Грот Куйлю
Административный район: Усть-Коксинский Туристический район: Катунские белки
|
Грот
Куйлю — это место, где прошлое перешагнуло в настоящее. Сакральные
обряды, которые исполнялись в течении пяти тысяч лет в гроте Куйлю,
остались изображениями на камнях. Больше 100 петроглифов, на которых в
основном животные и несколько изображений антропоморфных существ можно
увидеть на скалах грота.
Если вы идете к Белухе через перевал Каратюрек, вверх по реке Кучерла или спускаетесь по Кучерле от Кучерлинского озера,
не проходите мимо, сверните с тропы к гроту в урочище Куйлю. Здесь
можно прикоснуться к древней истории. Грот находится рядом с устьем
ручья Куйлю, примерно в шести километрах от второго кучерлинского моста.
Ориентиром может служить старое зимовье, оно расположено справа от
тропы, если подниматься вверх по Кучерле. Грот Куйлю находится слева от
тропы.
Сразу бросается в глаза большое количество наскальных рисунков.
Но грот это не просто писаница. Древние люди воспринимали пещеры, гроты,
как женское начало горы или вход в гору, дверь. Через эту дверь
"уходили" животные зимовать и затем "возвращались" весной. У каждого
рода была родовая гора. И когда-то естественное углубление в скале, грот
Куйлю (в переводе с алтайского — имеющий пещеру) выбрали древние люди
для исполнения ритуальных действий, моления родовой горе. Новосибирские
археологи провели раскопки непосредственно перед гротом и обнаружили в
земле предметы обрядовой деятельности и кости зверей, относящиеся к
периоду бронзового века (III-II тысячелетие до н.э), скифского времени
(7-5 в. до н.э), средневековья. Эти находки говорят о том, что грот был
писаницей-святилищем, где, по-видимому, проводились обряды "моления" о
хорошей охоте и приумножения промысловых зверей. Одной из частей обряда
было нанесение на скалу изображения животных, на которых велась охота.
Видимо похожий сценарий ритуала проигрывался в течение пяти тысяч
лет. Желая удачной охоты, люди наносили изображения зверей на скалу,
возможно, кололи эти изображения стрелами, наконечники которых были
найдены в слое земли перед гротом. На огне в ритуальной посуде
готовилось кушанье, его подносили хозяину горы или духу покровителю.
Глиняная посуда после или во время обряда разбивалась и раскидывалась.
Здесь же в гроте изготавливались обереги или атрибуты обряда, в земле
найдены кости животных, украшенные орнаментом.
Центральным
в гроте является вертикальный треугольный участок скалы. Это как бы
алтарь писаницы. Естественные трещины разделили скалу на разные сектора,
в которые вписаны отдельные петроглифы и сюжетные композиции. На
алтарной части наибольшее количество петроглифов. Изображения нанесены
одни на другие. Возможно, изображения на скале специально наслаивали
друг на друга чтобы усилить действие обряда. Или же имело значение
только нанесение рисунка на камень во время ритуала, а дальнейшая его
"жизнь" была не важна. В верхнем секторе "алтаря" находится изображение
двух маралух и антропоморфное существо около правой маралухи. Легенда о
двух маралухах рассказывает о том, что рождение приплода у оленей
происходит на небесах, там, где созвездия большой и малой медведицы (в
представлении древних людей — созвездия оленей). Рядом с правой
маралухой можно увидеть человекоподобное существо, сочетающее в себе
женские, мужские и ещё звериные и птичьи черты. Это, по-видимому,
древнейшее божество Азии, хозяин верхнего мира – громовник. В
композиции, вероятно, древние люди соединили верхний мир с земным, по
средствам маралух, образ которых присутствует в обоих мирах.
Петроглифы
доскифского времени. В северной части грота находится большое
изображение маралухи, под животом которой находятся козлик и птица.
Маралуху перекрывают изображения более мелких животных, сделанные позже.
Считается, что маралуха — одно из ранних изображений Великой Матери,
матери-прародительницы. Над головой маралухи находится веточка, как
продолжение рога. Это древнее изображение Мирового дерева. Мировое
дерево по представлению шаманов соединяет подземный, земной и небесный
миры. На скалах можно найти антропоморфные фигуры, которые изображали
скорее всего духов покровителей или шаманов.
Петроглифов,
относящихся к скифскому времени очень много. Изображения животных
выбиты точечной техникой. На скале можно увидеть маралов, козлов,
косуль. Некоторые из животных, пораженны метательным оружием.
О гроте Куйлю исследователи узнали в 1939 году после экспедиции,
возглавляемой представителем Российского общества туризма Владимиром
Ивановичем Шемелевым. Шемелев разрабатывал новые туристические маршруты
на Алтае. В 80-х годах прошлого века наскальные изображения
фотографировали и изучали последователи Н.К. Рериха, добившиеся открытия
музея Рериха
в селе Уймон. Затем археологи СО РАН во главе с Молодиным Вячеславом
Ивановичем 1988-1990 гг. провели раскопки площадки перед гротом.
До раскопок наскальные изображения перекрывались мощным слоем
земли (до 1,9 м.), который образовался примерно за пять тысяч лет. В
этом слое на разных уровнях были найдены предметы, причастные к
обрядовой деятельности людей. Обряды проводились в гроте Куйлю с III
тысячелетия до н.э. В слое земли, относящемся к бронзовому веку нашли
костяные наконечники стрел, кусочки разбитой керамической посуды. Вокруг
восьми очагов найдены останки костей животных: козла, барана, марала,
косули, кабарги, лошади, сибирского горного козла, коровы.
Больше всего грот как святилище посещался во времена скифов
(VII-III век до н.э). Скифы пройдя по Алтаю оставили
захоронения-курганы, давшие археологам бесценные находки. Это и Пазырыкские курганы, курганы на плато Укок, где была найдена "Алтайская принцесса", Царский курган недалеко от Сентелека.
В гроте Куйлю культурный слой земли, соответствующий скифскому
периоду или периоду раннего железа, содержал наибольшее количеству
находок: 26 прокаленных участков, соответствовавших древним очагам,
расколотые кости промысловых животных, кости с орнаментом, наконечники
стрел, большое количество черепков глиняной посуды, украшенной
орнаментом. Были найдены также бронзовый нож, бронзовое украшение,
осколок серпа, шило.
В слое средневековья снова присутствуют все перечисленные находки
— разбитые черепки, наконечники стрел, следы очагов и др. В этом слое
найдены также части металлических котлов, которые использовались для
приготовления ритуального кушанья. На скалах можно найти петроглифы,
соответствовавшие эпохе средневековья — схематичное изображение человека
в длинном халате.
После средневековья, ближе к нашему времени, народы, населявшие
соседние долины, верили, что в гротах живут сверхъестественные существа,
духи. Возможно, подношения делались уже духу этого места. В слое земли,
соответствовавшем этому времени найдены кости, наконечник стрелы из
рога, зернотерка, фрагмент железного серпа.
Итак, ритуальные традиции, схожие по действию, переходили из
тысячелетия в тысячелетие, из века в век и дошли до нашего времени
изображениями на скалах и скрывавшимися в земле обрядовыми атрибутами в
гроте Куйлю. Грот дал уникальную возможность изучить не только
петроглифы, но и увидеть нанесения наскальных рисунков как неотъемлемую
часть сложного древнего ритуала.
|