В 14.26 мы уже стояли за мостом через Бию в Артыбаше и ждали
представителей турфирмы, через которую бронировали жилье. Попутно
закупались
минералкой и хлебом в магазинчике напротив. Через двадцать минут
приезхала девочка из турфирмы и очень большой мужчина, хозяин усадьбы.
Познакомились. Изложили свои планы - добраться до заимки, пусть и
потратив на это остаток дня. На это тут же получили приговор "вы там не
проедете, я пробовал на Урале, не прошел, вернулся обратно, сейчас
вызовем снегоход, он всех отвезет". С одной стороны опасались
банального желания побольше подзаработать на туристах (снегоход-то
небесплатный), с другой - было острое желание серьезно порубиться в
снегу и пройти именно до базы. Спросили, сколько от последнего проезжего
места до усадьбы, хозяин ответил, что километра полтора. Мы
были непреклонны - будем рубиться, полтора километра готовы перекидать
лопатами (благо, их много). Сошлись на том, что подъедем и увидим ...
Поехали. Добрались до конца поселка, обогнули турбазу, полезли в горку.
Ведущая нас девятка с хозяином буксанула на подъеме и, пока мы
втаскивали ее наверх, нас обогнал снегоход с самодельными санками. Судя
по внешнему виду - Буран. Как оказалось, здесь это имя нарицательное.
Подъехали к одному
из домов, где оставили Костиного Акцента и перебросили все их вещи нам в
машину. Потом, неугомонные, поехали по дороге еще километра
полтора, где тот же хозяин показал нам свороток с чищенной дороги на
колею от тяжелой техники, посреди которой шла протоптанная снегоходом
тропинка - "буранка", как ее тут называют. Внешний вид своротка не
впечатлил :)
На этом перекрестке, под сильным давлением хозяина, решили, что девченок
с вещами на базу отвезет снегоходчик, а мы попробуем тут чего-либо
добиться. Собрали самое необходимое (попутно, конечно, кое-чего забыв) и
снегоход убыл. Хозяин же, зовут которого, как оказалось, Борисом,
остался с нами, ибо, как он сказал, он должен тут присмотреть.
Пока мы лопатами разбивали и расширяли свороток с основной дорожки,
Борис рассказал, что последний раз он ездил здесь после Нового года.
На Урале он проезжал до базы и все было в порядке. Но потом неделю валил
снег и дорогой он долгое время не пользовался. Когда же после
снегопадов попробовал проехать, то смог пройти только метров
триста-четыреста, застрял, кое-как выбрался и задним ходом вернулся
обратно.
С тех пор прошло больше двух недель и никто тут не ездил, а снег шел еще
не раз.
К концу расчистки на мобильник отзвонилась Катя и сообщила, что ехать не
стоит, так как дорога до базы существенно длиннее , чем
ожидавшиеся полтора километра и что дороги нет совсем, только тропинка
от Бурана. Оптимизма сообщение, конечно, не добавило, но отступать,
не проверив все на своей шкуре, мы не привыкли.
Собственно, начало было не очень страшное. Расковыряли съезд с
прочищенной дорожки, которая вела до какой-то базы. Потом, покидав
лопаты
в машину, я с пятой попытки вылез через свороток и попробовал рулить по
присыпанной Ураловской колее. В принципе получалось неплохо,
машина подбуксовывала только на подъемах, когда не хватало тяги (а шел я
на второй пониженной со всеми имеющимися блокировками).
Приходилось сдавать назад и по отработанной методике потихоньку, без
пробуксовки, накатывать колею. За мной, спустив мудовую резину до
одного очка, достаточно споро шел Вадим. И хоть Ураловский отпечаток
колес шире нашего и приходилось одно колесо пускать в колею, а второе
ютить на рыхлом бугре, продвигались мы достаточно споро. Мне даже
показалось, что и Борис стал поглядывать на машины чуть более
уважительно. Правда, все это очень скоро кончилось. Добрались мы до
места, где Урал встал и откуда задним ходом отправился обратно. Дальше
шла только буранка и на ее ширину рассчитывать не приходилось. Рядом с
этой полянкой наглядно были представлены следы от зарывшегося
в снег Бурана, пытавшегося тут развернуться. Попытавшись почистить
площадку для разворота, обнаружили, что глубина снега тут превышает
полтора метра. Чистить пятачок до земли не представлялось разумным и
решено было отправиться обратно без разворачивания, т.е. задом.
Но при попытке заехать на площадку я тут же увяз и был вытащен назад
только с аккуратной помощью Тирыча.
Обратно тоже поначалу пошло гладко, главное не слишком вертеть головой и
стараться по зеркалам отслеживать колею и свое положение в ней.
Естественно, не буксовать - только на малой тяге, иначе копать под
колесами полтора метра снега до земли. Конечно медленнее, чем вперед,
но все-таки относительно быстро добрались мы до развилки. Вадим тоже с
пятой попытки, но вылез все-таки на чищенную дорогу. А вот
у меня случился казус. То ли Тирыч подразбил снег на выезде, то ли надо
было все-таки попробовать спускать колеса (хотя в эффект от
спущенной Нокии я, честно говоря, не верю), то ли слишком резво пытался
вылезти на дорогу, чуя близкое окончание короткого вояжа ...
В общем, при попытке выезда на дорогу корму снесло в сторону озера.
Из-за неудобной конфигурации примыкания колеи к дороге не оправдала
себя и попытка выдернуть машину Тиркой. Корму только сильнее втискивало в
сугроб и наваливало на ближайшие березы. А за березами обрыв
в сторону озера метров на пять. Сдергиваю машину вперед с помощью
Вадима. Начинаем копать массу снега на выезде. По дороге приезжают два
снегохода с туристами. Терпеливо ждут, пока мы пытаемся создать для них
возможность проехать - они как раз собрались прокатиться вдоль
озера. Наконец с трудом, но все-таки пропускаем их. Продолжаем копать,
потом еще одна попытка, снова безрезультатная - машина не хочет
разворачиваться в рыхлом снегу, цепляет за возвышающиеся по сторонам
сугробы и вновь буксует. Пытаюсь развернуть машину в сторону дороги
с помощью ручной лебедки - капроновый фал за дерево через корозащитку,
лебедку за проушину и пытаюсь натягивать. Но машина сидит
глубоковато, а в первый раз с лебедкой работать страшновато - все
натянуто и все рядом, если лопнет - достанется всем, а особенно тому,
кто качает ручку. Решили снова копать. На этот раз Вадим подал идею
копать канавки под колеса с выводом их на нужную траекторию.
Прокопали, попытка номер ...дцать. Поначалу машина действительно идет
куда надо, но в самый критический момент вновь сбивается с пути
и вязнет. Опять Тирку на исходную, опять выдергивание вперед с
параллельной колеи. Снова копать. И только теперь, спустя примерно пару
часов после первой попытки выезда на очищенную дорогу, общие усилия
увенчались удачей. Машина на твердом покрытии, остается только
побросить шмурдяк в багажник, развернуться и отправиться на ранее
указанное место стоянки.
Из-за постоянного ныряния в сугроб и промокающих ботинок ноги мокрые и
ледяные до щиколоток (дальше спасает термобелье), руки дрожли,
всего колотило. Кое-как собрав из машина что попалось под руку,
поставили их на сигнализацию и сели в сани снегохода. Поначалу было
я хотел поехать стоя на запятках саней, но своими 100 кг при рывке
снегохода оторвал у него спинку - пришлось ехать сидя на ногах
у Вадима.
А теперь хочется сказать отдельное спасибо хозяину усадьбы Какаиха
Борису и неизвестному водителю снегохода, которые абсолютно того не
желая, попали с нами в эту передрягу (по нашей прихоти в общем-то) и не
только не бросили нас разбираться самостоятельно, но и всячески
помогали выбраться из снежного плена. Спасибо!
Фоток всего этого безобразия, к сожалению, нет, так как фотографировать
было некому. Все кто был способен держать ложку, держал лопату ...
Поэтому фотографии уже от наших девченок и их глазами.
Дальше неинтересно. Переоделись, обсохли, обогрелись, пообедали. Хозяин
показал нам как заводить генератор (а заводить движок Subaru
оказалось одно удовольствие) и отбыл вместе с водителем Бурана. Мы же
оказались предоставлены сами себе, на некотором расстоянии от
цивилизации, на уединенной базе, чего собственно и добивались.
Поэтому приведу несколько фотографий и закончу повествование сегодняшнего дня.
23.02.09. Понедельник. Телецкое.
Усадьба "Какаиха" - Артыбаш - усадьба "Какаиха".
Общий пробег порядка 14 км и то, в основном пешком.
С утра, после вчерашних переживаний и трудов, спали :) Потом завтракали,
во время завтрака решали, что делаем сегодня. Выяснили, что
забот на сегодня немного - прогулки на свежем воздухе, шашлык, баня (да
простят меня любители активного отдыха). Но, чтобы совсем уж не
заматраситься решили мы с Катериной прогуляться до Артыбаша, да заодно
проверить машины и забрать оттуда кой-какую мелочевку, что вчера
по запарке забыли. Соратники же наши решили прогуляться до заповедника,
посмотреть местные красоты. И нам, и им повезло просто
феноменально - погода стояла солнечная, великолепная, морозная. Удрать в
Артыбаш мы решили налегке - только рюкзачок пустой за плечами.
По дороге встретили собаку, которая носилась вокруг тропинки и поначалу
нас облаяла, а потом вроде бы даже подружилась и отправилась с нами
в поселок. Периодически она занималась поисками зайцев, следов которых
вокруг было изрядное количество, но всякий раз возвращалась
обратно. Как мы позже выяснили - это оказалась собака хозяев "Какаихи".
Может потому она нас и сопровождала, чтобы присмотреть за
"своими" туристами.
По дороге попалась пара рыбаков, сидевших на льду озера. Уж не знаю, как
у них были успехи, но особой активности видно не было. Стоящая
вокруг тайга искрилась присыпавшим ее снегом и настроение создавала
практически праздничное. Ходоки мы, конечно, не очень, но шлось легко,
практически без устали, хоть и не очень быстро. Судя по тому, что до
Артыбаша мы шли около часа, расстояние от базы до него примерно
равно 3 - 4 км. Во всяком случае, о вчерашних заявленных полутора
километрах речи, конечно, не было.
Добрались до машин, убедились, что с ними все в порядке. Завели Сюрфа.
Чуствовалось, что ночью было прохладненько, заводилась машина
неохотно, а на прогрев мы ее не ставили. Остальные машины не заводили -
ключей не было. Раз уж завелись - решили прокатиться до
магазина, прикупить пива к бане.
Прокатились по поселку, посетили магазин, спокойненько вернулись
обратно. Прогулка еще раз показала, какое огромное количество снега в
этом году навалило на Телецком. Завалено было все - от дворов до маковок
церкви, которая относительно недавно появилась в Артыбаше.
Поставив машину на прежнее место, забрали из нее все необходимое от
противосолнечных очков до GPS-приемника, который вчера по запарке
оставили в машине. Из-за этого, а также по причине того, что у Вадима не
заводился коммуникатор с GPS, нам до сих пор не удалось
точно определить месторасположение усадьбы. Сейчас же я подключил GPS к
коммуникатору, загрузил Озика и поставил его на запись трека, в
данном случае пешеходного. Уложив все взятое в один рюкзак, отправились в
обратный путь.
Пока мы ездили в магазин, хозяйская собака, похожая на лайку убежала.
Зато на смену ей нас стал сопровождать другой, белоснежный пес с
шикарным хвостом. Обратно, хоть и с небольшим грузом, шлось тоже
неплохо. Морозец немного отпустил, да и нагрузка сказывалась, поэтому
чаще останавливались, смотрели по сторонам, любовались природой. Зато
пес носился вокруг нас просто с неудержной энергией, отставал,
догонял, пытался играть и в конце концов добрался с нами до базы. На
базе народ уже тем временем начал жарить остатки шашлыка. Они к тому
моменту уже сбегали до границы заповедника, налюбовались прителецкой
тайгой, разведали медвежьи берлоги и устроили себе настоящий
снегопад.
После обеда продолжали топить баню. Так как процесс этот не быстрый, то
успели и в снегу поваляться, и слазить на пирс (точнее, на то
место, где он заканчивается) и прорубить лунку во льду и, конечно, во
всю грудь подышать свежим, морозным воздухом. Потом была баня
(кстати, адская, но слегка не устроенная) с выпрыгиванием в снег, потом
более спокойный ужин и, конечно, беседы до позднего вечера,
изучение уже сделанных фотографий и планирование завтрашнего дня.
Кстати, заодно рассмотрели наш дневной трек и расставленные точки и
выяснили, что от места, где мы оставили машины до Какаихи по прямой
около 3,5 км, а "по кривой" так и все 5 км. День закончился на
конструктивной ноте - завтра ехать весь день :) Ну и несколько
фотографий этого длинного дня напоследок.
24.02.09. Вторник. Алтай - Кузбасс.
Усадьба "Какаиха" - Усть-Пыжа - Верх.Бийск - Турочак - Каяшкан -
Таштагол - Чугунаш - Темиртау - Мундыбаш - Кузедеево - Пуштулим -
Ельцовка - Мартыново - Тогул - Кытманово - Заринск - Залесово - Акулово -
Тальменка - Новосибирск.
Общий пробег 780 км.
День был чисто ходовой. Однако для интереса решили двинуть домой
нехоженой ранее дорогой - через Турочак на Таштагол и далее с возвратом
на трассу М52 в районе Тальменки. Весь путь проделали по дорогам разного
(в основном неплохого) качества. Оценили недавно построенный
участок дороги между Алтаем и Кузбассом. Времени затратили на дорогу
почти 13 часов с одним обедом. Дорогу описывать большого смысла нет,
поэтому предлагаю только некоторое количество фотографий для иллюстрации
обратного пути.
Обещанные данные по базам:
Турбаза "Пеликан"
Село Узнезя, Чемальского района, ул. Новые Черемушки, 30. Сотовый 8-913-214-7756, телефон администратора (38841) 2-76-07.
Усадьба "Какаиха"
На берегу Телецкого озера, в 5 км от села Артыбаш, в 3 км от границы Алтайского государственного заповедника.
Сотовый 8-961-984-9311, 8-905-083-4258, телефон местный (38843) 2-73-75.
|