Грот
Куйлу. Грот расположен в Усть-Коксинском районе на правом берегу реки
Кучерла в устье ручья Куйлу. Считается, что грот Куйлу – древний языческий храм.
Куйлу
имеет относительно небольшой размер: всего около 15 метров высотой и столько же
в ширину. Более полувека назад здесь были обнаружены наскальные рисунки древнего
человека. Более 100 таких рисунков выполнены в нише этого грота.
Изучением
рисунков грота Куйлу занимался известный алтайский искусствовед, исследователь
творчества семьи Рерихов Евгений Палладиевич Маточкин. В переводе с алтайского
«куйлу» означает «имеющий пещеру».
На первой
международной конференции, проходившей на Алтае в июне 1993 года, Евгений
Маточкин в докладе «Древние представления о мире в петроглифах грота Куйлу»
отмечал, что «даже на современного человека грот производит поразительное
впечатление уходящими винтообразно вверх каменными сводами».
Округлые
формы грота напомнили Евгению Маточкину формы гигантской маралухи (самки марала,
прим.), изобразительный образ которой выбит на северной скале. Здесь
она предстает в виде «рожающей маралухи – Матери всего сущего», из чрева которой
выходят птицы и звери.
На
треугольном камне в нише грота – алтарная композиция. В верхней ее части
находятся изображения двух маралух и синкретичного двуполого существа, что
исследователь связал с культом небесных оленей, распространенном у сибирских
народов. Двуполое существо может «вдыхать душу» - так было истолковано пятно
между пастью-клювом колдуна и мордой маралухи.
В среднем
ярусе камня изображены фигуры шаманов, а также животное, напоминающее медведя
(процесс перевоплощения шамана во время камлания). А изображенные фигуры маралов
в самом южном углу грота, как выяснилось, связаны с солнечным освещением: днями
осеннего равноденствия и летнего солнцестояния. Петроглифы грота Куйлу,
по-мнению Е. Маточкина, стали своеобразным календарем, в котором нашли отражения
реальные знания первобытного человека о сезонных явлениях природы, биологических
ритмах животного мира и первые астрономические наблюдения.
|