Научное археологическое изучение Алтая ведет свое
начало с 60-х годов прошлого столетия, когда усилиями В. В. Радлова
впервые были произведены довольно большие раскопки курганов. Попытки
раскапывать отдельные древние погребения на Алтае были и до Радлова, и
краткие сведения о них можно найти в работах Ледебура, Бунге, Гмелина,
Менье и др. Но все эти отдельные, случайные раскопки, к тому же
произведенные весьма несовершенными приемами, почти лишены научного
значения.
В. В. Радлов раскопал большое количество могил позднеброн-зового и
железного периодов, добыв обильный вещевой, иногда уникальный, материал,
к сожалению, плохо документированный и обычно недоисследованный. Район
археологических раскопок Радлова охватывал долину р. Урсула в
современном Онгудайском аймаке, Чуй-скую степь Кош-Агачского аймака,
Уймонскую степь близ Катанды
Пейзаж Горного Алтая.
в Усть-Коксинском аймаке и Берельскую степь в верхнем течении р.
Бухтармы. Кроме того, Радлову мы обязаны и первой классификацией
археологических памятников Алтая: он разделил их на памятники бронзового
и железного периодов. Несмотря на слишком общий и формальный характер
этой классификации, ее научное значение не подлежит сомнению, особенно
для своего времени. К заслуге Радлова следовало бы отнести и то, что он
первый сделал попытку, хотя и робкую, увязать полученный материал с
показаниями китайских династийных хроник о культуре древних обитателей
Алтая и Саян. К сожалению, он заключает эту попытку меланхолическими
словами, почти лишающими ее значения: «Едва ли окажется когда-либо
возможным разрешить вопрос о происхождении древнейших обитателей
Сибири», пишет он, имея в виду древнейшие племена Минусинской котловины и
Алтая. Материал раскопок Радлова на Алтае прочно вошел в арсенал
археологической науки, и без учета его, как и без надлежащего
объяснения, немыслимы современные научные занятия по археологии Алтая.
Большой заслугой Радлова является также его энергичная деятельность по
публикации археологического материала Сибири.
Кроме Радлова, можно отметить, пожалуй, только двух исследователей
дореволюционного периода, работы которых имеют научное значение в
археологическом изучении Алтая. Из них в первую очередь назовем А. В.
Адрианова, производившего работы летом 1911 г. в западном Алтае, в
системе рек Бухтармы и Нарыма и в других районах юго-западного Алтая.
Адрианов исследовал ряд памятников периода ранних кочевников, раскопав
14 курганов, а также описал и некоторые другие памятники — наскальные
изображения, каменные изваяния в виде человеческих фигур и проч. Вторым
исследователем был финский географ Гранэ, изучавший распространение
археологических памятников в горах Алтая в 1909 г.
Перечисленными указаниями, по существу, исчерпываются основные работы
по археологическому исследованию Горного Алтая. В этот обзор-я не
включил археологические раскопки старого времени, производившиеся как в
близких, так и более отдаленных предгорьях Алтая. Представляется
целесообразным заключить этот раздел ссылкой на археологические
коллекции музеев городов Горно-Алтайска, Бийска, Барнаула, Томска, а
также на коллекции Государственного Исторического музея в Москве, Музея
антропологии и этнографии Академии Наук СССР и Государственного Музея
этнографии в Ленинграде. Во всех перечисленных музеях исследователь
археологии Алтая найдет не только обширный материал, добытый уже
советскими археологами, усилиями которых археологическое изучение Алтая
поднято на значительную высоту, но и материал раскопок дореволюционного
периода. Из этих последних особенное значение имеет материал, собранный
В. В. Радловым, хранящийся в настоящее время в Государственном
Историческом музее.
|