Всем известно, что зима в Сибири не прелесть и длится очень долго. И
порой, как только весеннее солнце начинает пригревать, душа требует
изменения окружающей обстановки, приключений и путешествий.
9-14 мая 2007,Андрей
Всем известно, что зима в Сибири не прелесть и длится очень долго. И
порой, как только весеннее солнце начинает пригревать, душа требует
изменения окружающей обстановки, приключений и путешествий. А где
коренному сибиряку можно развеяться? Естественно, на ум сразу приходит
Республика Алтай с высокими горами, дикими великолепными пейзажами,
свежим воздухом и крупными звездами.
Очередной порыв души застал нас в начале мая 2007 года. Тут как раз и
майские праздники на носу были, вот и решили мы проложить шины наших
машин в сторону сказочных Алтайских гор.
Вылазка предполагала быть 5 дней и 4 ночи.
К старту в 5 часов утра 9-го Мая в день Великой Победы мы подъехали на
2-х автомобилях. На стареньком, покряхтывающем Эскудике 92-го года и
почти еще девочке Хонде Домани 99-го года выпуска. Каждый экипаж включал
в себя 2-х человек. Мы с Коляном ехали на Домани, а Серега с моей
девушкой на Эскуде.
И вот настал тот звездный час, двигла взревели и, разрезая
предрассветный сумрак слепящим светом фар, мы поползли к первой
намеченной цели – Тальменке. В Тальменке немного перекусили и уже почти
без остановок поехали прямо в Тавдинские пещеры.
Кстати, имеет смысл заметить, что перед поездкой, будучи в магазине
Русская охота, мы приобрели путеводитель по дорогам Алтая с указанием
различных достопримечательностей. Конечно, путеводитель особенно не
блистал знаниями, но тем не менее некоторые помеченные места мне были
незнакомы. Вот вы, к примеру, были на Манжерокском городище? А на
Барангольском некрополе? Вот и я нет…
Ладно, вернемся к дороге. Хонда шла как влитая в дорогу, Эскудик все
время оказывался сзади. Бийск порадовал своей центральной улицей, ехали и
радовались, особенно Коля. Каждый раз, проезжая через Бийск, я
удивляюсь, как бийчане умудряются сохранять центральную улицу города в
таком состоянии. Им памятник поставить надо.
А вот и Майма, вот и Манжерок, вот и платный мостик через Катунь, вот и
Тавдинские пещеры. Пещеры понравились тем, что были лишены внутреннего
освещения. И плюс ситуации был в том, что только у меня был фонарик.
Кромешная тьма окружила нас, а ход все вел и вел то вправо, то влево, то
вверх. Когда я выключал фонарик, все замирали, прислушиваясь к стуку
сердца, ожидая ,что вот сейчас откуда-нибудь вылезет злобный гном с
кольцом всевластия на пальце.
Рекомендую всем посетить этот подземный ход, когда-то выточенный в горе древним водным потоком.
Далее смело преодолев километров 20-30 до Усть-Семы и переехав через
Катунь, мы углубились в изучение дикой окружающей среды Чуйского тракта.
Ну, знаете, как это бывает - гуси, козы, коровы, синяки и
женщины-собаки.
Следующим (конечным на этот день) пунктом остановки явился нам Семинский перевал.
Выкупив двухкомнатный номер с видом на гору Сарлык, мы остановились на
ночь. Согласно путеводителю, за горой есть некие «паровые» озера. Моя
идея была – всеми правдами и неправдами туда пробраться. Но, к
сожалению, заручиться поддержкой коллектива не удалось и от идеи
пришлось отказаться. Я отложил посещение до следующего раза, хотя чует
мое сердце, мне надо было быть на «паровых озерах».
Утром я проснулся с удовольствием, в окно светило яркое солнце,
предвещая жаркий летний день, купание в горных реках и легкий коричневый
загар. Однако все оказалось не таким радужным. Яркое весеннее солнце
очень хорошо отражалось от выпавшего ночью белого снега (фото 1). Машины
были в сосульках, и о паровых озерах пришлось забыть напрочь.
Покушав дешевой еды советских времен в местной столовой, мы поехали
дальше за перевал с целью посетить пару мест с петроглифами и царскими
курганами, а потом, не доезжая Онгудая, свернуть в сторону Усть-Кана.
Петроглифы мы почти не нашли, но Коле удалось запечатлеть игру юных
ягнят в «царя горы» (фото 2). Царские курганы также особенно не
впечатлили. (Из разряда того, что видели и лучше и больше). Через
некоторое время перед нами вырос Ябоганский перевал, где местной
достопримечательностью явилось транспортное средство, подметающее
дорогу. Дорога до Усть-Кана не очень, местами асфальт, а местами просто
крупная щебенка с пылью. Коля ругался. В эти моменты Серега на Эскудике
отрывался далеко вперед. Но стоило начаться асфальту и он глотал наши
выхлопные газы.
В общем, в этот день мы тупо ехали к цели, о которой только Серега имел
какое-то призрачное представление. Проехали Усть-Кан, миновали пункт
пограничного контроля, где нас всех переписали по паспортам, и
пожаловали в Усть-Коксинский район.
Все устали, поэтому было принято решение искать место для стоянки для
костра, бухла и чтобы поспать. Таковым местом оказалась поляна в месте
впадения реки Красноярки в Коксу. Было холодно, развели костер, выпили,
покушали, расслабились. Стало теплее и на душе радостнее. И вот пришло
время палатки, туда я застелил 60-миллиметровый поролон, пару пенок и
два одеяла-спальника – получилось просто царское ложе. Поспали просто
отлично.
Следующий день был непохож на предыдущий, потому как мы все немного
загорели и вдоволь позанимались сексом с Серегиным Эскудиком, который
имел неосторожность поехать через болотце по колее и сел на мосты. На
это джиперское занятие мы потратили часа три. А что же было там, за
болотцем, мы так и не узнали. И тут случилось страшное - на нас напал
клещ. В силу неосторожности его отпустили на все 4-е стороны прямо на
поляне (не ездите туда, он до сих пор там).
Выехали на трассу и двинули в Усть-Коксу. Усть-Кокса мне понравилась.
Там все русские. Парочка отделанных сайдингом коттеджей с яркими
черепичными крышами также радовали глаз и повышали настроение.
Фактически не въезжая в Усть-Коксу, переехали мост через Катунь и стали
подниматься по ее течению вверх. Катунь в этом месте совсем другого
цвета, нежели в Чемальском районе, прозрачная, красивая.
Целью нашего путешествия была деревня Кайтанак. Когда-то, кто-то
рассказал Сереге, что в окрестностях этой деревни существует Богом
забытый Кайтанакский перевал, с которого открывается незабываемый вид на
вершины заснеженных гор (фото 4). В этот день Хонда Домани прошла
боевое крещение и стала женщиной. Передний привод, скажу я вам, не тема
для того, чтобы лазать по перевалам, где дорога ведет круто вверх,
перемешиваясь с булыжниками и небольшими овражками. Метров, может быть,
на 400 вверх мы забрались. Насиловать Хонду больше не хотелось, поэтому
все четверо загрузились на Эскуду и достигли вершины перевала. Вид,
конечно, открылся шикарный. Вокруг сколько хватает глаз – снежные
хребты. Красотища неописуемая. Там надо быть! Одно омрачило настроение –
дорога с перевала уходила дальше в неизведанные таинственные места,
которые очень захотелось открыть для себя. Может быть, еще предстоит
туда вернуться.
У Коли в машине завелся сверчок! Как показало вскрытие – одна и точечных
сварок в задней части Хонды лопнула и скрипела на кочках.
В этот день мы остановились на реке Тюгурюк. Прямо перед мостом через
реку нужно повернуть направо и ехать до самого конца. Там есть уютное
место для стоянки, скрытое для посторонних глаз. Вокруг хвойный лес и
огромные замшелые камни, шумит река и цветут цветочки. В этот день мы
посидели хорошо. Водку закусывали консервами, а горячий сваренный на
газовой плитке гарнир вперемешку с тушенкой казался кушаньем с
королевского стола. Еще одной приятностью явилось наличие неподалеку
кустов смородины, обеспечившей нам ароматный чай с костра.
Следующий день мы открыли фотосессией местных видов и флоры. А потом
снова сели и поехали обратно. Перед мостом через Катунь заехали в
местный ботанический сад. Ощутили уют и спокойствие. Если вам надоела
повседневная суета, серые лица, городской шум – вам дорога именно туда,
там тепло, безветренно и симпатично.
Остановились на ночевку недалеко от деревни Анос на берегу Катуни, а
потом – домой, домой. Обратный путь мы проделали по иной дороге, нежели
когда ехали в Усть-Коксу. Попался хороший вид с перевальчика.
Собственно на этом почти заканчивается повествование.
Может быть, стоит упомянуть о том, что из Усть-Кана мы решили ехать не в
сторону Онгудая, а через Беш-Озек, с выездом на М-52 в районе Черги.
Сначала дорога была капец, жуть, машины тряслись будто в смертной
агонии, а потом случилось чудо! Мы вдруг выехали на хай-вей еврокласса,
по две полосы в каждую сторону и почти с идеальным покрытием. Да-да, не
верилось, что в таком запердолье может быть такая дорога, но она есть.
Почти до Черги мы летели со скоростью 140 км/час. Судя по всему, это
есть участок трассы, которая соединит Сибирь с Китаем. Скоро и мост
новый через Катунь в районе Усть-Семы начнут строить…
Итоги путешествия:
Отдохнули хорошо! Посмотрели новые места, забыли о городских проблемах и
светофорах. Один момент разве что негативный, мы каждый день ехали по
несколько часов, а два дня из пяти так вообще часов по 6-7, это немного
напрягает, устаешь все-таки.
В общем, Алтай ждет нас и скоро мы его посетим. Пора наконец-то съездить на юг Телецкого.
|