3D Панорамы - Горный Алтай Знакомство с Горным Алтаем Зарубежный туризм В рюкзаке... Теплоход "Пионер Алтая" Весь Горный Алтай... Фотографии Алтая Экскурсии по Горному Алтаю Где остановиться ? Путеводитель по Республике Алтай Видео Горного Алтая Интересные места Горного Алтая Часто задаваемые вопросы... Карты Республики Алтай Веб камеры Сибири-ОНЛАЙН Музыка в дорогу Новости Республики Алтай Описания объектов (с картами) Горный Алтай с вертолета... Приключения на Алтае... Юг Телецкого 17-23 июля 2011 Юг Телецкого 21-26 июля 2010 Пограничная зона Уникальный Алтай Населенные пункты Горного Алтая Информация о сайте Экспедиции на Алтай Доска объявлений Контакты Поиск попутчика на Алтай Это интересно...
Регистрация     |     Войти



Вдохновлённые Горным Алтаем...


Мы снова с Алтая. Когда я писала о прошлогодней поездке в Горный Алтай, в комментариях кто-то написал, что, мол, «всё, теперь никуда не денетесь, будет каждый год тянуть». Сущая правда оказалась, мало того, вернулись несколько недель назад, а уже тянет, вот напасть :). Попыталась рассказать, что удалось увидеть на этот раз. Старалась не повторять прошлогодних видов и обойтись без соплей и нравоучений (хотя, пару раз могла и сорваться, уж простите авансом).

В эту поездку получилось всё немного наоборот. Если в прошлый раз мы начали с популярных мест в начале республики и постепенно углублялись всё дальше по М-52, с каждым километром получая всё более яркие впечатления, пока в конец не обалдели от алтайских красот, посетив знаменитый перевал Кату-Ярык и прогулявшись до высоты 2 700 метров на Озеро Горных Духов, то сейчас всё было иначе. Мы сразу навострили лыжи в конец Чуйского тракта, чтобы глотнуть настоящего горного воздуха, ослепнуть от белоснежных пиков, получить долгожданные новые впечатления, а затем неспеша вернуться в цивилизацию и несколько дней лениво поваляться на солнышке.

Итак, выезд 22.08.12. Авто: Nissan Avenir, к сожалению (а, может, к счастью) не поменяли. Состав: муж Иван (водитель, навигатор), Ирина, это я (водитель, фотограф), сын Илья 7 лет (полезных функций — ноль). Первый день как обычно ушёл на дорогу. Томск и Алтай хоть и рядом, но без малого 800 км за рулём (ехали через Новосиб). Часам к 17-ти начали присматривать место для ночёвки, в результате остановились на стоянке у Катуни в районе Манжерка. Домики на базах хоть и были заказаны заранее, но мы специально оставили пару ночей для палаточной жизни. Выдохнули, поставили палатку, и сразу к реке ножки помочить.

Погода стояла чудо, развели костёр, нажарили купатов и блаженно растянулись в креслах на бережку. Ребёнок же в гробу наши купаты видал, у него последний хит — жареный хлеб:

Так и существует на подножном корму. А это он совершил вечерний моцион — помыл лицо от души (вся морда в разводах, но кто ж там следит, на природе-то):

Начало отдыха удалось — ребёнок дотемна скакал по берегу Катуни, муж, как обычно, пошёл по соседям, то топор наш кому-то навялил за неимением, то дыру какую-то народу в авто герметиком заделал, а мне так после томского задолбавшего уже смога было просто — хо-ро-шо. В общем, вечер прошёл отлично, а с утра рванули до Акташа и нашего первого места дислокации, базы Мёны, ещё километров триста. После Усть-Сёмы весь дорожный поток ушёл в сторону Чемала, а мы с победным кличем «счастливо, лузеры!» прибавили газу и попилили по совершенно опустевшему Чуйскому тракту (господа лузеры, не в обиду, мы к вам позже тоже присоединимся). Первый перевал Семинский, традиционно остановились на перекус чебуреками. Чебуреков не обнаружилось. Оказывается, в понедельник часть торговцев не пришла, решили, что наплыва туристов не будет, и напрасно — мужик, который жарил шашлыки, неплохо наварился в отсутствии выпечки. Ну, ладно, авось на обратном пути пожарят, а мы едем дальше.

На фотосессии решили особо не останавливаться, в прошлый год видов с трассы заснято выше крыши. Второй перевал — Чике-Таман, и рука сама к фотику потянулась:

У слияния Чуи с Катунью опять не утерпела, выскочила и побегала по берегу:

А это просто из окна авто (а горы всё выше, а горы всё круче!):

Так потихоньку добрались до Акташа, на въезде посетили продуктовый магазин. Рядом мужчина продавал свежую пелядь с машины — взяли, тем более, что ни разу её не пробовали. Ещё с десяток километров, и вот они, мои любимые Мёны, база моей мечты :)/ Нас уже ждал Сергей, управляющий. Мы бронировали, говорим, а он: «Да в курсе, я вас и встречаю». Оказалось, рыбак с Акташа уже отзвонился и сказал, что гости на подходе. Оперативно. На этот раз нам достался домик у сосны со столиком:

Чудненько, мы с ним прямо сроднились за время пребывания, утренний чай, вечерний... эээ... чай — всё около него :). Я по-быстрому замалосолила рыбку...

...а часть пожарила. Вкусная оказалась.

А потом мы просто гуляли и наслаждались видами окружающих гор. Я ускакала к ручью с вкусной водицей:

Прошлась по лесочку рядом с базой, он такой же сказочный как и в прошлом году:

Пошли поздороваться со сторожем. Знакомьтесь, грозный Рэй, кроссавчег:

На базе нас, оказывается, хорошо помнят. Читали мой рассказ о прошлогодней поездке в интернете, и даже имеются в наличии несколько моих фото (фотоподборку мы им, кстати, пополнили, а то, говорят, картинки постоянно редеют :). Мало того, история о том, как Илья зашёл в кроссовках в горное озеро, куда его предположительно зазывали горные духи, уже почти числится в местных легендах :), а половина приезжающих по словам Сергея едут сюда после прочтения рассказа (нам за такую рекламу даже нехилую скидку сделали на проживание, мы и не ожидали, приятно, чёрт подери). Вообще, надо сказать, что контент в этом году на базе просто зашкаливает, и что заметно — много томичей, при нас четыре или пять машин было, это радует. В книжечке с отзывами нашла записи от вартовчан, даже от санктпетербуржцев, а при нас отдыхала пара из Подмосковья. Мёны приобрели своих поклонников. Думаю, когда ребята отстроят двухэтажный тёплый дом на несколько номеров (дай Бог, чтобы у них всё срослось к зиме), их станет ещё больше.

А на следующее утро начался настоящий отдых, да ещё какой! Игорь, владелец базы, водитель и экскурсовод по совместительству, свозил нас на Мажойский каскад, и это, скажу я вам, было одно из самых незабываемых зрелищ во всей нашей поездке. Вообще, что есть Мажойский каскад? Это 20-километровое огромное ущелье, такой каньон со скальными берегами в 100-150 метров высотой, внизу которого течёт Чуя. Это участок Чуи от впадения в неё реки Мажой (Маашей) до впадения Чибитки, поэтому он и называется Мажойский каскад, или в просторечии Мажой. Мажой известен всем водникам-экстремалам, здесь нередко проводятся профессиональные соревнования, с порогами различной сложности вплоть до самой высшей здесь всё в полном порядке. Когда я читала о нём в интернете, наткнулась на такую фразу: «Для желающих недорого и фотогенично свести счёты с жизнью на Чуе есть Мажой». О, да, ребята, это точное описание :). Кстати, поехали мы туда как раз после наводнения в районе Северо-Чуйского хребта, которое произошло буквально за неделю до нашего приезда, вот тут можно почитать хронологию событий, довольно печальных. Мажойский каскад оно тоже не обошло, тем более любопытной представлялась наша экскурсия.

Выехали с базы утром на УАЗе-«таблетке», за рулём Игорь, состав: наша семья, ещё одна семья томичей с мальчиком и семья с Барнаула (удивительное дело, с этими же ребятами в прошлом году ходили к озеру Горных Духов, а в этот раз в Мёны они приехали буквально за час до нас!). Сначала до Чибита, затем по мостику, через село, и собственно нормальная дорога закончилась, и начался подъём в гору. По большим и маленьким, круглым и острым камням УАЗ медленно, но верно брал высоту за высотой. Иногда ехали по самому краю обрыва, страшновато, знаете ли. В какой-то момент машина вообще стала напоминать карусель «Сюрприз», это в которой всех мутит, меня тоже малость замутило. Через некоторое время выезжаем на большую открытую площадку, и первая остановка. И вот они, долгожданные каскады:

Внизу узкого горного ущелья между обрывистых скал несётся Чуя:

Берега невероятной причудливой формы:

А если смотреть вертикально, то кажется, будто это мощный широкий водопад:

Налюбовавшись на грандиозное зрелище, едем дальше вверх по течению. Ещё остановка. Скалы становятся ниже:

Долго думала, верхнюю фотку поставить или вот эту:

Глядела-глядела, пока не углядела... мост! Ха, ну, конечно, вот же он (сорри за качество, увеличила как могла):

Дело в том, что после наводнения в интернете встречается противоречивая информация насчёт мостов на Мажое, какие смыло, а какие остались. Я просто не сильна, где какой мост находится, но вдруг кому знающему пригодится фото — пожалуйста. Ну, один-то точно смыло, позже я его покажу, это будет, как я поняла, Мажойский мост. А вот этот вроде жив, и к нему даже вроде едет лошадка с всадником, если очень приглядеться к фото. Мы-то дальше ехали по верху, поэтому мост даже и не видели толком.

Ещё на фотографиях с этого места можно увидеть следы наводнения в виде практически ошкуренных брёвен вдоль берегов, которые раньше были деревьями. Их вырвало с корнем, а камни и бурлящий поток доделали своё дело:

А это Илюхин трофей (там их повсюду, но этот хоть маленький):

Ещё немного покружив, добрались до почти самого начала Мажойского каскада, подъехали к реке...

...и вблизи увидели, что тут стало после наводнения. Кругом куча поваленных деревьев:

Повернули голову налево и увидели печальную картину:

Разрушенный Мажойский мост, стихия его не пожалела:

Если я правильно поняла, то с этого моста шла тропа к красивейшему озеру Маашей, которое в результате дождей и размывания морены вытекло и исчезло с лица земли. Очень грустно.

Исследуем окрестности дальше. Преодолеваем небольшую затоку по природному мостику...

...и выходим на берег, который скорее всего представляет собой пересохшее русло (и скорее всего раньше это и было местом впадения Мажоя в Чую, хотя, могу и ошибаться):

Вид на Чую и разрушенный мостик с другого ракурса:

Попыталась сфотать панорамку Чуи в этом месте после наводнения, судя по всему, она поменяла русло:

А это вид вверх по течению:

Чуя. Дикая!

После такой прогулки с трудом верится, что человек покорил природу. Вроде бы да. Но не до конца, далеко не до конца. И слава Богу, с одной стороны, а с другой страшновато...

Загрузились в УАЗ и поехали назад. Нас ждала вторая часть поездки — водопады. На обратном пути Игорь нам ещё кое-что показал. Срулил с колеи к огромному камню, и вот что мы на нём увидели:

Древние петроглифы с изображениями животных. Любопытно.

Вернувшись в Чибит, мы пересекли мостик через Чую и поехали уже по другой дороге параллельно Чуйскому тракту. Дорога, кстати, уже более-менее нормальная, не асфальт, конечно, но вполне проезжабельна для обычных пузотёрок, если не считать моста — он был полуразрушен в самом начале. Правда, это что-то непредвиденное было, видимо, позже его починят, там делов-то. Но УАЗу что — переехал за милую душу.

Ехали минут 15, добрались до поляны и высадились. Водопада пока не видно, но уже слышен шум воды. Игорь показал нам направление, по тропинке через лесок немного вверх — и вот он!

Водопад оказался узким, высоким и очень мощным. Кстати, это мы увидели нижний его ярус, а потом возвращаясь, с дороги был виден ещё верхний, тоже очень высокий. Как около него было хорошо! Жарища стояла просто жуткая, а тут свежесть и прохлада...

Илья на водопое:

Потом были экстремальные поскакушки через речку, которая стекает от водопада вниз, потому что обратная тропа пролегала по другой её стороне (можно было, конечно, и по тому же пути вернуться, но с поскакушками зело интереснее):

Когда вернулись к машине, заметили компанию на пузотёрках (всё-таки проехали), расположившуюся на пикник. Там и правда чудесное место для отдыха, водичка шумит, прохлада, тень от деревьев... красота. Уходить не хотелось, но Игорь сказал не расслабляться и повёз показать нам ещё один водопадик.

Ехали совсем недолго, опять полянка, опять тропинка, и нам открылось совершенно шикарное зрелище:

Вот это мощь! Второй водопадик, водопадище, я бы сказала, был покороче и пошире первого, но гораздо мощнее. Шум стоял такой, что друг друга не слышали совсем. Фотать было довольно сложно из-за брызг:

Полазали по камням, нафотографировались от души, насладились прохладой и поехали назад до базы. Устали, конечно, страшно. Зато сколько эмоций! После таких прогулок и отдых вдвойне приятнее :). Вечером была обязательная баня (Сергей в этом спец) и прочие прохладительные и горячительные напитки.

Следующий день тоже принёс немало приятных впечатлений. С утра было решено прогуляться до голубого озера. Озеро расположено совсем недалеко от домиков, минутах в 15-ти ходьбы через лесок, все посетители базы обязательно до него гуляют. В прошлом году мы как-то не удосужились, и как же зря. Озеро просто нереально красивое! Судите сами:

Оно абсолютно прозрачное, круги на дне из голубой глины кажутся вообще чем-то невероятным. Кстати, они шевелятся, медленно, но довольно заметно:

Вокруг тишина, никаких пикников, слава Богу, пройти туда, я так понимаю, можно только через базу, а в Мёны не ездят люди, для которых природа является всеобщей помойкой. Озеро небольшое, и его можно вполне обойти вокруг. Мы так и сделали. И с каждого ракурса оно очень красиво:

А это уже с другого края:

Чудо какое-то. Очень остались довольны прогулкой. Решили с ребёнком, что в этом озере непременно должен жить водяной, или уж какая завалящая кикиморка.

А после обеда съездили посмотреть на Чуйскую ГЭС. Она недостроена и заброшена, находится совсем недалеко от Мён, километрах в трёх, её хорошо видно с Чуйского тракта, надо только внимательно смотреть. Вот она:

Следы современности, куда без них (хотя, граффити мне понравилось):

Строительство ГЭС началось в 60-е годы, но быстро и закончилось, т.к. впоследствии выяснилось, что плотину поставили на зыбкой морене.

Исследуем окрестности:

Рядом с ГЭС отличная поляна, там нередко останавливаются палаточники или просто отдыхающие:

Место вообще очень красивое, кто будет рядом, рекомендую съездить. Если смотреть со стороны Чуйского тракта, там очень хорошо видны ледники между гор, у меня, правда, ни одно фото с ними не получилось, т.к. солнце било чётко в объектив. Но если развернуться в другую сторону, то и там пейзаж не менее красив:

Вот так вполне неплохо скатались.

Поехали было дальше по трассе, нашли горку, с которой открывался отличный вид на извилистую Чую, но солнце просто нещадно било в глаза, поэтому решили вернуться сюда завтра по утру. К тому же муж как-то странно себя чувствовал.

Остаток дня был посвящён еде на природе. Привычка — вторая натура, извините, но я и тут скакала с фотиком вокруг стола. Угощайтесь! Пелядь со специями и лимоном на решётке:

Шашлык из свиной шейки, маринованный в луке, лимоне и специях (мясо везли ледяным куском из Томска в сумке-холодильнике, ещё и размораживали через 3 дня):

Следующие два дня у нас получились не самыми приятными в плане здоровья. После поездки на ГЭС мужу сначала стало как-то нехорошо, а позже оно превратилось совсем в плохо и продолжалось весь остаток вечера и половину следующего дня, а со второй половины передалось и мне. Так и не поняли, что это было, наверное, что-то типа энтеровируса, т.е. вроде ничего конкретно не болит, но в целом жутко хреново, общая слабость такая. Слава Богу, что больше на базе никто за таким состоянием замечен не был, а главное ребёнок продолжал скакать в духе горных козлов, и то хорошо. Но про планируемую ранее поездку на ледники Актру пришлось забыть, по времени мы не поспевали. Конечно, жаль, но тут я считаю, что это нас Алтай-хан отвёл — значится рано нам туда.

Но совсем влёжку мы, конечно, не лежали, мало-мало совершали небольшие вылазки. Помните, я писала, что мы нашли горку с отличным видом? Таки в 7 утра я поехала её покорять! Нууу, как покорять, она небольшая вообще-то, главное было застать хороший утренний свет. Уже с дороги открылся чудесный вид на ледники Северо-Чуйского хребта:

А уж когда я залезла на горку... Едрит-мадрид! Горы и змейка Чуи были великолепны:

Всё-таки с Чуйского надо снимать утром, самый приятный свет. Я было решила подняться ещё повыше, чтобы получше запечатлеть изгибы Чуи, но меня вдруг на середине пути одолел страх. Знаете, идёшь это одна, кругом тихо, кости разные попадаются, под ногами иногда что-то шуршит (змеи???)... В общем, ну его в баню, подумала я и повернула домой, тем более, что как раз в этот момент мне тоже начало плохеть как и Ивану.

Почти полдня провалялась в постели, но потом меня что-то торкнуло искупаться в ручье около базы, ледяном, аж зубы сводит. И так это мне после него похорошело! Мы даже успели в этот день немного поиграть в геокэшинг. А знаете — забавно, почувствовали себя настоящими кладоискателями. Иван заготовил дома распечатки трёх тайников в окрестностях , удалось найти два. Ну, т.е. мы и искали два, на третий не ездили. Первый был перед Красными воротами, это за Акташом по дороге на Улаган. Он совсем лёгким оказался, мне не очень понравился, только пыли с дороги наглотались :). Правда, еле залезли до главного кедра, там довольно крутой подъём:

Я специально не стала в подробностях фотать окрестности, чтобы другим не мешать играть.

А второй тайник был поинтереснее. Надо было ехать за Курай, в Курайскую степь, найти там мостик через речку Тыдтугем, которая впадает в Чую, и где-то на ней найти Тыдтугемский водопад. В степи было хорошо, из жары приехали в приятную прохладу, где-то вдалеке шли дожди:

Мостик и речку нашли быстро, правда, сначала подъехали не там, надо после мостика, а мы свернули перед ним. Потом заехали правильно, самые огромные камни (по описанию тайник был в них) там были только одни. А вот место в самом камне обнаружили не сразу, но обнаружили. Если вдруг кто ещё там будет искать, осторожнее — рядом осиное гнездо:

Спустились к Чуе и увидели сам Тыдтугемский водопад:

Поскольку с нами был Илья, то из тайников взяты были фигурка динозавра и пират (пират, кстати, судя по описанию тайника, лежал там с 2010 года), а мы оставили наклейку RusNavi.org на авто и USB-зарядку для прикуривателя. В общем, поиграли :).

К вечеру я опять слегла, напилась всяких таблеток и спала, а мои тусовались с соседями у костра. Я к ним один раз только выползла чайку попить трясущимися ручонками. Папарацци на стрёме:

На следующий день к обеду я вроде совсем оклемалась, и мы решили съездить подальше в Курайскую степь до Красной горки. Красная горка находится за селом Чаган-Узун, примерно на 869-м километре Чуйского тракта. С дороги её отлично видно, т.к. она действительно красная:

Про Красную горку даже есть легенда: «... И сказал Змей: «Уходи, Дзерен, это моя гора». И ответил Дзерен: «Я первый взошел на вершину и не уйду». Тогда бросился Змей на Дзерена: «Пусть владеет горой тот, кто сильней». День и ночь, и еще день бился Дзерен со Змеем. На исходе другого дня оба упали без сил. По склонам горы от вершины к подошвам ручейками катилась кровь, застывая на камнях. И сказал Змей: «Пусть будет так: по одну сторону мое царство, по другую — твое». С тех пор по южному склону развелось много змей, на северном живут дзерены. А гора в народе Красной называется, потому что оба склоны ее окраплены красными пятнами и на закате вся она отливает темным багрянцем» (с):

Красивые виды там, горы совсем другие, пологие и разноцветные:

Что-то мы совсем до самой горки решили не ездить, а повернули назад прогуляться в степи за Чаган-Узуном. Так что в этом году нашей последней точкой Чуйского тракта стал 869-й километр. 90 км до Монголии, что ж, мы к ней медленно, но верно приближаемся :).

Село Чаган-Узун находится на 864 километре, надо проехать автомобильный мост через Чую, и мы в нём. Я, честно говоря, прибалдела от этого села. Оно как будто совсем не вписывается в Алтай! Представьте себе, едем-едем по Чуйскому, слева и справа степь и пологие горки, и тут бах — огромная тополиная роща, прямо долина тополей. А между ними в зелени утопают домики. Это и есть село :). Смотрится необычно и красиво. Это мы уже заехали за село и остановились перед воротами. Речка — Чаган-Узун, приток Чуи:

В Алтае часто у населённых пунктов встречаются ворота и ограждения, чтобы животные не уходили. Так что мы их благополучно открыли-закрыли и поехали дальше. Дорога в общем ничего, но встречаются неприятные камушки, надо быть внимательнее. В идеале, конечно, хотелось бы доехать до так называемого Марса, там сопки и горы окрашены в совершенно невероятные разные цвета в плоть до розового и синего. Но вскоре нам на пути встретилось небольшое пересохшее русло, на которое муж посмотрел-посмотрел... да и решил не рисковать. Не очень хотелось нечаянно пробить картер или оставить зад. Марс не увидели, жаль. Но и без него виды вокруг были просто глаз не оторвать:

Сафари:

Разноцветные горы:

Очень понравилось это место, оно какое-то необычное, мы в Горном такой местности ещё не встречали.

Нафотались и поехали назад. По пути не утерпели и опять забрались на одну интересную горку, довольно высокую, а там опять виляла Чуя:

Змея, а не река!

Отлично прогулялись и довольные поехали в Мёны, где нас ждал последний вечер. Илья вечерком порадовал шаманскими танцами:

Последняя прогулка по лесочку, последние посиделки у костра, уезжать совсем не хотелось... Так не хотелось, что решили назавтра встать очень рано и до отъезда ещё раз сгонять к Кураю и встретить рассвет в степи. Сказано — сделано, встретили:

Я пожалуй оставлю некоторые фото с этой прогулки на конец, пусть это будет небольшой завершающий штрих. А пока покажу ещё немного утренних видов, снятых с горок, такого нежного света и не видела ещё ни разу:

Категория: blog |
14-09-2012, 11:35
Просмотров: 4970

Комментарии:

Оставить комментарий


Расстояния дорог Алтая
От:
До:
Через:
  • Акай Кине сообщил о переносе даты ритуала, посвященного "принцессе"
  • Бердников и Тулеев подписали важные соглашения об экономическом сотрудничестве
  • В Горно-Алтайске проходит III-й съезд медиков-травматологов
  • Автолюбители-экстремалы покорили нехоженые прителецкие горы
  • Американский климатолог призвал алтайцев готовиться к экстренным погодным изменениям
  • Глава Минтранса РФ высоко оценил работу правительства Горного Алтая по устранению последствий паводков
  • На совете старейшин не обсуждался вопрос о перезахоронении "алтайской принцессы"
  • На Алтае начнут развивать новое направление экотуризма
  • Кремль призвал алтайских политиков к взаимопониманию
  • Врио Республики Алтай Александр Бердников осмотрел важнейшие строящиеся объекты региона
  • Карта сайта ® 2011-2014
    При использовании материалов необходимо наличие прямой индексируемой ссылки на первоисточник