3D Панорамы - Горный Алтай Знакомство с Горным Алтаем Зарубежный туризм В рюкзаке... Теплоход "Пионер Алтая" Весь Горный Алтай... Фотографии Алтая Экскурсии по Горному Алтаю Где остановиться ? Путеводитель по Республике Алтай Видео Горного Алтая Интересные места Горного Алтая Часто задаваемые вопросы... Карты Республики Алтай Веб камеры Сибири-ОНЛАЙН Музыка в дорогу Новости Республики Алтай Описания объектов (с картами) Горный Алтай с вертолета... Приключения на Алтае... Юг Телецкого 17-23 июля 2011 Юг Телецкого 21-26 июля 2010 Пограничная зона Уникальный Алтай Населенные пункты Горного Алтая Информация о сайте Экспедиции на Алтай Доска объявлений Контакты Поиск попутчика на Алтай Это интересно...
Регистрация     |     Войти



Тропа Инегень — Тюнгур (Тюнгурская тропа)

Не знаю, многие ли слышали о существовании тропы "Тюнгур - Инегень". Мне о ней стало известно, конечно же, из инета. На каком-то сайте привлек внимание заголовок "Сибирский марафон 2006. Алтай. Тюнгурский прорыв. Легендарное первопрохождение". Не могу сказать, что особо тронули перипетии этой экспедиции (когда не видел этой тропы в реальности, относишься к этому рассказу как-то спокойно). Просто показалось интересным, что существует кратчайшая "дорога" между Чуйским трактом и горой Белухой. Только сравните протяженность этой тропы - 60 км, тогда как существующая объездная дорога занимает 500 км. Коснемся немного истории возникновения этой тропы. Вот какую информацию удалось раздобыть опять же в Интернете.

"Тюнгурская тропа" возникла как путь перегона скота из Монголии в Россию в 1920-х годах. После окончания Второй Мировой войны здесь началось строительство дороги Тюнгур - Инегень. Основной рабочей силой были по одной информации немецкие военнопленные, по другой, более вероятной, наши заключенные, которые в 60-градусном склоне прорубали так называемую "копаную дорогу". Однако задача соединить Чуйский тракт и Усть-Коксинский район Республики Алтай автомобильным сообщением не была выполнена. Госкомиссия дорогу не приняла, посчитав ее слишком опасной для движения, а инженеры и проектировщики были отправлены под суд, некоторые даже расстреляны. В советское время дорогу даже внесли в некоторые автомобильные атласы, но так и не достроили.

Возвращаясь как-то из Актру, мы подумали, а почему бы не завернуть и не увидеть своими глазами, что это за тропа такая.

Если ехать в сторону Кош-Агача, примерно через 3 км после поселка Иня есть мост через Катунь, замечательный такой мостик.

Мост через Катунь

За мостом вырубленная в скале дорога до Инегеня. С одной стороны Катунь-матушка бежит, с другой стена каменная. В машине едешь, страшно,  край в пропасть совсем близко. А вышла из машины  не все так плохо. Машина букашкой кажется.  

Дорога к селу Инегень


Дорога к селу Инегень

С дороги прекрасный вид на Катунь открывается. Внизу у Катуни турбаза расположилась, хорошо видны разноцветные крыши аильчиков.

Турбаза у Катуни


Вид на Катунь

Мы точно не знали, как выехать к нужной нам тропе, поэтому пытались ехать в соответствии с обозначениями дороги в атласе. Сначала попали к парому. Поняли, что это все же не наше направление и на противоположную сторону Катуни нам не нужно, вернулись обратно, пересекли село Инегень и выехали на какую-то проселочную дорогу. Но т.к. проселочных дорог в Горном видимо-невидимо, то мы еще немного попетляли, пока не нашли то, что нам нужно. Самый верный путь — держаться ближе к реке.  

Сразу стало понятно, что на нашей машине сюда даже соваться не стоит. По ширине дорога в начале нормальная, а вот по высоте не пройдет без повреждений. Геройствовать не стали, нашли удобное местечко для ночевки, а тропу подробнее изучить решили с утреца пораньше.  

Вокруг ни души, тишина. Катунь в лучах заходящего солнца удивительная, загадочная. И чего еще для счастья надо.

Катунь на закате

Вечер провели у костра за разговорами и поеданием наивкуснейшего борща, который можно приготовить исключительно на костре. А утром отправились в путь пешком.

Дa уж, не легко пришлось строителям этой дороги. Ее не просто вырубили в скалах над Катунью, ее вымостили.

Тропа вдоль Катуни

Место очень интересное, история повсюду. Например вот этот непонятный для меня агрегат.

Тропа Инегень-Тюнгур.Следы истории

Тропу давненько облюбовали вело и мото туристы, о чем свидетельствует встретившееся нам наскальное панно, к сожалению, фото не сделала.

Перед слиянием Аргута и Катуни часть тропы обвалилась, но то ли джипперы, то ли водители двухколесных агрегатов возвели здесь мостик, благодаря которому мы смогли двигаться дальше.

Слияние Аргута и Катуни


Тропа Инегень-Тюнгур

Долго ли, коротко ли мы шли и вот вышли на зеленую террасу, ровную хоть в гольф играй, хоть в футбол гоняй. Катунь осталась в стороне внизу.

Тропа Инегень-Тюнгур

Пересекли это поле, а дальше дорога стала забираться в гору. Спуск привел к небольшой речушке Казнахта.  

Журчит речушка Казнахта, торопится; сверкают ее прозрачные воды на солнышке, переливаются. Красотищааа!!!

Река Казнахта

Казнахту перешли по бревнышкам. После Казнахты пейзаж меняется, попадаем в смешанный лес с преобладанием берез.

По дороге вновь напоминание о прошлом.

Тропа Инегень-Тюнгур. У Казнахты.

Пройдя еще немного, решили поворачивать назад, чтобы вернуться к машине засветло.

Жаль, конечно, очень мне было интересно увидеть слияние Аккема и Катуни, увидеть то место, где раньше находился поселок Аккем, в начале 20 века насчитывавший 15 дворов и имевший небольшую церковь. С трудом представляется, что когда-то здесь на горных террасах сеяли пшеницу и овес. 

Из путеводителя Александра Лебедева почерпнула, что поселок этот с богатой историей. Именно здесь в 1921 г. базировался отряд Александра Павловича Кайгородова — руководителя алтайских повстанцев в годы Гражданской войны. Кроме того, здесь жил знаменитый алтайский сказитель Салдабай Савдин, от которого этнографы записали текст героического сказания "Кан-Алтын".  

Но вернусь к моему рассказу. Обратно решили возвращаться немного другим маршрутом — берегом Катуни.

До Казнахты шли по прибрежным валунам, вернее перепрыгивали с одного на другой. Казнахту форсировали тем же манером. Причем я чуть не шлепнулась своей пятой точкой в воду, сползая с большого валуна. Увидели, как прозрачные воды Казнахты смешиваются с бирюзой Катуни.

Слияние Катуни и Казнахты

Скоро прыгать надоело, пора выбираться на нормальную дорогу.

Вскарабкались на довольно крутой склон и оказались на уже знакомой высокой поляне.

Красивые все же здесь места.

Тропа Инегень-Тюнгур


Песчаные пляжи Катуни

Прогулка по тропе Инегень-Тюнгур вдоль бирюзовой Катуни (вот уж где Катунь бирюзовая) получилась весьма занимательной, тут тебе и история и красоты Горного Алтая. От сегодняшних упражнений ноги гудели. Но после водных процедур в Катуни усталость как рукой сняло. Все члены нашей команды засуетились над приготовлением ужина. И снова душевный вечер у костра под звездным алтайским небом и  музыку стремительных вод Катуни. 

Категория: load, Интересные места Горного Алтая |
26-05-2012, 14:23
Просмотров: 10260

Комментарии:

Оставить комментарий


Расстояния дорог Алтая
От:
До:
Через:
  • Акай Кине сообщил о переносе даты ритуала, посвященного "принцессе"
  • Бердников и Тулеев подписали важные соглашения об экономическом сотрудничестве
  • В Горно-Алтайске проходит III-й съезд медиков-травматологов
  • Автолюбители-экстремалы покорили нехоженые прителецкие горы
  • Американский климатолог призвал алтайцев готовиться к экстренным погодным изменениям
  • Глава Минтранса РФ высоко оценил работу правительства Горного Алтая по устранению последствий паводков
  • На совете старейшин не обсуждался вопрос о перезахоронении "алтайской принцессы"
  • На Алтае начнут развивать новое направление экотуризма
  • Кремль призвал алтайских политиков к взаимопониманию
  • Врио Республики Алтай Александр Бердников осмотрел важнейшие строящиеся объекты региона
  • Карта сайта ® 2011-2014
    При использовании материалов необходимо наличие прямой индексируемой ссылки на первоисточник