3D Панорамы - Горный Алтай Знакомство с Горным Алтаем Зарубежный туризм В рюкзаке... Теплоход "Пионер Алтая" Весь Горный Алтай... Фотографии Алтая Экскурсии по Горному Алтаю Где остановиться ? Путеводитель по Республике Алтай Видео Горного Алтая Интересные места Горного Алтая Часто задаваемые вопросы... Карты Республики Алтай Веб камеры Сибири-ОНЛАЙН Музыка в дорогу Новости Республики Алтай Описания объектов (с картами) Горный Алтай с вертолета... Приключения на Алтае... Юг Телецкого 17-23 июля 2011 Юг Телецкого 21-26 июля 2010 Пограничная зона Уникальный Алтай Населенные пункты Горного Алтая Информация о сайте Экспедиции на Алтай Доска объявлений Контакты Поиск попутчика на Алтай Это интересно...
Регистрация     |     Войти



Дороги алтая часть 2

Кстати, лирическое отступление - надо подметить, что вообще за время поездки, иной раз, в период усталости, мозг посещала такая мысль - А чего мы тут делаем?



Куда мы нафиг едем? Вот чего нам дома не хватало? Зачем это все надо? А если что-то случится? Нафига это все? Да может, пошло оно все лесом куда подальше?........ Но, будучи воспитанным с детства родителями-туристами, прошедшим не одну дюжину километров в нежно-детском возрасте пешком с рюкзаком за плечами, безо всяких намеков на цивилизацию по пути, я знал, что такие мысли должны обязательно приходить в голову во время пути - иначе экспедиция - не экспедиция, и потом нечего будет вспомнить. Чем больше ругаешь маршрут, и вообще все то, что затащило тебя в эти чертовы дебри во время прохождения, тем больше радости принесет момент достижения конечного пункта. Закон туриста.

Так вот, встретил нас товарищ пограничник в меховой куртке, с автоматом, забрал документы. Пока документы проверяли, мы припрыгивали на ветру - не смотря на холод, сидеть в машине не хотелось. Честно сказать, тут нас прибило на <хи-хи> - просто от обилия разных ощущений - что кто не скажет - смешно. Ну ладно. Документы вернули, правда забыли отдать один из паспортов - понятно, что по ошибке, но все равно, как говорится - товарищи, будьте бдительны!
Тем не менее, Аня искренне пыталась угостить пограничника шоколадкой - так тот наотрез отказался - то ли вину почувствовал:. Бывает:.. Открыли нам шлагбаум - и мы двинули дальше, в горы.

И вскоре началась жесть на дороге. Я-то думал, что это вообще полная жесть, но потом оказалось, что совсем полная жесть нас ждет дальше. Это когда либо едешь со скоростью 5-10 км/ч, либо сумел разогнаться до 30 км/ч, но тогда становится понятно, что - прощай, подвеска. Но, как это ни парадоксально, со временем привыкаешь, и спокойно едешь себе, не обращая внимания на дорогу. Ладно, честно скажу, что не так страшен черт, как его изображают, на самом деле вполне проезжаемая дорога, просто не надо гнать, и все, неудобно только, что она в тех краях почти вся такая.

Местность становится более гористая, но пустынная, ничего не растет - только мелкий кустарник. Мне пришла в голову мысль, что, наверное, такая местность характерна, скажем, для Средней Азии, а Ольга высказала мысль, что это - Кавказ. Неожиданно из-за вершины очередного холма выскочил пограничный уазик и рядом с ним по горам проскакали галопом еще два пограничника на лошадях - оч-чень, оч-ч-чень, поверьте мне, колоритное зрелище! Жаль, сфотать не успел. Вдруг посетила мысль - а наша граница все-таки под присмотром - на самом деле! И, честно, как-то спокойнее стало на душе.

Слава, как обычно, уехал вперед, но после очередного свертка мы его нагнали - остановка осмотреть каменные изваяния. Забавно, одна <композиция> состоит из круга камней, вторая - из нескольких вертикально установленных камней в одну линию. Возле одного камня очень колоритно лежал рог какого-то горного животного. Даже трогать мы его, естественно, не стали. Кто его знает, вдруг напасти какие принесет на наши головы:. Тут же посмотрели на раскопанные давно курганы. Вот, блин, есть что-то завораживающее в этом всем. Вроде камни и камни. А вот постоишь рядом, посмотришь - как-то все загадочно-древно:.. Вообще, там все какое-то особенное - горы, тени облаков на них: Надо дружить с тамошними духами.



Едем дальше, крутим головами во все стороны. А погода постоянно меняется. Вот солнце светит, вот тучки заходят. Одна из таких тучек очень красиво легла на гору в виде богатыря, указывающего нам дальнейший путь рукой (как раз в ту сторону, куда мы ехали). Естественно, мы сочли это хорошим знаком, а как не нахвататься суеверий в такой странной земле:



Делаем очередную техническую остановку. Кому-то какие-то вещи неожиданно надо переложить из багажника в салон. Тут же на дорогу брошены (из того же багажника) туристические пенки. Непосредственные дети тут же начали заниматься своими детскими делами - одно плескаться в реке, другое уселось на пенки - типа отдыхаю: Детишки Славы-Анины - молодцы - самые реальные такие туристы, на самом деле!



Тем временем Слава нас обнадежил, что скоро дорога станет более хорошая - до Джазатора, и мы, ободренные этим фактом, ловко доехали до развилки Джазатор - сверток на Теплый Ключ. Повернули на Джазатор. Вообще, надо заметить, что в горах вообще погода меняется быстро, и вроде как светило солнце над нами, но по краям, видно было, что ходят тучки. И тут одну из них, с грозой, понятно, вынесло к нам. И как давай опять шарахать молниями вокруг! Теперь уже в непосредственной близости. После одного из ударов я вжал голову изо всех сил в плечи - просто реально страшно:. Начался ливень, я поморгал фарами Славе - давай, мол, остановимся. Остановились. И хорошо - пошел нормальный такой град, миллИметров пять в диаметре, машину махом засыпало <снегом>, но все-таки грозу ловко снесло вбок. И опять над нами засияло солнце - экая ж, погода-то, шалунья! Нда, еще толком никуда не приехали, а уже впечатлений на сегодня хватает по-полной! Кстати, хочу от себя заметить (комментарий Ольги), что страшно становилось только тем людям, которые в ВУЗ-ах углубленно изучали физику. Они-то знают, куда должна шарахнуть молния в степи (это про меня). Всем остальным было просто прикольно! :-)



После грозы окрестные горы засияли в свете солнца мокрыми каменными осыпями - особенно понравилась одна из них, которая аж переливалась бликами - Ольга ее назвала <золотой горой> - красота! Ну а мы поехали дальше.



Слава опять уехал вперед, но опять же, после одной из горок мы его нагнали - остановился, беседовал с кем-то из местных на встречной <Ниве>. Как потом оказалось - встречный просил бензина, вроде как...

Природа опять меняется, начинают попадаться деревья - причем в основном - лиственницы, сначала мелкие, потом все выше и выше, и вот уже даже перелески встречаются. Блин, какая все-таки природа разная, вроде как в одном месте все - а все по-разному!



Кстати, между делом подметили, что оказывается, мы на высоте 2300 метров над уровнем моря. О как! Выше Чике-Тамана и Семинского перевалов! А вроде как едем - и не заметно. Экие мы высотники!

И тут. В очередной раз догоняем Славу, и видим странную картину - он стоит перед какой-то конструкцией, расположенной прямо на дороге. Подъезжаем ближе - бааа! Лежит Камаз с прицепом, перевернутый, поперек дороги. Остановились, подошли к машине - ндааа. Водителя нет - увезли уже, значит. Обсмотрели, подивились, на какой <лысой> резине грузовики умудряются тут ездить. Вокруг потеки крови. Течет соляра из баков: Жутковато:. Стало понятно, что его не объехать никак, и судя по всему, на этом наше путешествие в Джазатор заканчивается. Прошли пешком дальше - там такой хороший бом (прижим) с отличной высотой до реки Жасатер. Предположили, что хорошо, что Камаз там, наверху улегся, потому что если бы он здесь, на боме, не справился с управлением - он лежал бы внизу, у реки, метров на 20 с обрыва ниже:.. смотрите фото... (полные)



Тем не менее, рассудили так - если он тут лежит относительно давно (не только что случилось), а людям ездить надо, значит, есть объездная дорога. Точно. Увидели путь с другой стороны утеса, решили, что мы поедем первые - машина повыше. Поехали, в принципе, объезд пока нормальный, тут же по пути объезда встретили газ66 навстречу и уазик. Значит ездят. Вывернули несколько камней, для наших попутчиков - мы-то проехали, а как они: Слава нас уже почти догнал - сам поехал вперед, правильно. Выехали на трассу - смотрим, а там дорога после свертка на объезд переложена камнями - ехать дальше нельзя:.. Люди, будьте аккуратны на дороге, пожалуйста!

Ну а мы, раз проехали, значит, едем дальше. Теперь уже неспешно, и вскоре Слава предлагает свернуть на проверенное место для остановки. Сворачиваем, и вскоре оказываемся в чудном местечке на берегу реки Жасатер. До Джазатора мы так и не доехали в этот раз, совсем чуть-чуть, но мы с Ольгой решили так - раз не получилось сейчас, значит пока и не надо, вернемся позже. Здесь, в районе Джазатора, много есть, что смотреть. Кстати, интересно, что поселок называется по некоторым картам Беляши (русское название), по другим картам - Джазатор (так понимаю, адаптированное оригинальное название), а перед самим поселком - знак - Жасатыр (Аня рассказала)

Ну а мы располагаемся на стоянко-ночлег. Поскольку сегодня остановились довольно рано, и погодка пока отличная, то решили принять душ в горной речке, тем более, что Слава и Аня, постоянно это делают, и говорят, что <ну прям совсем не холодно!> Но, поскольку нам до их опыта еще далеко, решили на всякий случай нагреть воды. Ну что, для первого раза принятия душа в горной реке, я считаю, что нормально - вперемешку с теплой водой все-таки сумели не только полноценно вымыться, но и головы помыть! Зато потом так тепло и хорошо! Постепенно пришел вечер, а за ним и стемнело. Стало холодать, и мы развели вечерний костер.



Тут заметили, что по дороге Джазатор - Кош-Агач в ночи надрывно проехал какой-то камаз-длинномер. Ехал тяжело, чувствовалось, что груженый и длинный. Как же он будет объезжать перевернутый камаз - там, дальше? Однако назад не вернулся, из чего стало понятно, что все-таки объехал. Капец, это же какой экстрим - по тому объезду - на камазе, длинномере, да еще груженом. Не представляю:.. Ну а у нас - романтика, вечерние разговоры, небо чистое, и опять же, чудесно видно звездопад. Поскольку высота местности большая - конкретно в месте стоянки - 1800 метров, то небо чистейшее, все звезды - как на ладони - хоть астрономию изучай. Заговорили про летающие спутники, и вдруг увидели очень такую <жирную> звезду, которая летела так же, как обычно летят спутники. <Жирная> она была настолько, что в общем больше чем даже планеты выделяются среди звезд. Обратили на нее внимание, и тут Слава рассказал, что это, скорее всего, запуск ракеты с Байконура - и в правду - очень даже вот оно! Вот, в конце настолько насыщенного дня еще и запуск ракет посмотрели. Далее, после просмотра запуска ракеты стали вспыхивать зарницы за горами, на плато Укок. Ощутили себя героями фильма <Властелин Колец>, красота! Постепенно стало еще холоднее, затушили костер и отправились спать. Завтра - на Теплый Ключ.

Итог четвертого дня - чуть-чуть не доехали до Джазатора, но ничего, дорогу теперь знаем. На дорогах, друзья мои, будьте осторожны. Чтобы ничего не случилось - и от вас тоже зависит. Купание в горных речках - возможно при тренировках, и даже доставляет удовольствие! И запуск ракет с Байконура мы тоже видели. Все, спать.

День пятый
Джазатор - Джумалинский ключ - Кош-Агач - Акташ - Узун-Кель


С утра, опять же, неспешно позавтракали, собрались, погода хорошая, выдвинулись в путь. Сегодня едем до Теплого Ключа - там по ситуации, а потом назад, в Акташ, или там увидим, куда.

Камаз, как лежал, так и остался лежать на дороге - никуда его не дели. Значит еще раз объезд. И как тут, по этому объезду тот ночной груженый камаз ехал?? Дорога до развилки Кош-Агач - Теплый Ключ нами вчера пройдена, поэтому тут все понятно, но все равно очень красиво. На развилке сворачиваем направо, на Ключ и смотрим на дорогу, наслышанные про ее <страшность>. Ну, пока ничего, кочковатая, но, по крайней мере, без ям. Слава опять уехал вперед, мы едем со своей скоростью. И вот начались камни. Просто сплошь каменистая дорога - не разгонишься, криво все, вокруг камни, по которым нужно ехать и объезжать. Тяжко, скорость опять снизилась, так сказать, крадемся по каменной тропе. Вдруг стал слышен скрежет откуда-то спереди. Остановились, тихо покатились - точно, металлический скрежет при качении. Зашибись! Я ж нифига в машине не понимаю, вдруг там что поломалось?? Ольга вышла, послушала, где скрипит. Где-то в переднем мосту. Че-делать? Скрипит, и надо что-то делать. А у меня еще и инструментов вообще никаких нет (теперь уже есть!). Ну что - один вариант - снимать колеса и смотреть, что может быть, а там, если надолго остановимся, Слава вернется, да что-нибудь подскажет, наверное: Ну что, домкрат, снимаю правое переднее колесо, смотрю. Ничего не понимаю: Стыдно. Матчасть надо знать. Ну, знаю, что вот это - тормозной диск. И тут смотрю, зараза, маленький камушек попал между диском и его крепежом. Выковырял. Остальное вроде в порядке. Прикрутил колесо назад, тронулись - нет скрежета! Ура, слава богу, этот камушек и оказался причиной скрежета. Ну блин, без приключений мы не можем:. Поехали дальше, по пути разогнали стадо овец и коз, и вскоре нагнали Славу - он ждал на перевальчике по пути к Ключу. Аня аж за время ожидания успела сходить на соседнюю гору пофотографировать. Ну, ничего не поделаешь, так бывает.



Едем дальше, дорога начинает спускаться, такая же каменистая, и вот уже виднеются впереди домики и какая-то конструкция. Становится ясно, что вот оно - конструкция - это молибденовый рудник, а домики поодаль - это и есть Ключ. Мы почти приехали! Осталось лишь преодолеть мелкий бродик, и вот уже мы подъезжаем к домикам. Круто! Останавливаемся, глушим машины, выходим. Возле домиков, да и так вообще, ходят алтайцы, людей не очень много, но есть. Стоят машины. Уазики и даже парочка обычных седанов-японцев - проезжают-таки. Да вообще по поводу дороги могу сказать, что проехать - без проблем, главное - не гнать, без фанатизма. Смотрим и пытаемся понять - что это такое - ключ? Так вот, из земли бьют радоновые источники, их довольно много. Ну, бьют не фонтаном, а ручейки вытекают из под земли. Над некоторыми построены деревянные домики (всего домиков с источниками три, есть еще просто жилые), в которых для источника сделана эдакая ванна, место где можно посидеть. И печь, то есть, этот домик можно легко превратить в баньку с бассейном прям в радоновом источнике - вода _абсолютно_ прозрачная, проточная, вся пузырится сама по себе и плавают маленькие рыбки - хариусы. Температура воды - ну, наверное, градусов 15. Дальше про устройство - на улице сделан большой бетонный открытый бассейн, метра три на пять, вода в нем тоже из источника - в общем, все то же самое, только под открытым воздухом - летом купаться вообще здорово, наверное. Кроме этого, много источников просто сами по себе бьют из земли и образуют ручейки. Так вот, один из домиков был свободен, и мы его оккупировали с Ольгой, шустренько разделись и опустились в воду - прикольно! Вода пузырится аки джакузи, прохладственно! Долго в воде лежать не стали - говорят, нельзя, ибо вредно - вылезли, оделись, и на улицу. Ребята наши уже успели плюхнуться в тот самый бассейн под открытым небом, но, поскольку погода весьма прохладственна, то с шумом метнулись в освободившийся домик. Мы решили прогуляться и осмотреться. Ходившие здесь алтайцы - это настоящие алтайцы, вообще, как говорится, вот это - реальные настоящие алтайцы. Мы увидели одну женщину, одетую, как мы поняли вообще по алтайским правилам - расшитый халат,:, нет, я не могу описать - это надо видеть. Так же увидели, как они пользуются источниками - весьма по-своему. У каждого ручейка, который бьет из земли, стоит табличка, и рядом на кустиках привязаны белые ленточки. На одной табличке мы прочитали слово <сустав>. Так вот, как они делают - подходят к ключику, бьющему из земли, что-то в него сыпят (крупу какую-то, что ли??), тихо шепчут при этом что-то, потом повязывают ленточку на кустик рядом и испивают воды из источника. Потом идут к следующему источнику, и то же самое. Так здорово - вот они, настоящие языческие обряды! Мы же, понятно, не стали мешать, просто ушли. И пошли смотреть дорогу дальше на перевал Теплый Ключ, после которого и начинается то самое плато Укок - зона покоя, охраняемая Юнеско. В общем, по нашим данным, от ключей до перевала по всем картам должно быть 2,5 км. Изначально была идея пройти пешком, потому что дорога якобы там для обычных машин не проезжаема. Но, времени было уже много, и мы решили не идти в ту сторону, да уже и не хотелось. Стало понятно, что какое-то расстояние можно проехать на машине - сначала дорога не такая плохая, как казалось. Ну что, еще одну вешку оставим на потом. А там, глядишь, и на само плато Укок проедем. Тем временем наши ребята выбрались из домика, и рассказали, что чуть дальше - метров триста - находится так называемый, женский источник. Он, по словам алтайцев, лежит женские болезни.



Ну а мы, собравшись, выдвигаемся в обратный путь. Дорога уже привычная, но все равно плохая.



И самое что интересное, путь назад все равно здоровский, потому что теперь мы все окрестные горы видим в другом свете, и они опять же, совсем другие. В какой-то момент увидели на дороге двух голосующих женщин-алтаек, Слава остановился, значит, решили подвезти - а почему бы и не сделать доброе дело? Оказалось, что едет только одна, и пришлось ее посадить к Славе в машину, а сумку ее взять к нам - иначе не помещались. Так и поехали. По пути суслики, перебегающие дорогу - уже просто привычное явление, но здесь мы увидели _белых_ сусликов - точно так же перебегают дорогу, но только они - белые! Как мы решили - суслики - поседевшие. Ну или, скажем, суслики-альбиносы. А ребята наши, СлавАня - видели тушкана, о как! Тушкана нам повидать не удалось, но зато удалось повидать сурка - такой тостенькЫй, здоровенькЫй, но бегает шустро.



Ну вот, едем по самому ужасному месту дороги - острые каменюки, гребенка, и уже чуть-чуть, и мы доезжаем до пограничного КПП. Проверка документов, и мы выезжаем в Кош-Агач. Перед самым Кош-Агачем дорога становится все лучше, и в какой-то момент я понимаю, что с огромным удовольствием мы несемся по грунтовой дороге со скоростью 80 км/ч. И это - после всех грунтовок, пережитых нами - ура! А потом - потом начался асфальт! И тут-то мы поняли, что какой-никакой асфальт - кривой, косой, кочкастый - это так удобно, оказывается, ну просто чудеса! Остановились, высадили нашу попутчицу, распрощались с ней, и поехали перекусить в Кош-Агаче. Опа - то место, где мы покупали беляшики, закрыто, так что пришлось есть в другом, но тоже, после всего пути - зачотно. Теперь вернемся к вышеуказанному предложению Славы, что на третий день пути - после встречи в Акташе переночевать в Курайской степи, а не ехать сразу в сторону Джазатора. Ибо после грунтовки, которую мы проехали сегодня, возвращаться еще раз на нее - сегодня же - ну нафиг, лучше отдохнуть сегодня здесь, а уже потом туда еще раз.

Перекусимши, возвращаемся на дорогу, и остался у нас сегодня уже только путь до Акташа. Устали уже, что говорить, но все-таки понимаем, что еще нужно будет тормознуть после (уже теперь после) Кош-Агача для осмотра каменного круга. Слава (в кои-то веки!) пускает нашу машину вперед, и мы едем, осматривая окрестность. Наконец-то Ольга увидела - да, вон они - те самые камни, которые мы хотели посмотреть.

Останавливаемся, Аня с Верой пошли с нами, Слава с Марьяной остались в машине - устали. Вот мы и добрались до круга. Самое что интересное - можно было спокойно доехать по степи на машине прямо туда, а не идти двести метров пешком. Но, дошли пешком. Что мы увидели? Абсолютно ровный круг, стоят двенадцать здоровых камней, и один прямо в центре - судя по всему - алтарь, или жертвенник, небольшими белыми камнями выложен круг вокруг всего этого и его пересекают четыре лини - по диаметру, и направлены они по сторонам света. Стало как-то жутковато. Ибо на алтаре - очевидно, темные потеки засохшей крови. Настолько жутковато, что мы даже не решились зайти внутрь круга. Зачем? Уж как-нибудь мы лучше не будем с местными духами никаким образом конфликтовать. Ндаааа:



Обсмотрели, и пошли чуть дальше - метрах еще в двухстах стояла каменная баба. Велико же было наше удивление, когда, подойдя, мы увидели, что совершенно четко видно лицо на каменной глыбе. Походив вокруг, поняли, что баба смотрит как раз прямиком на жертвенный круг, а от дороги ее отгораживают еще два здоровых камня. Нда, забавно, весьма забавно: Стали обсуждать - это настоящее? А когда это сделано? Забегая чуть вперед, скажу, что мы зашли в музей в Улагане, и там полистали книгу про наскальные рисунки Алтая, и там наши вопросы снялись - мы увидели фотографию этой бабы, и прочитали, что возраст ее - 4 век до нашей эры. Вот она - живая древность и этническое язычество:



Нагруженные впечатлениями теперь уже выше всяких крыш, мы двинули дальше. Слава по дороге наконец-то вырвался вперед, а мы немного отстав, ехали, наблюдая красоты Северо-Чуйского хребта.

Надо сказать, что мы планировали остановиться в Акташе, на проверенном (пока еще не нами, но Славой и Аней) месте, но стала подкрадываться мысль - а что, если не получится, ибо до сих пор Слава так и не смог дозвониться до хозяйки? Понятно, что в этом случае мы едем по дороге на Улаган до турбаз, и останавливаемся там, но что-то времени много уже чрезвычайно, да и усталость весьма напоминает о себе. В итоге, к сожалению, так и получилось, до проверенного места мы добрались, но там никого не было, и пришлось заправлять полный бак, и вперед - на Улаган. Времени - уже темно, и с включенными фарами по темноте продолжаем наш путь к отдыху.

Надо сказать, что как раз по этой дороге мы проехали Красные Ворота и мертвое озеро, но поскольку было уже совсем темно, мы видели только фонари Славиной машины, и я пытался ловко уворачиваться от ям на дороге - будет еще дорога назад, там и сфотографируем все. В конце концов, довольно быстро, мы доехали до озера Узун-Кель, и до одноименной турбазы. Заехали, темно, никого нет: Вышли из машин, выскочили собаки откуда-то - значит люди есть, ну и вышли сами хозяева базы. Встретил нас колоритный дядька алтаец, как потом оказалось, хозяин базы, Виктор, поселил нас в теплый дом с печкой. Про печку - это сказка. Пытались раскочегарить ее керосином, прилагавшимся к довольно сырым дровам, но - безуспешно. Пришлось достать из машины жидкость для розжига угля (люди, берите на заметку - зачотная вещь!) - в один присест Слава разжег нам печь. Наконец потянулось тепло, и мы, достав заранее купленные в Кош-Агаче пирожки, бутылку горячительного напитка, всякой съедобной снеди, и, обсуждая прошедший день, уютно расположились у стола. Наконец-то нормально, по-человечески, напились (в хорошем смысле) после всех впечатлений. Обсуждали всякое, дебаты затянулись допоздна, и это было радостно, усталость не то, чтобы отступила, она отошла, ожидая своего момента. Но, надо сказать, этот момент все-таки настал. Все, спать...



Итого по пятому дню. Уже четко не помним, что и где мы видели - это верный признак хорошего отдыха. Дорога до Теплого Ключа (источник) - вполне проезжаема, главное, не торопиться, если бы я сам не видел, что Слава на Мерседесе-седане там проехал, я бы, конечно, не поверил, но это факт. До перевала не дошли/доехали 2,5 км, жаль, но будет зачем вернуться. Да и вообще, надо готовить машину и ехать на плато Укок. Степи - это вещь. Это вам не наши Сибирские равнины. Там - степи. Как в песне - стэп бай стэп! Вообще ничего там нет, только колючки и камушки, и ровно, вообще абсолютно ровно. Древности всякие - практически под боком, причем, можно сказать - <действующие> древности.

День шестой
Узун-Кель - Кату-Ярык - Чулышман - Узун-Кель


Утром Слава очень резонно заметил, что он уже был на Кату-Ярыке, и нет смысла туда ехать на двух машинах, поскольку вернемся все равно в Узун-Кель. Ну ладно, умывшись, позавтракав, разгрузили нашу машину, усадились все в нее, и сказав хозяевам, что едем на Кату-Ярык, отправились в путь. Буквально через несколько километров от базы мы доехали до Улаганского перевала, и конечно же, остановились на осмотр. Красиво, и осмотрев все, возвращаемся к машине. Тут к нам подошла алтайка (с проезжавшей мимо машины) и спросила, не хотим ли мы купить козье одеяло. Ну, вроде как не планировали, но спросили, сколько стоит, ответ повеселил нас - 10 тыщ руб! Рассмеявшись, мы сказали, что у нас вообще таких денег не бывает, и нам очень жаль, но я захотел посмотреть, что же это все-таки за одеяло. Оказалось, что это очень хорошо отделанная и сшитая козья шкура - уверен, очень теплая. Но никак она не стоит 10тр. Ну ладно, распрощались. Кстати, начиная от перевала, все новосибирские машины начинают друг друга приветствовать. И это становится очень радостно, ибо места глухие, а мало ли что. Причем, практически все машины, встречавшиеся нам по пути - с регионом 54, но про это уже много говорили.



Доехав до Улагана, мы посетили местный музей, о котором мы уже говорили. Проезжаем мимо - а он работает! Зашли, нас встретил молодой алтаец, пока мы смотрели экспозицию, отвечал на наши вопросы. Обидно, что практически все экспонаты - копии, а оригиналы лежат в Эрмитаже - затерявшись среди миллионов других экспонатов. Вот были мы год назад в Эрмитаже - и даже близко не припомним что-то там с Алтая, ибо всего там чрезвычайно много. На выходе полистали книги про культуру Алтая - там и увидели фотографию той самой каменной бабы, которую встретили на обратном пути из Кош-Агача.



После музея поехали дальше. В Балыктуюле свернули вправо - по направлению дороги на Кату-Ярык. В общем, в нескольких местах дорога как таковая прекращается и становится массой <направлений> в ту сторону. Но постепенно все направления сходятся опять же, в дорогу, которая теперь уже окончательно грунтовая и местами узкая - однополосная, но разъехаться можно. Уже на подъезде к долине Чулышмана остановились на безымянном перевальчике, с которого великолепно видно одно из нескольких горных озер - красотища! Возле одного из озер, далеко внизу, усмотрели стоянку туристов, надо бы узнать, как они туда добрались. Дорога начинает вилять по лесу, местами идет круто вниз, так, что на таком спуске уж точно очень сложно будет разъехаться со встречным. Тем не менее, они встречаются, и как обычно - все 54 регион, радостно моргают фарами и машут руками.



А сколько там грибов::: Просто нет слов. Они там растут полянами - буквально - полянами. Их чудесно видно из машины, и так обидно, что нет возможности заготовить их дома на зиму, ибо дома мы будем только через несколько дней - не доживут. Вот тут как раз можно устраивать <покос> грибов - одна полянка - это пара-тройка здоровенных ведер отличных маслят и моховиков, а полянок там - несчесть. Можно ехать на грузовике на сборы грибов.

Так, постепенно мы добрались до верхушки перевала Кату-Ярык. Вид на долину Чулышмана, открывшийся нам - просто сумасшедший. Километры пространства - и это все - вот оно, все перед нами. Около получаса мы просто ходили по верху, фотографировались и любовались природой.



Наконец уселись в машину, и тут Слава сказал ключевую фразу - ну, поехали вниз. А я вообще-то не планировал спуск вниз. Говорю - а зачем? Ну как, приехал на верх перевала, и так и не спустился?? Да тебе же потом самому стыдно будет! Я спрашиваю и всех попутчиков - ну что, поедем? В ответ - молчание...

Ну что, делать нечего, включаем пониженную, L-передачу, и поехали:.. Вообще-то сначала не страшно - видны все <пролеты> спуска, и если кто-то едет наверх, его спокойно можно пропустить в одном из карманов на поворотах. Девушки наши молча наблюдают за процессом спуска. Чтобы было не так страшно, я Ольге выдал фотоаппарат, чтобы она фотографировала спуск - какое-то отвлекающее занятие. И вот уже на трети перевала начинаются места, где дорога вперед не просматривается, и здесь, как говорится - перекрестились, и поехали. Тем не менее, нам навстречу попался поднимающийся уазик, пришлось сдавать задним ходом до ближайшего кармана, и чтобы при этом не свалиться в пропасть. Но, все в порядке. Еще немного минут, и вот уже она - сама долина! Ура, мы спустились! Не так страшен черт, как его обозначают! Радостно пофотографировавшись, решили чуть катануться по долине, подъехали к Чулышману, умыли руки и лица. Но все-таки, не располагая достаточным количеством времени, собираемся возвращаться назад. И начинается вторая часть экстрима под названием <подъем на Кату-Ярык>. С богом, также включаем нужные передачи, и начинаем карабкаться вверх. Уже не так жутко, как спуск вниз, но все равно: Навстречу попались несколько машин - 54 регион - а как же! Помахали друг другу руками. Неспешно, но уверенно вскарабкались наверх, остановились перекурить. Двигатель нисколько не нагрелся, все в порядке, машин молодец! Наверху встретили еще одну команду из трех машин, собиравшихся спуститься вниз.



Собственно, дорога обратно особо интересного ничего не представляла уже, ибо все проехали утром. Лишь огромное количество грибов все поражало воображение. Уже практически перед Балыктуюлем нас попытался остановить нетрезвый алтаец, спросил, откуда едем, я ответил, что с Телецкого (что пришло в голову), пока он соображал, что к чему, я ему сказал - ну ладно, у нас времени нет, пока! - и поехали мы дальше. От греха подальше. Вскорости добрались до Улагана, там хотели перекусить где-нибудь, но кафешек работающих не нашли, поэтому приняли решение готовить дома (на базе), благо, время не позднее. Закупили на вечер немного горячительных напитков, детям чипсов, бабам цветов:.. И смотри - не перепутай. Шутка! Поехали дальше, на этот раз можно сказать домой. Народ в машине стал подремывать, и вскоре мы доехали до базы на Узун-Келе.

Официальным саундреком всей поездки был признан сборник творчества нашего академовского (теперь уже московского) товарища Саши Пушного (к сожалению, не личного знакомого, но товарища). У Славы нашелся диск с подборкой его работ, причем, все вперемешку - пародии, шуточные песни, рекламные работы. В общем, дополняло удовольствие от всего путешествия прослушивание работ Пушного. Человек он, безусловно, талантливый.

По приезду на базу решили зайти в кафе, но там все оказалось жестко - просто так там не готовят, только на заказ, и это наверное, правильно, потому что народу немного в это время и не понятно, будут они есть, или нет. В кафе скупили несколько котлет - все, что было - оголодавшим детям.

Быстро организовали готовку еды. Готовили прямо на веранде в домике - красота! Газовые плитки - это вещь. Пока готовили, поговорили с Виктором, хозяином базы - как оказалось, он принимал активное участие в строительстве дороги на перевале Кату-Ярык, за что был в свое время награжден правительственной наградой (какой, врать не буду, просто не помню, может Слава вспомнит?). Как он рассказал, их было три брата. Первый - самый главный герой, который на тракторе и пропахал весь перевал, получил Орден Трудового Красного Знамени. А они два младших брата, принимавших участие в строительстве, тоже получили награды. Но меньшего достоинства. Собственно, забегая вперед, наша первая хозяйка по ночлегу (Наталья Андреевна из Дубровки), прекрасно знает всю эту историю. Когда мы ей рассказали про наше случайное знакомство, она очень долго удивлялась, как такое могло с нами произойти. Но в итоге, когда были рассказаны все подробности, подивились тому, насколько тесен мир.

В разговоре с Виктором также была получена информация, что от Саратана можно доехать до Язулы, а дальше дорог нет - только на конях. Я взял телефон базы, точнее не базы, а его (Виктора) родственников в Улагане (или Балыктуюле? - не важно), через которых, теоретически, можно будет договориться о бронировании мест в активный туристический сезон, ибо, как сказали служащие на базе, в сезон там мест нет.

Пока суть да дело, да разговоры, сготовилась еда, чудесная говямбула (универсальное название туристической еды), которую тут же и отведали. После еды перебрались в домик, и за разговорами подошло время заказанной бани. Баня - это славно. Ну что тут говорить, баня, она и в Африке баня. После бани рассосались по лежанкам в домике, и вскорости угомонились спать.

Ночью случился великолепный инцидент. Перед поездкой на перевал мы вытащили все вещи из нашей машины, чтобы груза дополнительного не создавал. А назад не упаковали - устали очень. Поэтому все наше барахло - столики, стулики, палатка, одежда и пр. осталось в домике. В том числе и пакеты с едой. Так вот, посреди ночи, к нам прокралась маленькая мыша с целью че-нить пожрать. Что происходило дальше, опишет Ольга, поскольку и была инициатором всего-дальнейше-происходяшего.

Ночь, спим. Вдруг сон нарушает звук: шур-шур. шур-шур-шур: Не долго думая, понимаю - МЫШЬ. А может быть и крыса. Это все зависит от воображения. В смысле, насколько оно больное. Начинаю бояться. Кто может спасти? Ну конечно, тот кто спит под боком! И тут было большое разочарование. На системные запросы <Илья проснись, у нас мышь жрет продукты>, отвечало только смутное бормотание <Съест и уйдет>. Решила давить на жалость - <Мне страшно>. Встал, включил фонарь, поводил по пакетам:. Резюме - не видел, значит нет. Выключил фонарь, лег спать. Успокоило только на пять минут. Опять слышу шорох. Что делать? Где наши женские хитрости? Начинаю тихонько всхлипывать, как будто плачу - страшно мне. С нечленораздельными звуками все-таки Илья встал. Опять же включил фонарь. И что мы видим: Мышь залезла в наш пакет с дошираками. И давай шуршать - ну, чтобы разобраться, что там к чему, и чего начинать грызть. Тут проснулись наши друзья СлавАни. И давай наблюдать за ситуацией, причем стоит отметить, что слушать они начали намного раньше. И вот она там, темненькая такая, внутри пакета туда-сюда шурует. Преисполненный решимости прогнать напрочь разрушителя снов из пакета, Илья взял в руки пакет, и тут мышка, поняв, что все, капец - щас начнецца, ловко выскочила из пакета и ушуршала куда-то прочь (опять же под нашу кровать).

Ну что, все, мною задача выполнена, бедную маленькую мышку прогнали. Улеглись спать. И тут Аня давай рассуждать - а что было бы, если бы мышка все-таки наелась дошираку? Ну, как что, конечно же, ей бы сначала было хорошо, а потом она попила бы воды, и доширак бы внутри нее разбух: К обсуждению подключился Слава. Предположил, насколько далеко смогла бы убежать мышка, объевшаяся дошираком и попившая воды. В каком состоянии от нашего домика мы обнаружили бы ее ут
Категория: blog |
1-02-2011, 06:48
Просмотров: 3401

Комментарии:

Оставить комментарий


Расстояния дорог Алтая
От:
До:
Через:
  • Акай Кине сообщил о переносе даты ритуала, посвященного "принцессе"
  • Бердников и Тулеев подписали важные соглашения об экономическом сотрудничестве
  • В Горно-Алтайске проходит III-й съезд медиков-травматологов
  • Автолюбители-экстремалы покорили нехоженые прителецкие горы
  • Американский климатолог призвал алтайцев готовиться к экстренным погодным изменениям
  • Глава Минтранса РФ высоко оценил работу правительства Горного Алтая по устранению последствий паводков
  • На совете старейшин не обсуждался вопрос о перезахоронении "алтайской принцессы"
  • На Алтае начнут развивать новое направление экотуризма
  • Кремль призвал алтайских политиков к взаимопониманию
  • Врио Республики Алтай Александр Бердников осмотрел важнейшие строящиеся объекты региона
  • Карта сайта ® 2011-2014
    При использовании материалов необходимо наличие прямой индексируемой ссылки на первоисточник