| 
  
 автор Илья Лебедев
 Не буду описывать дорогу туда - ничего необычного не 
произошло. На 9 мая была запланирована поездка в погранзону, поэтому с 
утра мы отправились получать пропуска. Правда, выезд из лагеря немного 
задержался из-за пробкиПриехав
 к погранцам, мы обнаружили там филиал клуба 402км - стояли экипажей 15,
 также желающих попасть на границу. После получения пропусков была 
произведена попытка найти хоть кого-нибудь, кто бы знал, какие 
достопримечательности можно посозерцать в районе Кокоря - Ташанта. 
Попытка оказалась неудачной, в результате было принято решение двинуться
 в направлении эпицентра землетрясения - к поселку Бельтир, а потом уже 
ехать искать интересные места на границу.
 
 Итак, сколотилась небольшая команда из 5 машин, 
отправившихся на поиски единственного известного ориентира - поселка 
Бельтир. Ориентируясь по GPS навигатору, мы успешно добрались до поселка
 Чаган-Узун, из которого, согласно карте, начинается дорога к нашей 
цели. Наша небольшая колонна привлекла внимание немногочисленных 
аборигенов, для которых такой трафик на дорогах родного селения был в 
диковину. Обнаружив местный супермаркет, мы дружно решили пополнить 
запасы чего-нибудь, чем шокировали продавца. Не знаю, как часто 
происходит поставка товаров в эту торговую точку, но надеюсь, что часто,
 иначе после нашего визита поселок остался как минимум без хлеба и 
моющих средств: Заодно решили уточнить, как проще выйти на дорогу к 
Бельтиру. Оказалось, что мы заехали не в тот поселок, немного не доехав 
до нужного поворота у поселка Орталык по М-52. Исправив ошибку, мы 
успешно добрались до цели в предвкушении впечатлений от результатов 
буйства стихии. Внимательно озираясь по сторонам, мы не заметили никаких
 признаков землетрясения кроме полуразрушенных зданий. Но этого добра 
хватает и в Новосибе, поэтому это никак не могло нас устроить. В 
результате допроса аборигенов удалось получить информацию, что разломы 
находятся по дороге 'налево после моста'. Мда, а моста-то оказалось два:
 Методом научного тыка был выбран один из мостов. 
 
  На
 грунте начали появляться небольшие трещины, которые убедили нас в 
правильности выбранного курса, однако в скорости трещины пропали, а 
'мега-разломов' так и не видно. По мере нашего продвижения вдоль реки 
Чаган ландшафт постоянно меняется, не давая скучать водителям и 
пассажирам, причем явно выражалась тенденция к подъему дороги.
 
   Неожиданно
 навстречу попадается 'чиста Жып' Нива с колоритными седоками, всем 
своим видом показывающими, что они не разделяют идей Неэкстремального 
автотуризма. На наши расспросы был получен ответ, что никаких разломов 
впереди они не видели, а есть впереди перевал, а потом места, где они 
'вывешивали' свою Ниву. Внимательно послушав и обсудив ситуацию, было 
принято волевое решение оставить самую низкую машину, забрать ее седоков
 по остальным экипажам, и продолжить движение, пустив вперед на разведку
 джип. В таком составе мы добрались до вершины перевала, высота которого
 оказалась 2208м над ур. моря. При подъеме на вершину начал греться 
микроавтобус, и было решено дальше не двигаться, тем более что с 
перевала были хорошо видны окрестности и никакого намека на разломы 
небыло.
 
 
  Возникла
 только одна проблемка - наш разведывательный джип уразведывал так 
далеко, что с перевала его небыло видно, а четкой договоренности кто 
кого сколько будет ждать - небыло. Пока мы решали, что делать, на 
перевал поднялась ковбойка, которая объяснила, что с моста надо было 
ехать направо. Подождав минут 15-20, оставшиеся 3 машины двинулись 
назад, подобрали брошенную Хонду и вернулись к мосту, чтобы продолжить 
поиски уже в новом направлении. Проехав минут 10, нам навстречу попались
 едущие по параллельной дороге метрах в 200 от нашей экипажи нашего 
клуба. Решив, что это счастливое предзнаменование, мы, не пытаясь найти 
каких-либо перекрестков, напрямую поехали туда, где были замечены наши. В
 итоге были таки найдены разломы. Надо сказать, впечатление, полученное 
от увиденного, вполне стоило дня поисков, хотя, надо сказать, и сами 
поиски доставили немало интересных моментов.
 
 
  Вдоволь налазившись по обрывам, мы двинулись домой, по пути встретив наш потерявшийся разведывательный джип.
 Следующий день должен был быть посвящен поездке на 
Кату-Ярык. Планируемый отъезд в 10-00 был успешно пропущен, в результате
 все собиравшиеся уже уехали и двинулись мы двумя машинами, опять-таки 
не зная дороги. 
 
   Полюбовавшись
 на Красные Ворота, мы сделали довольно продолжительную остановку на 
замерзшем озере Чейбеккель, ухитрившись соорудить мостик и забравшись на
 гладкую ледяную поверхность для фотосессии. Неторопясь, перевалив через
 Улаганский перевал, мы добрались до Улагана.
 
  Следующий
 пункт на нашем маршруте - село Балыктуюль. Судя по GPS, в том 
направлении две дороги, причем одна как бы проходит мимо, а другая, 
проселочная - ведет прямо в деревню. Естественно, было принято решение 
ехать по второй дороге. Таким образом мы около 10 км глотали пыль и 
прыгали на кочках, двигаясь параллельно асфальтированной ровной дороге, 
отделенной от нас речкой и заборами пастбищ.
 
  Наконец
 был найден брод и мы попали на нормальную дорогу. В Балыктуюле была 
припомнена фраза, что все дороги ведут в итоге к Кату-Ярыку, было 
выбрано направление с достаточно наезженной дорогой. Проехав по ней 15 
км и преодолев перевал Ажу (1714м), мы подъехали к деревне Паспарты и 
неожиданно вынуждены были остановиться, поскольку дорога оказалась 
закрыта льдом и снегом.
 
 
  Подивившись
 сему явлению, была предпринята попытка найти объезд. Обнаружился брод 
через речку шириной метра 2-3, на том берегу которой стояли несколько 
местных жителей. Переправившись на тот берег, пыл произведен очередной 
допрос аборигенов, в результате которого бы вновь преодолели этот брод и
 оказались снова в Балыктуюле. Найдя указатель на Балыкчу, мы наконец 
встали на путь истинный и добрались-таки до перевала Кату-Ярык, проехав в
 непосредственной близости от раскопанных закопок (по карте - древние 
могилы) и встретив по пути множество автомобилей 54 региона, многие из 
которых гордо несли на себе опознавательные знаки 402км. После 
очередной, неизвестно какой по счету фотосессии и повосхищавшись 
окружающими нас видами, развернулась дискуссия по поводу необходимости в
 качестве завершения путешествия спуститься по перевалу к реке Чулышман.
 
 
  Наконец,
 восторжествовал здравый смысл и решение о необходимости спуска было 
принято. Внизу были обнаружены наши экипажи, мирно загорающие в лучах 
заходящего солнца.
 
 
  Мы
 небыли столь идиллически настроенными и практически сразу собрались в 
обратный путь. Самым ярким впечатлением на обратном пути стали мирно 
пасущиеся недалеко от дороги журавли.
 
 Резюме: Класс!!! Несмотря 
на некоторые издержки массового заезда и холодных ночей положительные 
впечатления многократно перевешивают. Огромное спасибо организаторам 
этого события.
 Автомобиль - Subaru Legacy LancasterОбщий расход топлива - ~ 240л
 Расход по трассе - с кондиционером - 10.6, без кондиционера - 9.5.
 Пробег - 2016км
 |