Монастырь
возник по инициативе барнаульского купца Афанасия Григорьевича Малькова –
одного из основателей Улалинской женской общины.
В ноябре 1862
г. Мальков начинает продвигать идею о «заведении» мужского монастыря на
Чулышмане. Он убеждает власти, что в нем заинтересована Алтайская
духовная миссия, при этом он ссылается на записку «состоящего при миссии иеромонаха Саровской пустыни Иоанна»,
которая была составлена в 1859 г. и подана обер-прокурору Синода. В ней
подчеркивалось, что члены миссии живут порознь, по целому году не
общаясь между собой. Поэтому миссии необходимо иметь «центральное место в виде приюта». В нем, по мнению иеромонаха, могли бы найти приют и кров, вновь прибывшие на Алтай миссионеры, "а также помощь и пособие на первых порах". Из этой же обители должна была вестись и противораскольническая деятельность.
Мальков
возбудил ходатайство об уступке под монастырь «пустолежащих земель» близ
Телецкого озера. Организация монастыря была признана желательной в
целях распространения «христианства и цивилизации», поэтому земли были
уступлены.
«Из
имеющегося в чертежной Управления Алтайского округа плана усматривается,
что участок под монастырь отведен на реке Чулышмане в 36 верстах от
устья. Площадь его равняется 3858 дес. 576 кв. саж., из коих удобной —
3000 дес. 214 кв. саж.».
«Пустолежащими»
земли были только в казенных бумагах. В действительности свидетельства
путешественников указывают на плотную населенность Чулышманской долины
алтайцами. Следовательно вопрос остается открытым – каким именно образом
земля досталась монастырю. Тем не менее право пользования землёй
было оформлено необходимыми юридическими актами.
Монастырь
охватывает всю Чулышманскую долину и долину Башкауса и ставит живущих
там алтайцев перед необходимостью выбора: или убираться из долины, или
платить монастырю аренду. Алтайцы вынуждены были остаться, так как
выселиться из Чулышманской долины можно было ближе всего только в долину
реки Чуй, бедную пастбищами и удобными землями.
В результате монастырем были введены следующие расценки:
- за право поставить юрту в этих долинах алтаец должен был платить монастырю 1 руб. в год;
- за право посеять ячмень — 1 руб. за пуд высеянных семян;
- за пастьбу крупного скота — 25 коп. с головы, мелкого—5 коп.;
- за копну накошенного сена— 10 коп.;
- за право пользования лесом— 1 руб. в год.
Если алтаец занимался хлебопашеством, он платил монастырю одну десятую часть урожая под видом руги.
Руга, в
старину отсыпной хлеб дававшийся в виде жалованья духовенству, позже
руга выдавалась и деньгами. Монастыри и церкви, получавшие ее, называли
ружными.
В 1864 г.
русским императором Александром Вторым высочайше утверждается с
миссионерской целью Чулышманский Благовещенский общежительный мужской
монастырь.
У Алтайской
миссии не было «людских ресурсов» для пополнения братии монастыря
поэтому Мальков взял на себя и «привлечение» в обитель людей. Его
попытка оказалась неудачной и в мае 1866 г. выяснилось, что те 10
человек, подписку которых Мальков представил в Святой Синод, как лиц,
«обещавшихся поступить в число братии Благовещенского Монастыря», - на
поверку оказались людьми женатыми, и многосемейными.
После этой
неудачи Мальков едет в 1866 г. в европейскую часть России и привозит из
Саровской пустыни иеромонаха Платона, из Оптиной пустыни - инока
(впоследствии иеромонаха Варсонофия) и монаха Михаила, из Никифоровской
пустыни - иеромонаха Сергия и с «Афонской горы» - монаха и двух
послушников.
Кроме вышеназванных, на Чулышман прибыло еще 15 мирян из разных мест.
Что потом
случилось с ними, с монастырем в целом, документы умалчивают. Согласно
одним источникам, все постройки обители были уничтожены пожаром. Другие
же утверждают, что и построек в обители никаких не было, а были лишь
амбары и меновая торговля, заведенная Мальковым с местным населением. Во
всей этой истории с монастырем, ясно одно - в связи с отсутствием
жилья, братия, привезенная Мальковым, разошлась, и почти никто из
прибывших на Чулышман в 1866 г. так ни разу и не появился в отчетных
документах монастыря.
К примеру, в
1870 г., из 22 человек приехавших на Алтай с Мальковым в 1866 г., в
списках монастыря фигурировали только двое – представители из Оптиной
пустыни, иеромонах Варсонофий и монах Михаил.
Ни настоятель монастыря, архимандрит Владимир, ни его наместник, архимандрит Макарий в это время в монастыре не жили.
Вместе с двумя
оптинскими монахами, как явствует из документов, в обители жил только
иеромонах Смарагд, (впоследствии миссионер Урсульского стана Алтайской
миссии), да два послушника, одним из которых был барнаульский купец –
Ефим Яковлевич Шеин.
В середине 70-х
начале 80-х гг. XIX века, обитель по-прежнему продолжала испытывать
острую нехватку в насельниках. Более того, ее покинули даже те, кто жил
раньше: ушли послушники, уехал иеромонах Смарагд. И в обители остались
только иеромонах Варсонофий и монах Михаил.
К этому времени (1879год) и относится первоначальное строительство здания монастыря у устья реки Чулышман в урочище Карагай.
В начале 80-х
гг., из монастыря уходит и Михаил. В нем остаётся лишь Варсонофий. Это
был незаурядный человек. Живя в одиночестве, в тяжелейших жизненных
условиях, он занимался пчеловодством, писал и публиковал в сборниках
Вольного экономического общества свои записки об опытах по пчеловодству в
Чулышманском монастыре. Благодаря его самоотверженности, верности
монашеским обетам, монастырь в трудное, кризисное время не закрылся, а
продолжил свое существование.
По причине
подтоплений монастырь несколько раз переносится. Так, в 1899 г. был
перенесен на четыре версты выше по реке, в 1901 г. монастырь переносится
еще на десять верст от Телецкого озера и окончательно располагается на
правом берегу реки Чулышман в устье реки Кайру.
По условиям жизни монастырь был одним из самых суровых в России. Солнце лишь ненадолго появляется здесь из-за скал и то, летом.
«Приятно побывать, погостить у нас несколько дней, но жить здесь жутко даже нам, инокам»,
- так говорила братия о своем монастыре. Это было место для великого
уединения, для истинно монашеской пустыннической жизни и, конечно,
проповеди.
Постепенно у
монастыря появляются своя мельница, толчея, дегтярная печь, печь для
обжига кирпичей, большое молочное стадо и маслобойня, разводятся свиньи,
птицы, сады и огороды.
В 1921 г. все хозяйство и постройки монастыря были конфискованы советской властью и переданы коммуне «Свободный труд». Сегодня от монастырских построек остались фрагменты фундаментов.
На месте монастыря установлен поклонный крест.
В память о
Чулышманском Благовещенском монастыре в селе Балыкча поставлен храм
(молильный дом) Благовещения Пресвятой Богородицы.
Рисунок: Молильный дом Благовещения Пресвятой Богородицы в селе Балыкча
|