Изучение наскальных рисунков Алтая ведется больше столетия, но даже сейчас, ни один исследователь не может с полной уверенностью определить точное число петроглифических памятников. Большинство рисунков, относятся к эпохе бронзы. Рисунки отражают сложный и длительный процесс исторического развития культуры охотников, скотоводов и кочевников Алтая. По мнению исследователей, наскальное искусство было связано с культом камней и гор. В долине реки Елангаш (Дьалангаш, Дъелангаш) находится самое известное и богатое место скопления наскальных рисунков.
Высказывается мнение, что рисунков может достигать 90 тысяч, а самым древним из них более 11 тысячи лет! Поля камней с рисунками протянулись на 18 километров по обоим берегам реки Елангаш, и до полутора километров в ширину. Наиболее распространенными сюжетами петроглифов являются олени, козлы, процессия быков, антропоморфные фигуры, верблюды, колесницы, борьба зверей и т.д. Рисунки выполнены в технике точечной выбивки и граффити.
На сегодня, учёными скопировано более 30 000 рисунков. Особенно целенаправленными и результативными были исследования Алтайского отряда ИИФФ СО АН СССР по изучению петроглифов Чуйской степи. Итогом 11 полевых сезонов, 1969 - 1979 годов, стало издание пяти сводных монографий, в которые вошло 14 000 скопированных рисунков. Ещё 15 000 рисунков Елангаша, хранятся в фондах Института этнографии (Санкт-Петербург) и ждут своей публикации. Наиболее часто звучат имена исследователей Елангаша: академик Окладников А.П. и Окладникова Е.А., этнограф Тощакова Е.М., профессор Кубарев В.Д.
Многие рисунки, найденные в долине Елангаш, это не отдельные изображения, а сцены из жизни.
Лучники держат в руках большие луки с натянутой тетивой, хорошо переданы форма кибити луков в виде буквы «М», что можно считать признаком рефлексирующих луков.
Самые информативные наскальные изображения находятся в верховьях реки, они были открыты в 1972 году, при проведении археологической разведки в Юго-Восточном Алтае. В устье ручья Турай, впадающего справа в реку Елангаш, на заглаженных ледником коренных выходах, сконцентрированы петроглифы эпохи бронзы. Среди них также отмечены скопления рисунков колесниц, быков, оленей, лошадей, козлов, верблюдов и всадников. Добрать в долину Елангаш и посмотреть наскальные рисунки можно только на полноприводном автомобиле. Река Елангаш берёт начало с покрытых вечными снегами склонов Южно-Чуйского хребта. Сначала необходимо добраться до села Ортолык, проехать село насквозь в направлении дороги на старый Бельтир (Кызыл-Маны), в самом начале бельтирской дороги будет хорошо накатанный поворот налево, с него и начинается дорога в долину Елангаш. Покрытие каменистое, нужно быть осторожнее с покрышками автомобиля. Проехав три стоянки, дорога выходит в водоводной трубе, служащей для орошения. Нужно переехать за трубу и двигаться в направлении линии гор, труба останется по правую руку, и некоторое время будет идти вдоль дороги. Здесь дорога несколько раз петляет и раздваивается, держитесь направления в сторону гор и не отклоняйтесь далеко от маршрута. "За трубой" дорога значительно ухудшается, несколько раз спускается к реке, идёт вдоль самого берега. В скором времени появится стоянка пастухов. Уже здесь можно попытать счастье в поиске рисунков, но число их незначительно. Лучше продолжать двигаться дальше. Но на пути придётся преодолеть несколько бродов, заболоченных участков. На пути встретится ещё два зимовья. Постоянно в них никто не живёт и можно остановиться на ночлег. У зимовий число рисунков очень велико. Переходя от камня к камню можно легко находить древние изображения. Далее последнего зимовья проехать очень проблематично, а ещё лучше сделать стоянку у зимовья в долине Елангаша.
|