнеслись проще, заедем — хорошо, не заедем — не беда, посетим другое место.

Дорога к перевалу не была особенно сложной. Были камни, кое-где совсем небольшие наледи. Когда поднялись на приличную высоту и обрыв справа стал устрашающим (по крайней мере, для меня), я немного напряглась. Страшновато ехать на летней резине в подъем, где встречаются скользкие участки, тем более, когда справа по борту такая пропасть. Опасный участок преодолели благополучно. Наледей, перекрывающих дорогу, в этом году не было, всегда можно было хотя бы одной стороной проехать по грунту.

Последние несколько сот метров пришлось брать с боем. На седловине перевала уже лежал снег, толщиной примерно с полметра. Но это было совсем не страшно, а даже интересно.

Прежде всего, надели цепи на задние колеса.

Цепи

А затем где-то копали, где-то толкали, где-то подкладывали лесенки, а где-то пробивали дорогу машиной взад-вперед, каждый раз продвигаясь на пол метра.

Копаем

Толкаем

Прорываемся

Пытались даже использовать сетку, которая якобы годится для проезда по наледям. Чистейшей воды авантюра, только ее порвали. Решили, что в данной поездке она нас спасти может исключительно от злых духов.

Сетка

Через пару часов, а может быть, и меньше выбрались на вершину перевала. Немного там пофотались, подурачились и двинулись дальше.

На перевале

С другой стороны перевала снега на дороге совсем не было, поэтому остановились, чтобы снять цепи. Часть нашей команды решила немного прогуляться и отправилась пешком. Почти спустились с перевала, когда нас догнал родимый Баргузин. Застопили мы его и покатили дальше.

Автостоп

Сегодня планировали доехать до Бертека, но т.к. долго провозились на перевале, то вскоре нас застигла темнота. К погранцам заезжать не стали, проехали оз. Гусиное, думали все же доехать до Бертека, но потом решили не шататься в темноте и встали на какой-то речушке.

Разожгли костер. На Укоке это роскошь, дров нет и в помине. Кто хочет провести уютный вечер у костра, дрова везите с собой.
Долго наслаждаться костром не пришлось, холодало. Поэтому вскоре все разбрелись по палаткам.

Ночью разбудил ветер. Сильные порывы трепали палатку, того и гляди что унесет. А затем по палатке забарабанил снег. "Ну усе, приехали," — подумала я. — "Надо же казахи как в воду глядели. А в общем-то так всегда бывает."

Снег добавил некую остроту нашему путешествию.

Из соседней палатки донеслись смешки и шушуканье. Тоже разбудила непогода. Стало как-то весело, мы еще долго шутили с Ленькой, а потом все же уснули под шум ветра и снега.

День 3. Ак-Алаха  Бертек — Брод через Ак-Алаху — река Аккол — перевал Богомуюз

Покидать нагретый спальник и выбираться на мороз ужасно не хотелось. Нос и то не могла из палатки высунуть, чтоб посмотреть засыпало нас или нет.

В Баргузине зашевелился Костя, он всегда спит в машине. Вышел, и его первые слова: "Воды то нет."

Как нет? Где нет? В речке нет? Я забыла про холод, напялила штаны и вылезла из палатки. И действительно никакого намека на воду не было. Все что осталось от речки — камни и снег. Вот уж чудеса. Чем-то насолили мы укокской принцессе Кадым, и она перекрыла воду.

Без чая все же не остались, набрали из речки снежка.

Воду перекрыли

Оказалось, ночной ветер и снег нас только попугали. Я ожидала увидеть заснеженный Укок, воображение рисовало переметенные, непреодолимые перевалы, но пейзаж не изменился, только речка пропала.

Не спеша, позавтракали и двинули в путь.

Завтрак с видами

В небесной канцелярии кто-то не мог решить, какая погода должна быть на Укоке. Все менялось за считанные минуты. Причем было видно, что в разных местах плато разная погода. Над местом стоянки светит солнце, а впереди чуть дальше идет снег. Едем по дороге, мрачно и пасмурно. Минут через десять возвращаемся и уже небо ярко-ярко голубого цвета, и светит солнце.

Снег   Солнце

Доехали до моста через Ак-Алаху, проехали чуть дальше вдоль пограничных столбиков, пока вдалеке не показалась погранзастава. Пытались найти дорогу к озерам Кальдинкуль, Каджинколь-Бас. Сначала подумали, что ее переехали, стали возвращаться назад, но, в конце концов, еще раз внимательно изучив карту, GPS и посетив один из зимников, направившись по накатанной колее, решили, что дорога проходила недалеко от заставы, и мы чуть-чуть до нее не доехали.

Ак-Алаха

Возвращаться не стали, нужно было еще найти могилу Принцессы и узнать, что из себя представляет урочище Бертек.

Плато

Кроме того, свободно разъезжать туда-сюда нам не позволяли иссекающие запасы топлива. Костя уже стал зорко следить за точкой невозврата.

Проблема была еще в том, что мы так и не решили, какой дорогой будем возвращаться: снова через Теплый ключ или вдоль Ак-Алахи, затем по Акколу, минуя пер. Карсулу, через Богомуюз. Второй вариант был, конечно, более заманчивым, что-то новенькое, но были опасения, сможем ли мы там проехать, нормально ли бродится Ак-Алаха и т.д. Желание увидеть новое все же взяло вверх. К тому же успокоили себя тем, что всегда сможем повернуть и прорваться через Теплый ключ.

Ну и что, что нам в этом случае хватит бензина только до радоновых источников, там авось как-нибудь раздобудем.

Зимовье

В урочище Бертек подъехали к одному из зимовий, возле которого сидел дедушка и плел какие-то веники. Хотели подробнее узнать о броде и заодно координаты захоронения принцессы. Но толком от него ничего не добились, поняли одно, в реке большие камни. Ладно, проверим все сами. Поехали дальше. В районе слияния Ак-Алахи и Калгуты увидели несколько курганных могильников. Наверное, в одном из них и была найдена Госпожа Кадым. Ничего особенного, таких курганов полно в долине р. Джазатор, например.

А вот Ак-Алаха понравилась, здесь она из степной реки постепенно превращалась в горную.

Ак-Алаха1

Решили не рисковать. Соваться в реку не зная броду не стали, прошли ее сначала в бреднях. Брод оказался неглубоким, камни небольшими. Единственная проблема — слишком крутой выезд, пришлось использовать лесинки.

Ак-Алаху преодолели без проблем, поехали по левому берегу Аккола. До Богомуюза докатились без приключений. Дорога была сухой, без камней и болотистых участков. Брод через Аккол проходился легко.

Приключения начались на перевале.

Ночь на перевале

Темень. Где дорога не поймешь. В свете фар казалось, что весь подъем на перевал был изрыт колеями, какую выбрать не понятно. Поехали как бог на душу положит. Не проехали и пару десятков метров как зарюхались в болото. Высвободились, двинулись дальше, сменив колею. Хорошенько разогнавшись, проскочили участок побольше, где-то до середины подъема. И снова засели, теперь уже более основательно. Не смотря на кромешную тьму и крепчающий мороз, наши мужчины старались до последнего вызвалить баргузин, но началась метель, за бортом похолодало градусов до - 20, решено было, что утро вечера мудренее.

У меня почему-то проснулось новогоднее настроение. За разрисованными морозом окошками метет метель, у нас тепло. Камин заменяет китайская газовая горелка. Не хватает только мандарин и шампанского.

День 4. Перевал Богомуюз река Джазатор — Кош-Агач — река Чуя

Ночь была не очень спокойная. Мне не спалось из-за неудобного положения, в палатке растянувшись слаще спится. А кому-то не давало покоя наше застрявшее положение.

За ночь наш Баргузин, тут я цитирую Костю, вчавкнулся в болото, а по-русски вмерз.

Вчавкнулись

Пока мужчины строили сложные конструкции из лесенок, поленьев, хай-джека и проч., пока они пытались что-то изобразить с лебедкой, женская часть команды бездельно слонялась по перевалу, фотографировала, периодически забираясь в машину, чтобы отогреться.

Беспорядок   Сложные конструкции

Удивительно, как меняется место в зависимости от времени года и как меняется твое восприятие этого места. Еще пару месяцев назад я спускалась пешком с этого же перевала, любуясь ярко красными пятнами карликовой березки. Теперь же все было запорошено снегом. Весь склон был испещрен какими-то рытвинами, которые мы вчера в темноте приняли за колеи. Место изменилось совершенно.

Богомуюз

Богомуюз1

Дело близилось к обеду, нужно было начинать кашеварить. Варили прямо в машине на горелке. Слишком активно передвигаться внутри мне запретили, т.к. шел процесс поднятия машины джеком с разных сторон.

Как оперирующему хирургу мне через окно передавали инструмент, вернее кастрюлю, воду, тушенку и проч. Все это было выброшено на улицу, когда доставали лесенки, джек и другие приспособы для вынимания машин из засад.

Вдруг Ленька стучит в окошко и показывает рукой куда-то вдаль. А там уазик и люди вокруг него суетятся. Ну вот все испортили. Я тут себе приключенческий триллер сочинила. Мы одни в этом диком месте, в мороз и снег. И никто тут не ходит и тем более не ездит и так далее и тому подобное. А тут, понимаешь, уазик нарисовался. А за ним нарисовался всадник с коровами. Ну прям проходной двор какой-то((((

Когда кашка была готова, мы как раз поставили баргузин всеми четырьмя копытами на лесенки, дело осталось за малым, завестись и поехать. Но сначала обед.

Сидим, едим, обсуждаем застрявший уазик. Ну не одних нас Богомуюз не хочет выпускать с Укока. Глядь, а Уазик поехал и скрылся из вида. А к нам идет целая делегация и тащит бревнище. Вот хорошие люди, пришли на помощь в трудную минуту. Но мы сами с усами, поэтому Костя поспешил к ним, сказать, что помощь больше не требуется.

Оказалось, что Уазик  вовсе и не застревал, просто колдовали над цепями. А фокус весь был в том, что надо знать верное направление. Есть на подъеме каменистый участочек, по которому свободно заезжается на перевал.

Наконец-то мы выбрались из болота, съехали вниз, чтобы теперь подниматься по следам УАЗа.
На вершину заехали не напрягаясь. С перевала открывались панорамные виды на Южно-Чуйский хребет с одной стороны и Табын-Богдо-Ола с другой. Красотища!!!!

Южно-Чуйский хребет

Дорога с перевала. Хоть боком катись.

C перевала

А вот и знакомые лица. Всадник с коровами догнал нас у р. Джазатор. Прощальный взгляд на реку. Едем в Кош-Агач.

Ковбой

По дороге в Кош-Агач, в долине р. Тархата. Полнолуние. Пустынная каменная долина. Ощущение, что ты в каком-то другом мире.
.
Полнолуние

Домой торопиться не стали. На ночевку встали на левом берегу реки Чуя, в районе порога Бегемот. Место красивое, особенно в осенних красках.

День 5. Река Чуя Чуй-Оозы — Барнаул

Здесь мы ночевали.

Осенняя Чуя

Осенние зарисовки.

Осенние зарисовки   Солнечная

Заехали показать новому человеку петроглифы у Чуй-Оозы.

Петроглифы   Петроглифы1

Слияние Чуи и Катуни.
Слияние Чуи и Катуни
Категория: blog |
21-05-2012, 15:37
Просмотров: 4329

Комментарии:

Оставить комментарий


Расстояния дорог Алтая
От:
До:
Через:
  • Акай Кине сообщил о переносе даты ритуала, посвященного "принцессе"
  • Бердников и Тулеев подписали важные соглашения об экономическом сотрудничестве
  • В Горно-Алтайске проходит III-й съезд медиков-травматологов
  • Автолюбители-экстремалы покорили нехоженые прителецкие горы
  • Американский климатолог призвал алтайцев готовиться к экстренным погодным изменениям
  • Глава Минтранса РФ высоко оценил работу правительства Горного Алтая по устранению последствий паводков
  • На совете старейшин не обсуждался вопрос о перезахоронении "алтайской принцессы"
  • На Алтае начнут развивать новое направление экотуризма
  • Кремль призвал алтайских политиков к взаимопониманию
  • Врио Республики Алтай Александр Бердников осмотрел важнейшие строящиеся объекты региона
  • Карта сайта ® 2011-2014
    При использовании материалов необходимо наличие прямой индексируемой ссылки на первоисточник