Национальные праздники и фестивали республики Алтай
Территория Республики Алтай
богата памятниками истории и культуры, обладает уникальным наследием
материальной и духовной культуры, выраженном в древних обычаях и обрядах
местного населения Здесь находятся десятки тысяч археологических и
этнографических памятников. У народов населяющих республику имеется
богатое фольклорное наследие. Увлекательное зрелище представляют из
себя праздники народов Республики Алтай, такие как межрегиональный
народный праздник Эл-Ойын, который проводится в разных районах
республики начиная с 1988 года, Чага-Байрам, Jылгаяк и многие другие. На
проводимых в Республике Алтай народных праздниках каждый район
представляет свои таланты, достоинства, особенности. Туристы и гости
праздника могут увидеть красочные исторические спектакли, повествующие о
прошлом алтайцев (о героях сказаний, мифов, эпосов). В рамках праздника
проходят концерты и конкурсы. Здесь можно приобрести предметы народных
мастеров и ознакомиться с местными достопримечательностями. ЭЛ-ОЙЫН Традиционным
национальным праздником ойрот-алтайцев с участием всех живущих на Алтае
народов и фольклорных групп является праздник "Эл-Ойын", то есть
"всенародный праздник". Тысячи людей спешат летом в горы, чтобы вместе
окунуться в стихию народного веселья. "Эл-Ойын" - кочующий праздник. В
этом, наверное, сказывается дух предков, которые в давние, далекие годы
не могли усидеть на одном месте, а предпочитали длинные переходы по
насущным делам. Вместе с этим праздником народ приобрел утерянные
нравственные ценности. "Эл-Ойын" - это выступления разноязычных
фольклорных групп всех диалектов народа. Прекрасные театрализованные
представления на фоне природы дают эффект древности. Колорит
национальных костюмов и рядами выстроенные ансамбли юрт и аилов,
сочетается с гостеприимностью народа. Национальные
спортивные игры, где выступают борцы по "курешу", поднятие тяжестей,
бег в гору, игра в национальные шахматы "шатра", игра плеткой "камчи" и
другие, придают азарт и волнение радости празднику. Но самым
прекрасным зрелищем на этих праздниках является конечно же конные виды
спорта. Национальное родео "Эмдик уредиш" - это не только спорт, но и
риск. Заключительное выступление спортсменов-конников на самых
выносливых и быстроногих лошадях-аргымаках можно назвать кульминацией
спортивного праздника, где победителя ждет ценный приз - автомобиль. Привлекательность
праздника доказывает постоянно увеличивающееся число его гостей -
ближайшие регионы Алтайский край, Кемерово, Тува, Хакасия, дальние -
Москва, Санкт-Петербург, а также гости из Монголии, Китая, Турции и
других государств. ЧАГА-БАЙРАМ "Чага-байрам" в
переводе означает "Белый праздник". Это давно забытый праздник. Впервые
он проводился в далекой высокогорной Чуйской степи, так как именно чуйцы
сохранили ламаистский обряд встречи нового года. Этот праздник
отмечается вместе с монголами, тувинцами, бурятами, калмыками, народами
Тибета и Индии. Праздник начинается с началом новолуния в конце
февраля - начале марта. С раннего утра совершается обряд поклонения
Солнцу, Алтаю. На специальном тагыле-алтаре преподносят угощения из
молочных продуктов, привязываются кыйра-ленточки, зажигается костер и
все это сопровождается благопожеланиями. Обычно обряд совершают мужчины
придерживавшихся предновогоднего поста с чтением сутр и т.д. После
исполнения обряда начинается непосредственно празднование - собирается
народ, устраиваются всевозможные культурные и спортивные мероприятия.
Катаются с горы на санках и на шкурах скота и т.д. ДЬЫЛГАЯК Языческий
праздник Дьылгаяк - это тоже самое, что и масленица у русского народа.
Хотя многие народы приняли христианство, но этот праздник
символизирующий язычество все равно остался и отмечается. В этот день
народ собирается на улице. Сжигаются соломенные и другие чучела -
символику уходящего года. Устраиваются увеселительные мероприятия в
нарядах шутовских одеяниях. Идет всесторонняя ярмарка и устраиваются
веселые аттракционы с песнопениями. КУРУЛТАЙ
СКАЗИТЕЛЕЙ
Сказительство,
посредством горлового пения (кай) - древнейший жанр устного народного
творчества не только тюркских народов Центральной Азии, но он
присутствует и в культурном наследии многих индо-европейских,
фино-угорских народов, а также коренных народов Центральной Америки.
Этот уникальный вид творчества донес до наших дней традиции
мифосложения, способы передачи из поколения в поколение национальных
духовных и нравственных ценностей народов мира. Уникальные тексты
сказаний содержат в себе генетические, социально-нравственные, духовные
традиции развития наций. Сохранение и развитие этого самобытного,
уникального вида творчества наиважнейшая задача современного культурного
сообщества, ставящего перед собой цель - сохранение нематериальных
культурных ценностей человечества. Первый курултай проводился в июле 2004 года. Организатор — Министерство культуры и кино. Именно тогда решили собраться со всего Алтая
люди, умеющие петь горловым пением, подражать звукам птиц, зверей, да и
вообще природы и ее всяким явлениям. Они исполняют героические сказания
о славных деяниях богатырей прошлого своеобразным горловым звуком —
каем под аккомпанемент топшура — двухструнного музыкального инструмента.
Такое пение представляет низкий горловой речитатив, требующий большого
nокального искусства.
В их сказаниях испокон веков воспевались красота и щедрость родной
земли, мечты и чаяния простого человека, возвышались доброта,
жизнелюбие, справедливость. Простой человек боролся и побеждал своего
врага силой, умом и смекалкой. Герою помогала преодолевать препятствия
сама природа: горы, леса, реки. Вместе со сказителем переживали, плакали
и радовались слушатели.
Сказители издревле пользовались большой любовью и уважением народа и по праву считались хранителями народной мудрости. Сказительство
— древнейший жанр устного народного творчества. Сказительство
посредством горлового пения именуется кай. Через многие века оно
проносит историю народа — пусть в мифах и легендах, но это ведь тоже
немалая ценность. Сказительство помогает сохранять древнейшие традиции. А
этот своеобразный праздник — поддерживать духовные основы, обычаи,
духовные ценности и устои народа и возродить древний жанр горлового
пения.
Побывав на таком фестивале можно даже кое-чему научиться. Проводятся
мастер — классы по обучению горловому пению, игре на национальных
инструментах.
Для участия в курултае неважны ни национальность, ни
возраст, ни пол, ни какие-либо другие ограничения. Важно, чтобы
человек(или коллектив) умел петь и вещать так, чтобы его можно было
заслушаться. Не допускается лишь использование фонограмм и оранжировок.
Заканчивается праздник Курултай фейерверками и салютами. А победителю присуждается звание Эл-Кайчи. Тюрюк-Байрам — младший брат Эл-ОйынаТюрюк-Байрам — «праздник кедра«. Одно из самых почитаемых деревьев на Алтае – Кедр. Тюрюк-Байрам
– это типичный праздник таежных людей, почитающих природу, свои истоки
он берет с тех времен, когда предки воздавали дань и возносили хвалу
кедру-кормильцу, на уровне интуиции и практики воспринимая природные
закономерности. Кедры дают много ореха – если год был урожайный, а
значит расплодятся белка, соболь, глухарь, рябчик, нагуляют жирок и
дадут потомство грызуны — а значит, и лиса волк, медведь будут сытыми и
многочисленными. Так что, охотнику есть где разгуляться.
Тюрюк-Байрам был приурочен к началу сбора кедрового
ореха и проводился в конце августа — начале сентября. Сбор шишки –
большое дело, а значит большой праздник. Прежде чем ехать в суровую
тайгу, устраивали богатый пир, где на столах было и мясо, и курут —
молочный сыр, и чегень, и айран, и айрака — алтайская водка.
Обязательным элементом «программы» было лазанье на кедр — кто скорее
доберется до вершины? Если кто считает, что это просто — приезжайте на Алтай,
попробуйте! Так же, устраивали состязания по сбиванию шишек, по меткой
стрельбе. Вечером зажигали большой костер в честь кедра, пели, плясали,
перед большой работой. Долгое время праздник почитания кедра не
проводился, с 2000 года по инициативе пяти общностей коренных
малочисленных народов — тубаларов, кумандинцев, челканцев, теленгитов и
телеутов, он вновь отмечается. Теперь Тюрюк-Байрам проводится каждые два года, но не осенью, а в начале лета — чтобы привлечь больше гостей и участников.
|