Время не может стереть годы Великой Отечественной или приглушить великий подвиг нашего народа в этой войне. Хранителями памяти о наших горожанах, внесших вклад в Великую Победу, являются школьные музеи. Один из них – музей школы №6, которая носит имя Героя Великой Отечественной войны Ильи Шуклина. Каждое новое поколение учеников лицея, посещая музей, узнает о жизни и подвиге своего замечательного земляка.
Рассказы о том, как горстка советских солдат под командованием лейтенанта Шуклина уничтожила четырнадцать немецких танков и четыре машины с пехотой фашистов на подступах к Сталинграду не только поражают воображение ребят (подвиг Шуклина за четыре года войны не смог повторить никто), но и помогают им понять, что такое любовь к Родине. Каждый ученик лицея знает, что за свой подвиг Илья Шуклин посмертно награжден орденом Красной Звезды и ему присвоено воинское звание старшего лейтенанта.
- В 50-х годах в нашей школе была открыта комната боевой славы, - рассказывает директор музея преподаватель истории Светлана Крылова. – А в 1957 году Павел Лукич Казанцев, будучи директором школы, вышел с предложением присвоить ей имя героя Советского Союза Ильи Шуклина, выпускника первого выпуска в июне 1941 года. Все ученики этого выпуска и ряд учителей ушли на фронт, многие погибли. Имя было присвоено и мы с гордостью носим его. Комната боевой славы стала называться комнатой памяти Ильи Шуклина. А потом она превратилась в музей школы.
Светлана Пантелеевна показывает настоящее воинское Красное знамя. Оно было подарено в 1958 году Бийской воинской частью, шефами школы.
Маленький музей расположен в двух смежных комнатах и имеет несколько законченных экспозиций. Здесь проводятся классные часы, уроки мужества, встречи с ветеранами. Самая большая экспозиция посвящена памяти Шуклина. Здесь нашли отражение детство и школьные годы героя, его боевой путь, имеются фотографии его семьи. В школу часто приходят сестра и брат Ильи Шуклина – Лиина Захаровна и Владимир Захарович.
Особый экспонат музея – маленький макет пушки, который подарили друзья Шуклина родителям Ильи, а родители передали в музей. Расчетом именно такого орудия командовал Илья Захарович. А вот и надпись к нему: «От гвардейцев-шуклинцев, свято хранящих память о беспримерном подвиге вашего сына».
В 1970-е годы ученики школы неоднократно ездили на экскурсии в Волгоград, чтобы побывать на Мамаевом кургане, месте гибели героя. В музее имеется осколок снаряда из тех мест. Как известно, немецкая авиация в 1942 году не просто бомбила, а буквально утюжила этот маленький клочок земли, и Мамаев курган был как в панцирь закован в железо. Весной 1943 года здесь даже трава не взошла – так и стоял он весь черный и обугленный.
Почетное место занимают настоящие военные трофеи с полей сражений – немецкие каска и котелок, пробитые пулями, каска и котелок солдата Советской армии, противотанковая мина, фрагменты боевых орудий, осколки гранат.
Другая часть экспозиции посвящена людям, имеющим отношение к школе, которые также сражались за Родину во время войны. Вот фотография Валерия Параева, о котором не так давно рассказывала наша газета, а вот трое друзей – Валерий Параев, Павел Казанцев и Константин Гребенников. Все они после демобилизации работали в школе №6, и многое сделали для нее. Эти три фронтовика в послевоенные годы, можно сказать, составляли костяк школы.
Павел Казанцев воевал на Дальнем Востоке, был комиссован по ранению, работал в органах партии, некоторое время был директором школы. Константин Гребенников в 1941 году, окончив 9 классов, ушел на фронт. Судьба его уберегла от пули, но погибли его 20-летний старший брат и отец, и оба – 21 сентября. Брат в 1943, а отец – в 1944 году.
Выпускник школы Виктор Данилов погиб в 1943 году на Курской дуге. Виктор Калугин убежал на фронт и погиб в первом же бою под Смоленском в 1943 году...
Много в музее фотографий, сделанных во время встреч с ветеранами войны, многих из которых уже нет в живых.
Когда я рассматривала экспонаты, в музей вошли ребята из 10 «А» класса и я спросила их, что значит для них приближающийся праздник – День Победы.
Николай Архипов:
- Я отношусь к этому празднику как к эху события, которое оставило глубокий след в прошлом и открыло дорогу к будущему. Я не думаю, что только 9 мая является Днем Победы – война длилась пять лет, и для тех, кто воевал, наверное после нее каждый день стал праздником, потому что они пережили очень трудные времена. Эти люди умеют ценить простые вещи, а многие из нас сейчас этого не понимают. Из моих родных отец бабушки, мой прадед, воевал в первую мировую войну и был тяжело контужен. В 1941 году он долго сидел в военкомате с документами и просил отправить его на фронт, но его не взяли по здоровью. Мы часто бываем в этом музее на встречах с ветеранами и удивительно, как они хорошо помнят те времена. Этот праздник – время встреч и воспоминаний для них.
Роман Азизов:
- Этот праздник очень важен для нас. Мы всегда должны помнить те события, потому что благодаря именно тем людям мы живем сейчас в мирном времени. Плохо, что многие стали забывать об этом и молодежь мало интересуется событиями второй мировой войны. Мне бабушка часто рассказывала о своей маме и папе, они воевали и погибли на войне.
Андрей Трыкин:
- Этот праздник вызывает чувство гордости за свой народ и за тех родственников, которые в ней участвовали. У меня воевали два прадеда. Один был танкистом и дошел до Берлина. Но я не застал его в живых. Второй воевал в пулеметном батальоне. Этот музей и его экспонаты и существуют для того, чтобы донести до нас правду о войне
Настя Удалова:
- Это великий праздник. Ведь этот день изменил ход истории, и наше поколение должно чтить память тех, кто погиб на войне. У меня воевал прадедушка на Украинском фронте, он был демобилизован по ранению. В нашей семье очень чтят память тех, кто воевал, и для меня это тоже очень важный праздник.
|