автор Илья лебедев
19-22 июля 2007 года.
Эпиграф не совсем по теме, поскольку подразумевает
наличие богатого опыта альпинизма, коего в действительности не имеется,
но истинность этих слов понимаешь уже после первого же близкого
знакомства с настоящими горами. Итак, небольшое описание истории моего
знакомства с горами. Правда, формально знакомство не первое. Если
обратиться немного назад, то первое знакомство с горами состоялось в
1986 (кажется) году, когда, досрочно закончив в конце сентября
прохождение институтской практики, по удачному стечению обстоятельств,
проходившей под Барнаулом, было принято решение устроить небольшое
путешествие по Алтаю. Поскольку никто из нас двоих ничего об Алтае не
знал, то было решено путешествовать наугад. Прибыв на Барнаульский
автовокзал, методом научного тыка был выбран автобусный маршрут, который
и привез нас в Горно-Алтайск. После ночлега таким же методом был выбран
следующий маршрут, который и привез нас в деревню Кокоря. Ощущения были
довольно необычные, поскольку 12 часов в ПАЗике, битком набитом
алтайцами в зимних шубах и шапках (русских было только нас двое в легких
ветровках и водитель автобуса), не могли не оставить равнодушными.
Кроме того, приехав в настоящую зиму, темным вечером, у водителя
выяснили, что в селе нет ничего похожего на гостиницу. Пришлось
стучаться в дома и проситься на ночлег. Пустили, только долго
удивлялись, как так мы без пропуска попали в пограничную зону. Весь
вечер слушали алтайские байки и ели национальные блюда, а на следующее
утро на автобусе уехали в цивилизацию: Так что горы в том путешествии
были только сквозь запыленные окна автобуса.
Второй опыт - 1990-91гг, Кавказ, окрестности Адлера, докуда можно было добраться пешком.
И вот с таким небогатым опытом "альпинизма" было
решено предпринять вылазку на Алтай. В течение 2-х недель
координировались действия 6-ти экипажей, и в итоге 19 июля в 05.00
состоялся старт. Правда, не все стартовали именно в это, условленное
время, но тем не менее:
Первое впечатление, полученное от поездки - это
полосы утреннего тумана в низких участках дороги, когда машина буквально
ныряет в молоко и выныривает из него на холмах.
Следующее
событие, приведшее в восторг наш экипаж - это появление сквозь зеленые
лесистые горы яркой белой вершины Северо-Чуйского Хребта.
По
мере движения выяснилось, что 2 машины, я и нисан пульсар, сильно
отстали от впередиидущих, и двигались вдвоем, поддерживая связь с
ушедшими вперед по сотовым. Зная, что конечная цель нашего первого этапа
- Курайская степь, мы не уточняли, где именно нужно будет сворачивать в
сторону Чуи. В итоге, когда Чуйский тракт вывел нас к началу степи,
выяснилось, что связи нет. Были предприняты попытки найти нашу команду
"наощупь". В процессе поиска была обнаружена строящаяся электростанция,
так что через какое-то время, если сооружение будет достроено, ландшафт в
тех местах сильно изменится.
Не
найдя ничего похожего на лагерь, мы собрались уже возвращаться по
тракту в поисках сети, но неожиданно в каком-то месте вдруг поймалась
сеть, и удалось связаться с лагерем. Выяснилось, что мы не доехали
несколько км, что мы немедленно исправили. Лагерь располагался прямо
посреди курайской степи, на холме, который хорошо виден на картах
гугли-мап.
С
этого места открывается шикарная панорама: белые заснеженные вершины и
ледники СЧХ, темно-зеленая змея реки Чуя и песчаного от высохшей
низкорослой травы цвета степи.
Веселый ужин с небольшим количеством алкоголя и продолжительным обсуждением планов на следующий день затянулся до глубокой ночи.
В итоге колонна разделилась на 2 части - одна
отправилась к перевалу Кату-Ярык в надежде добраться до южного берега
Телецкого озера (не очень-то верилось, что это возможно совершить за 1
день, а за следующий день вернуться оттуда в Новосибирск, поэтому наш
экипаж решил пойти по второму пути), а вторая - попробовать добраться до
Актру. 3 машины - Мицубиси L200, Нисан Пульсар и Субару Ланкастер
отправились в путешествие по Курайской степи в сторону ущелья Актру.
Ведущим была элька, как единственная, кому рассказывали, как ехать ;)
Проехав
через довольно большой поселок Курай, мы продолжили свой путь уже по
одной из многочисленных полевых дорог, проложенных по очень ровной
степи. 60-70 км\ч - вполне приемлемая для тех дорог скорость за 2-мя
исключениями - едущему сзади при такой скорости абсолютно ничего не
видно из-за пыли, и периодически встречающиеся русла высохших ручьев,
нарушающие идиллию ровной дороги.
Неожиданно
дорогу преграждает речка, причем следы у берега просто таки кричат о
том, что здесь ездят только грузовики. Делать нечего, едем искать другие
варианты, и находим брод, через который успешно форсируем водную
преграду, ибо глубина речки не более 40 см с твердым каменистым дном. Не
успела пройти радость от преодоления препятствия, как перед нами встала
новая задача: Крутой (градусов 30-35) подъем на холм с торчащими из
грунта камнями и корнями. Причем холм зарос лиственницами, и маневры для
объезда камней чрезвычайно ограничены. Как выяснилось позже, это была
"джиперская" дорога, а легковая дорога проходила где-то в другом месте. В
итоге, преодолев все препятствия, мы добрались до базы, где можно
оставить под охраной свой транспорт и заброситься на предоставляемой
технике собственно к альпинистскому лагерю.
Стоимость заброски - 2000 за рейс. Транспорт - туда мы добирались на ГАЗ-69.
Элька
ехала своим ходом, взяв на себя часть пассажиров и груза с наших
экипажей. Дорога - к сожалению, не было возможности фотографировать из
газика, поскольку наш скарб, забитый между 5-й дверью и задним рядом
сидений, начал благополучно рассыпаться по салону, и пришлось его всю
дорогу поддерживать, кроме того, прыжки на камнях и корнях просто на
давали бы шанса сфокусироваться на нужном объекте. Особенно колоритным
был мост через Чую: такое ощущение, что его уже почти снесло, и он чисто
случайно за что-то зацепился :)
Конец
нашего маршрута ознаменовался заплывом по речке Актру, т.е. преодоление
ее вброд не газике, в результате которого наши ноги и все, что лежало
на полу, было внепланово вымыто и выстирано в ледяной воде.
После
преодоления речки мы выехали на сушу и продолжили движение по дороге,
проложенной по ручью (через час мы узнали, что дорога-ручей - это наш
основной источник питьевой воды). Первое впечатление по прибытии в
ущелье - столько ехать, чтобы увидеть столько народу: Действительно,
после такого путешествия ожидаешь попасть в абсолютно дикое место, где
не ступала нога человека :. Ан нет. Лагерь альпинистов - это несколько
основательных домов, спасательная станция, деревянные помосты для
палаток, некоторые с импровизированными стенами из непродуваемой ткани,
столики-скамейки, не VIP-пляж конечно, но тем не менее:
И,
что удивило не очень приятно: идешь по тропинке, и видишь таблички типа
"территория Томского Университета, стоянки и разведение костров
запрещено".
Впереди было еще полдня, так что было время на осмотр
местных достопримечательностей. Непосредственно с места стоянки
(примерно 1780м над Ур.моря) хорошо виден ледник Малый Актру,
а
река, которая и дала название ущелью - берет начало из ледника Большой
Актру. Вот он то и был определен нашей целью. Деревья, окружающие лагерь
в ущелье, быстро заканчиваются, и основная растительность среди камней -
это синие и красные цветы. Причем зелени на фоне камней почти не видно,
только цветы.
Были
там и эдельвейсы (по крайней мере, говорили, что это они), однако они
не произвели впечатления - мелкие белые цветочки. Не очень-то спокойная
Актру внизу, рядом с лагерем, наверху просто-таки сходит с ума: грохот
от порогов давит на уши, и поражаешься мощи бешеного водного потока.
Постепенно
по мере подъёма тропа (которую зачастую находишь по пирамидкам из
сложенных горкой камней) отдаляется от реки и становится тише. Повсюду
видны следы землетрясения 2003 года - осыпавшаяся порода у подножья гор,
в некоторых местах видно, что под осыпями лежит многолетний снег и лед.
Перед
глазами появляется еще один ледник, причем он находится ниже, чем мы
уже поднялись, но до него не добраться - он на другом берегу бешеной
речки. И вот наконец последний рывок - примерно 300 м вверх по склону
наверное 65-75 град - сразу вспомнилось детство ;) На протяжении всего
подъема навстречу попадались группы настоящих альпинистов и "играющих в
альпинизм" вроде нас, и все здоровались. Как-то немножко странно было -
постоянно здороваться с незнакомыми людьми :. Ну и грязный же лед на
леднике - он весь засыпан песочком, камешками, хотя некоторые места
очень скользкие.
Река
Актру вытекает из-под ледника и поэтому такая мутная. По поверхности
бегут ручьи идеально чистые и зверски холодные. Пытался напиться из
такого ручья - только руки заморозил : Всего подьем занял примерно 3
часа. Можно было бы попробовать дойти до Голубого озера - это еще минут
30, но, во-первых, устал, во-вторых, времени было мало - обратно в
лагерь вернулись уже в темноте, а в-третьих - холодно - если внизу было
солнечно и 25-27 градусов, то леднике не больше 10 и холодный ветер.
Высота того места ледника, где он заканчивается - 2480 м выше ур. моря.
На следующее утро была предпринята попытка дойти всем
семейством до водопада, однако речка, которая является продолжением
водопада, раздваиваясь, пересекают гряду, по которой мы с 5-летней
дочкой поднимались наверх, и мы не рискнули переходить речку, побоявшись
заморозить ребенка.
В
любом случае с этой гряды открывается роскошная панорама на всю долину
Актру: ущелье изгибается, и эта гряда - самое доступное место, с
которого можно увидеть всё ущелье. Обратно к стоянке автомобилей мы
выбирались на бортовом ЗиЛ-131. Было интересно, как же он будет
проезжать по тому мосту : Как оказалось, мост ему оказался не нужен.
Последняя ночевка на обратном пути у нас получилась под перевалом Чике-Таман, на берегу симпатичной речки.
Первое свидетельство возврата в цивилизацию - пробка в
горах, где мы простояли несколько часов, из-за чего приехали домой в
11-м часу вечера.
И наконец, яркое доказательство того, что мы действительно ездили на юг:
Пробег - 1780км
|