|
|
|
|
Подробное описание Чуйского тракта
|
Еще при Тимуре племена инородцев знали тропу в долине Чуи, русские торговые люди добирались с товаром до Монголии уже в конце XVIII века. В то время это была тяжелая горная тропа, где опасность стерегла путника на каждом шагу.
В начале XX века возникла нужда в более коротком пути для связи с Монголией и Китаем, и Министерство путей сообщения принимает решение строить дорогу на основе чуйской тропы. В 1913 году начались изыскательские работы, которыми руководил техник Вячеслав Шишков, будущий писатель.
Техник-путеец по образованию и опыту работы, Шишков провел в Сибири около 20 лет (1894–1915). Последние годы были отданы изысканиям трассы Чуйского тракта. В то время тракт был всего лишь колесной, а в отдельных местах и караванной дорогой. Партия Шишкова проработала два варианта трассы – правобережьем Катуни и левым берегом. Левобережный вариант ввиду сложного рельефа оказался экономически невыгодным для строительства, и дорога от Усть-Семы была проложена через горы правобережьем Катуни. Качество исполненных партией В. Я. Шишкова работ оказалось очень высоким.
Проект был закончен, но только после гражданской войны страна смогла приступить к строительству дороги. С 1923 г. по Чуйскому тракту пошли первые гужевые обозы только что созданного в Бийске акционерного общества «Транспорт».
С тех пор почти непрерывно идут работы по улучшению тракта и к настоящему времени он стал главной дорогой Горного Алтая.
От Бийска дорога идет сосновым бором, затем по слегка всхолмленной Бийской степи к виднеющимся вдали горам.
В долине Катуни вдоль тракта часто встречаются села.
В селе Сростки родился и начал свою трудовую деятельность известный советский актер, режиссер и писатель, лауреат Ленинской премии В. М. Шукшин (1929–1974 гг.) Здесь открыт его дом-музей.
За Сростками начинается подъем на гору Пикет. Это название сохранилось со времен Колывано-Кузнецкой укрепленной линии. Тогда на этом высоком месте действительно был сторожевой пикет, заблаговременно извещающий о появлении воинственных инородцев.
Близ села Долина Свободы на 77-м километре тракта проходит граница Горно-Алтайской автономной области.
В Майме от тракта влево уходит дорога, ведущая в г. Горно-Алтайск, административный центр области. В городе работают гардинно-тюлевая, ткацкая, две швейные и обувная фабрики, другие небольшие предприятия; есть педагогический институт, техникумы, научно-исследовательский институт истории, языка и литературы, национальный театр. В краеведческом музее собраны богатейшие материалы по истории, этнографии и экономике Горного Алтая.
За Маймой долина Катуни сужается, и тракт, извиваясь серой лентой, идет рядом с зеленовато-белесой Катунью. Недалеко от села Ая, на другом берегу реки, лежит красивейшее Айское озеро. Теплые воды его прозрачны, берега поросли лесом и кустарником.
За селом Соузгой, на 109-м километре, расположена детская турбаза «Юность».
У села Манжерок поперек Катуни пять огромных камней образуют знаменитые Манжерокские пороги. За селом, на левом берегу Катуни, близ села Талда находится группа Талдинских пещер.
За Манжерокскими порогами скалистые берега Катуни приобретают все более причудливые очертания. Перед селом Муны, родиной известного геодезиста А. М. Кошурникова, тракт проходит по бому – первому на пути.
В Усть-Семе тракт пересекает Катунь и идет по долине реки Семы. Высокие горы густо поросли тайгой. Долина Черги – притока Семы, сжатая труднопроходимыми скалами, заросшими могучей лиственницей и кустарником, производит неизгладимое впечатление. Далеко видна гора Стая в водоразделе Семы и Черги. За ней виднеется Чергинский хребет. Село Черга – центральная усадьба мараловодческого совхоза, здесь есть столовая, магазины.
На 186-м километре тракта справа за рекой видна огромная скала, носящая имя П. А. Чихачева.
На 200-м километре – райцентр Шебалино, где можно пообедать, переночевать, сделать необходимые покупки.
От села Чуйский тракт заметно ползет вверх. Пихтач и ельник сменяют лиственные леса, а за селом Топучая раскинулись кедровники. От Топучей начинается десятикилометровый подъем на Семинский перевал – самую высокую точку Чуйского тракта. С подъемом в горы кедра становится больше, но деревья ниже ростом и имеют угнетенный вид – сказывается большая высота. Наконец, лес расступается и тракт выходит на седловину перевала, сплошь покрытого летом буйно цветущими травами.
На перевале с 1956 года стоит обелиск в честь 200-летия добровольного вхождения Горного Алтая в состав России. Слева от седловины белеет конус горы Сарлык – первой на тракте, вершина которой круглый год покрыта снегом. В ясную погоду с перевала видны заснеженные вершины Теректинского хребта. Спуск с перевала идет по долине Туекты, при впадении которой в Урсул расположено село Туекта. От Чуйского здесь ответвляется Усть-Коксинский тракт.
Климат и флора высокогорной Урсульской степи напоминают полупустыню, однако при искусственном орошении здесь собирают неплохие урожаи злаков и трав.
Далее до райцентра Онгудая тракт идет берегом Урсула. Эти места богаты историческими памятниками – встречаются каменные столбы, курганы, писаницы, остатки древней оросительной системы.
Долины крупных алтайских рек издревле заселялись людьми, следы пребывания которых повсеместно изучаются археологами.
Интересные находки были сделаны в Улаганском районе в долине Б. Улагана, в Онгудайском районе (села Ело, Теньга), Шебалинском районе. 2–3 тысячи лет назад проживали носители так называемой афанасьевской культуры. Афанасьевцы, сильные физически, высокого роста (190 см), имели европеоидный облик. Они занимались охотой, скотоводством – были уже одомашнены лошадь, корова, овца.
До сих пор ученым не удалось установить, откуда появились афанасьевцы и куда они исчезли. Установлено, что в этот период на европейской территории тоже проживали племена аналогичной культуры.
В долине Чуй и Катуни есть памятники скифского периода и более поздних времен. После Онгудая тракт уходит от реки и начинается трудный подъем на перевал Чикет-Аман. Полотно дороги вырублено местами в отвесных скалах. Справа вверх уходят высокие скалы, влево – глубокие вертикальные обрывы. Чуть дальше седла перевала построена небольшая беседка, с нее видны отроги Теректинского хребта, Семинский перевал, угадываются отроги хребта Иолго за Катунью.
Спускается тракт в долину реки Б. Ильгумень, вновь встречается с Катунью и ее левым берегом, подходит к знаменитым своей красотой бомам Коркечу, Уркош, Б. Яломан, Бичиктукая, М. Яломан, Кынгырар.
На 358-м километре, в селе Ине тракт возвращается на правый берег Катуни, чтобы через несколько километров расстаться с ней. Поднявшись на гору Верблюжья Шейка, сложенную из белого мрамора, дорога уходит в ущелье Чуй. Путь проложен у крупных, часто тоже мраморных, бомов. У села Белый бом на скале высится памятник борцам за власть Советов.
До села Чибит тракт идет по ледниковым моренам, спускающимся в долину Чуй с Северо-Чуйского хребта. Село находится на высоте 1444 м над уровнем моря. Здесь центральная усадьба колхоза, магазины, почта.
В 5 км от села – поселок горняков Акташ, выросший около месторождения ртути.
От Чибита тракт идет вдоль древнего русла Чуй и выходит в Курайскую котловину, в большей части занятую высокогорной степью. Ее пересекает Чуя, смирившая на время буйный нрав. Перед въездом в степь от села Мены видны вершины Северо-Чуй-ских белков, особенно чеканные изломы Передового хребта со снежными вершинами Актру и Куркурек, искрящимися на солнце.
Преодолев небольшой подъем, автомобиль въезжает в самую большую и безводную степь Горного Алтая – Чуйскую, которая простирается до самой монгольской границы. Примерно в центре степи расположен последний крупный населенный пункт тракта – Кош-Агач. Это районный центр. С южной стороны села видны заснеженные вершины Южно-Чуйского хребта. Кош-Агач связан воздушным сообщением с Барнаулом и Горно-Алтайском.
|
Категория: load, каталог файлов
|
| 18-01-2012, 15:11 |
Просмотров: 7834
|
|
|
|
|
|
|