автор Илья ЛебедевНе буду описывать дорогу туда - ничего необычного не
произошло. На 9 мая была запланирована поездка в погранзону, поэтому с
утра мы отправились получать пропуска. Правда, выезд из лагеря немного
задержался из-за пробки Приехав
к погранцам, мы обнаружили там филиал клуба 402км - стояли экипажей 15,
также желающих попасть на границу. После получения пропусков была
произведена попытка найти хоть кого-нибудь, кто бы знал, какие
достопримечательности можно посозерцать в районе Кокоря - Ташанта.
Попытка оказалась неудачной, в результате было принято решение двинуться
в направлении эпицентра землетрясения - к поселку Бельтир, а потом уже
ехать искать интересные места на границу.
Итак, сколотилась небольшая команда из 5 машин,
отправившихся на поиски единственного известного ориентира - поселка
Бельтир. Ориентируясь по GPS навигатору, мы успешно добрались до поселка
Чаган-Узун, из которого, согласно карте, начинается дорога к нашей
цели. Наша небольшая колонна привлекла внимание немногочисленных
аборигенов, для которых такой трафик на дорогах родного селения был в
диковину. Обнаружив местный супермаркет, мы дружно решили пополнить
запасы чего-нибудь, чем шокировали продавца. Не знаю, как часто
происходит поставка товаров в эту торговую точку, но надеюсь, что часто,
иначе после нашего визита поселок остался как минимум без хлеба и
моющих средств: Заодно решили уточнить, как проще выйти на дорогу к
Бельтиру. Оказалось, что мы заехали не в тот поселок, немного не доехав
до нужного поворота у поселка Орталык по М-52. Исправив ошибку, мы
успешно добрались до цели в предвкушении впечатлений от результатов
буйства стихии. Внимательно озираясь по сторонам, мы не заметили никаких
признаков землетрясения кроме полуразрушенных зданий. Но этого добра
хватает и в Новосибе, поэтому это никак не могло нас устроить. В
результате допроса аборигенов удалось получить информацию, что разломы
находятся по дороге 'налево после моста'. Мда, а моста-то оказалось два:
Методом научного тыка был выбран один из мостов.
На
грунте начали появляться небольшие трещины, которые убедили нас в
правильности выбранного курса, однако в скорости трещины пропали, а
'мега-разломов' так и не видно. По мере нашего продвижения вдоль реки
Чаган ландшафт постоянно меняется, не давая скучать водителям и
пассажирам, причем явно выражалась тенденция к подъему дороги.
Неожиданно
навстречу попадается 'чиста Жып' Нива с колоритными седоками, всем
своим видом показывающими, что они не разделяют идей Неэкстремального
автотуризма. На наши расспросы был получен ответ, что никаких разломов
впереди они не видели, а есть впереди перевал, а потом места, где они
'вывешивали' свою Ниву. Внимательно послушав и обсудив ситуацию, было
принято волевое решение оставить самую низкую машину, забрать ее седоков
по остальным экипажам, и продолжить движение, пустив вперед на разведку
джип. В таком составе мы добрались до вершины перевала, высота которого
оказалась 2208м над ур. моря. При подъеме на вершину начал греться
микроавтобус, и было решено дальше не двигаться, тем более что с
перевала были хорошо видны окрестности и никакого намека на разломы
небыло.
Возникла
только одна проблемка - наш разведывательный джип уразведывал так
далеко, что с перевала его небыло видно, а четкой договоренности кто
кого сколько будет ждать - небыло. Пока мы решали, что делать, на
перевал поднялась ковбойка, которая объяснила, что с моста надо было
ехать направо. Подождав минут 15-20, оставшиеся 3 машины двинулись
назад, подобрали брошенную Хонду и вернулись к мосту, чтобы продолжить
поиски уже в новом направлении. Проехав минут 10, нам навстречу попались
едущие по параллельной дороге метрах в 200 от нашей экипажи нашего
клуба. Решив, что это счастливое предзнаменование, мы, не пытаясь найти
каких-либо перекрестков, напрямую поехали туда, где были замечены наши. В
итоге были таки найдены разломы. Надо сказать, впечатление, полученное
от увиденного, вполне стоило дня поисков, хотя, надо сказать, и сами
поиски доставили немало интересных моментов.
Вдоволь налазившись по обрывам, мы двинулись домой, по пути встретив наш потерявшийся разведывательный джип.
Следующий день должен был быть посвящен поездке на
Кату-Ярык. Планируемый отъезд в 10-00 был успешно пропущен, в результате
все собиравшиеся уже уехали и двинулись мы двумя машинами, опять-таки
не зная дороги.
Полюбовавшись
на Красные Ворота, мы сделали довольно продолжительную остановку на
замерзшем озере Чейбеккель, ухитрившись соорудить мостик и забравшись на
гладкую ледяную поверхность для фотосессии. Неторопясь, перевалив через
Улаганский перевал, мы добрались до Улагана.
Следующий
пункт на нашем маршруте - село Балыктуюль. Судя по GPS, в том
направлении две дороги, причем одна как бы проходит мимо, а другая,
проселочная - ведет прямо в деревню. Естественно, было принято решение
ехать по второй дороге. Таким образом мы около 10 км глотали пыль и
прыгали на кочках, двигаясь параллельно асфальтированной ровной дороге,
отделенной от нас речкой и заборами пастбищ.
Наконец
был найден брод и мы попали на нормальную дорогу. В Балыктуюле была
припомнена фраза, что все дороги ведут в итоге к Кату-Ярыку, было
выбрано направление с достаточно наезженной дорогой. Проехав по ней 15
км и преодолев перевал Ажу (1714м), мы подъехали к деревне Паспарты и
неожиданно вынуждены были остановиться, поскольку дорога оказалась
закрыта льдом и снегом.
Подивившись
сему явлению, была предпринята попытка найти объезд. Обнаружился брод
через речку шириной метра 2-3, на том берегу которой стояли несколько
местных жителей. Переправившись на тот берег, пыл произведен очередной
допрос аборигенов, в результате которого бы вновь преодолели этот брод и
оказались снова в Балыктуюле. Найдя указатель на Балыкчу, мы наконец
встали на путь истинный и добрались-таки до перевала Кату-Ярык, проехав в
непосредственной близости от раскопанных закопок (по карте - древние
могилы) и встретив по пути множество автомобилей 54 региона, многие из
которых гордо несли на себе опознавательные знаки 402км. После
очередной, неизвестно какой по счету фотосессии и повосхищавшись
окружающими нас видами, развернулась дискуссия по поводу необходимости в
качестве завершения путешествия спуститься по перевалу к реке Чулышман.
Наконец,
восторжествовал здравый смысл и решение о необходимости спуска было
принято. Внизу были обнаружены наши экипажи, мирно загорающие в лучах
заходящего солнца.
Мы
небыли столь идиллически настроенными и практически сразу собрались в
обратный путь. Самым ярким впечатлением на обратном пути стали мирно
пасущиеся недалеко от дороги журавли.
Резюме: Класс!!! Несмотря
на некоторые издержки массового заезда и холодных ночей положительные
впечатления многократно перевешивают. Огромное спасибо организаторам
этого события.
Автомобиль - Subaru Legacy Lancaster Общий расход топлива - ~ 240л Расход по трассе - с кондиционером - 10.6, без кондиционера - 9.5. Пробег - 2016км
|