Важным моментом в изучении вооружения енисейских
кыргызов является определение уровня развития военного дела в
генетически предшествующую кыргызской таштыкскую эпоху. Особенно важны в
этом отношении сведения об оружии позднего этапа тапггыкской культуры
IV—V вв. К сожалению, даппые о вооружении населения Минусинской
котловины в интересующее нас время крайне фрагментарны 1.
В этой связи известный интерес представляют находки
последних лет, позволяющие дополнить сутцествующие представления о
воорулгвпии рассматриваемого времени.
Основная часть находок • происходит с местонахождения
Утух-Хая-Кисте, расположенного в пойме р. Ут, па низком левом берегу в
восточной части песчапых выдувов, с левой стороны от дороги с.
Усть-Табат — с. Большие Уты 2.
Местонахол{дение представляет собой останец древней
дневной поверхности длиной 13 м и шириной С—11 м, протянувшийся в форме
неправильного полуовала в направлении 103—СВ. На поверхности по всей
площади местонахождения обнаружены 7 отдельных скоплений находок и 2
кострища. Среди находок на поверхности и в заполнении кострищ выделяются
большое количество фрагментов толстостенных, слабо профилированных
сосудов с пояском орнамента треугольными вдавлениями по тулову (рис. 1,
5), а также кости домашних животных, среди которых преобладают ребра,
позвонки и кости конечностей овцы, коровы, лошади. Среди остальных
находок привлекают внимание орнаментироваппые лошадиные бабки, служившие
фигурами в метательной игре в кости (рис. 1, а — г), костяные (рис. 1,
3) п полезные (рис. 1, 7) подвески, костяные (рис. 2, 7—9) и железные
(рис. 2, 1—3) наконечники стрел, костяная свистунка от стрелы (рис.
2,10), оселок с отверстием для подвешивания (рис. 1,5), полезный крюк от
колчана. Западнее основного местонахождения вдоль полотна дороги найдеп
еще один железный наконечник стрелы и миниатюрный железный коленчатый
нож (рис. 1, 6).щ
Состав и особенности находок позволяют
охарактеризовать местонахождение Утух-Хая-Кисте как остатки разрушенного
ветровой эррозией культурного слоя поселения и ограничить время его
существования IV—V вв., в рамках таштыкской эпохи. Косвенным
свидетельством в пользу подобной интерпретации может служить и
территориальная близость его местонахождения от расположенного в 5 км
вниз по течению Чаатаса могильника Кёп-Кёзе, включающего тапгтыкские
погребальные
|