3D Панорамы - Горный Алтай Знакомство с Горным Алтаем Зарубежный туризм В рюкзаке... Теплоход "Пионер Алтая" Весь Горный Алтай... Фотографии Алтая Экскурсии по Горному Алтаю Где остановиться ? Путеводитель по Республике Алтай Видео Горного Алтая Интересные места Горного Алтая Часто задаваемые вопросы... Карты Республики Алтай Веб камеры Сибири-ОНЛАЙН Музыка в дорогу Новости Республики Алтай Описания объектов (с картами) Горный Алтай с вертолета... Приключения на Алтае... Юг Телецкого 17-23 июля 2011 Юг Телецкого 21-26 июля 2010 Пограничная зона Уникальный Алтай Населенные пункты Горного Алтая Информация о сайте Экспедиции на Алтай Доска объявлений Контакты Поиск попутчика на Алтай Это интересно...
Регистрация     |     Войти



Православный крест на месте Чулышманского Благовещенского мужского Монастыря

Монастырь возник по инициативе барнаульского купца Афанасия Григорьевича Малькова – одного из основателей Улалинской женской общины.
В ноябре 1862 г. Мальков начинает продвигать идею о «заведении» мужского монастыря на Чулышмане. Он убеждает власти, что в нем заинтересована Алтайская духовная миссия, при этом он ссылается на записку «состоящего при миссии иеромонаха Саровской пустыни Иоанна», которая была составлена в 1859 г. и подана обер-прокурору Синода. В ней подчеркивалось, что члены миссии живут порознь, по целому году не общаясь между собой. Поэтому миссии необходимо иметь «центральное место в виде приюта». В нем, по мнению иеромонаха, могли бы найти приют и кров, вновь прибывшие на Алтай миссионеры, "а также помощь и пособие на первых порах". Из этой же обители должна была вестись и противораскольническая деятельность.



Мальков возбудил ходатайство об уступке под монастырь «пустолежащих земель» близ Телецкого озера. Организация монастыря была признана желательной в целях распространения «христианства и цивилизации», поэтому земли были уступлены.
 
«Из имеющегося в чертежной Управления Алтайского округа плана усматривается, что участок под монастырь отведен на реке Чулышмане в 36 верстах от устья. Площадь его равняется 3858 дес. 576 кв. саж., из коих удобной — 3000 дес. 214 кв. саж.».
 
«Пустолежащими» земли были только в казенных бумагах. В действительности свидетельства путешественников указывают на плотную населенность Чулышманской долины алтайцами. Следовательно вопрос остается открытым – каким именно образом земля досталась монастырю. Тем не менее право пользования землёй было оформлено необходимыми юридическими актами.
 
Монастырь охватывает всю Чулышманскую долину и долину Башкауса и ставит живущих там алтайцев перед необходимостью выбора: или убираться из долины, или платить монастырю аренду. Алтайцы вынуждены были остаться, так как выселиться из Чулышманской долины можно было ближе всего только в долину реки Чуй, бедную пастбищами и удобными землями.
В результате монастырем были введены следующие расценки:
-  за право поставить юрту в этих долинах алтаец должен был платить монастырю 1 руб. в год;
-  за право посеять ячмень — 1 руб. за пуд высеянных семян;
-  за пастьбу крупного скота — 25 коп. с головы, мелкого—5 коп.;
-  за копну накошенного сена— 10 коп.;
-  за право пользования лесом— 1 руб. в год.
Если алтаец занимался хлебопашеством, он платил монастырю одну десятую часть урожая под видом руги.
 
Руга, в старину отсыпной хлеб дававшийся в виде жалованья духовенству, позже руга выдавалась и деньгами. Монастыри и церкви, получавшие ее, называли ружными.
 
В 1864 г. русским императором Александром Вторым высочайше утверждается с миссионерской целью Чулышманский Благовещенский общежительный мужской монастырь.
У Алтайской миссии не было «людских ресурсов» для пополнения братии монастыря поэтому Мальков взял на себя и «привлечение» в обитель людей. Его попытка оказалась неудачной и в мае 1866 г. выяснилось, что те 10 человек, подписку которых Мальков представил в Святой Синод, как лиц, «обещавшихся поступить в число братии Благовещенского Монастыря», - на поверку оказались людьми женатыми, и многосемейными.
После этой неудачи Мальков едет в 1866 г. в европейскую часть России и привозит из Саровской пустыни иеромонаха Платона, из Оптиной пустыни - инока (впоследствии иеромонаха Варсонофия) и монаха Михаила, из Никифоровской пустыни - иеромонаха Сергия и с «Афонской горы» - монаха и двух послушников.
Кроме вышеназванных, на Чулышман прибыло еще 15 мирян из разных мест.
 
Что потом случилось с ними, с монастырем в целом, документы умалчивают. Согласно одним источникам, все постройки обители были уничтожены пожаром. Другие же утверждают, что и построек в обители никаких не было, а были лишь амбары и меновая торговля, заведенная Мальковым с местным населением. Во всей этой истории с монастырем, ясно одно - в связи с отсутствием жилья, братия, привезенная Мальковым, разошлась, и почти никто из прибывших на Чулышман в 1866 г. так ни разу и не появился в отчетных документах монастыря.
К примеру, в 1870 г., из 22 человек приехавших на Алтай с Мальковым в 1866 г., в списках монастыря фигурировали только двое – представители из Оптиной пустыни, иеромонах Варсонофий и монах Михаил.
Ни настоятель монастыря, архимандрит Владимир, ни его наместник, архимандрит Макарий в это время в монастыре не жили.
Вместе с двумя оптинскими монахами, как явствует из документов, в обители жил только иеромонах Смарагд, (впоследствии миссионер Урсульского стана Алтайской миссии), да два послушника, одним из которых был барнаульский купец – Ефим Яковлевич Шеин.
 
В середине 70-х начале 80-х гг. XIX века, обитель по-прежнему продолжала испытывать острую нехватку в насельниках. Более того, ее покинули даже те, кто жил раньше: ушли послушники, уехал иеромонах Смарагд. И в обители остались только иеромонах Варсонофий и монах Михаил.
К этому времени (1879год) и относится первоначальное строительство здания монастыря у устья реки Чулышман в урочище Карагай.
В начале 80-х гг., из монастыря уходит и Михаил. В нем остаётся лишь Варсонофий. Это был незаурядный человек. Живя в одиночестве, в тяжелейших жизненных условиях, он занимался пчеловодством, писал и публиковал в сборниках Вольного экономического общества свои записки об опытах по пчеловодству в Чулышманском монастыре. Благодаря его самоотверженности, верности монашеским обетам, монастырь в трудное, кризисное время не закрылся, а продолжил свое существование.
 
По причине подтоплений монастырь несколько раз переносится. Так, в 1899 г. был перенесен на четыре версты выше по реке, в 1901 г. монастырь переносится еще на десять верст от Телецкого озера и окончательно располагается на правом берегу реки Чулышман в устье реки Кайру.
 
По условиям жизни монастырь был одним из самых суровых в России. Солнце лишь ненадолго появляется здесь из-за скал и то, летом.
«Приятно побывать, погостить у нас несколько дней, но жить здесь жутко даже нам, инокам», - так говорила братия о своем монастыре. Это было место для великого уединения, для истинно монашеской пустыннической жизни и, конечно, проповеди.
Постепенно у монастыря появляются своя мельница, толчея, дегтярная печь, печь для обжига кирпичей, большое молочное стадо и маслобойня, разводятся свиньи, птицы, сады и огороды.
 
В 1921 г. все хозяйство и постройки монастыря были конфискованы советской властью и переданы коммуне «Свободный труд».
Сегодня от монастырских построек остались фрагменты фундаментов.
 
На месте монастыря установлен поклонный крест.

 
В память о Чулышманском Благовещенском монастыре в селе Балыкча поставлен храм (молильный дом) Благовещения Пресвятой Богородицы.

Рисунок: Молильный дом Благовещения Пресвятой Богородицы в селе Балыкча
Категория: publ, Остальное |
15-02-2012, 09:32
Просмотров: 6189

Комментарии:

Оставить комментарий


Расстояния дорог Алтая
От:
До:
Через:
  • Акай Кине сообщил о переносе даты ритуала, посвященного "принцессе"
  • Бердников и Тулеев подписали важные соглашения об экономическом сотрудничестве
  • В Горно-Алтайске проходит III-й съезд медиков-травматологов
  • Автолюбители-экстремалы покорили нехоженые прителецкие горы
  • Американский климатолог призвал алтайцев готовиться к экстренным погодным изменениям
  • Глава Минтранса РФ высоко оценил работу правительства Горного Алтая по устранению последствий паводков
  • На совете старейшин не обсуждался вопрос о перезахоронении "алтайской принцессы"
  • На Алтае начнут развивать новое направление экотуризма
  • Кремль призвал алтайских политиков к взаимопониманию
  • Врио Республики Алтай Александр Бердников осмотрел важнейшие строящиеся объекты региона
  • Карта сайта ® 2011-2014
    При использовании материалов необходимо наличие прямой индексируемой ссылки на первоисточник