Алтайцы — народ, возрожденный к жизни советской
властью. Великая Октябрьская социалистическая революция освободила
алтайцев от цепей рабства и разбудила их народные силы, томившиеся в
течение многих веков то под гнетом различных азиатских ханов, то под
игом царизма. В результате практического осуществления
ленинско-сталинской национальной политики алтайцы в своей основной массе
были выделены в 1922 г. в Ойротскую автономную область, которая в 1948
г. была переименована в Горно-Алтайскую автономную область.
Алтайцы обитают в горах Русского Алтая. Они сложились в настоящее
время в единую народность, строящую и развивающую социалистическую
культуру.
Ленинско-сталинская национальная политика вывела алтайцев из
состояния нищеты, невежества и бесправия на путь социалистического
переустройства жизни. Всесоюзная Коммунистическая партия (большевиков) и
правительство Советского Союза, великий русский народ оказывают
алтайцам постоянно и систематически большую практическую помощь в
ликвидации их многовековой экономической, культурной и политической
отсталости. Теперь среди алтайцев безраздельно господствует
социалистический строй и основой народного хозяйства является
социалистическое животноводство.
До революции тюркоязычные племена Алтая (включая Кузнецкий Алатау) не
имели общего самоназвания, как не имели и единого языка. Они не
представляли собой единой народности. В этнографической литературе эти
племена обычно объединяли под общим именем «алтайцы». Они распадались на
ряд племенных и территориальных групп, говоривших на диалектах двух
алтайских тюркских языков. Расселение их на территории Алтая осталось
неизмененным до наших дней.
1. Собственно алтайцы, или алтай-кижи, обитают по долинам рек Катуни,
Урсула, Семы, Маймы, Чарыша, Кана, Песчаной и др. Большинство этих
племен сосредоточено в Онгудайском, Усть-Кан-ском, Усть-Коксинском,
Шебалинском, Эликмонарском и Майминском аймаках Горно-Алтайской области.
Еще в первой половине XVIII в. их кочевья распространялись на долины
рек бассейна Иртыша: Бухтармы, Нарыма и Курчума, а часть их ежегодно на
зиму переходила на левый берег Иртыша и кочевала по его притоку
Аблайкетке.
2. Теленгиты живут по долинам рек Чуй и Аргута.
3. Те лесы расселены по долинам рек Чулышмана, Башкауса и его притока Улагана. Наименование «телес» относится преимущественно к населению долины Чулышмана, а жители Башкауса именуются
Типы «алтай-кижи», или собственно алтайцев.
термином «улан». Телесы отдельными группами встречаются на р. Чуе у теленгитов и в бассейне Урсула.
4. Тубалары живут по рекам Большой и Малой Ише, Сары-Кокше, Кара-Кокше, Пыже и Уйменю в Чойском и Турочакском аймаках.
5. Челканцы (шелганы, или лебединцы) населяют долину р. Лебеди и преимущественно ее притока Байгола в Турочакском аймаке.
6. Кумандинцы расселены по р. Бии в Турочакском аймаке. Большинство
их живет по этой же реке в Старо-Бардинском и частично Солтонском
районах Алтайского края.
7. Тел еу ты обитают по р. Черге и долинам других мелких рек в
Шебалинском и в Майминском аймаках Горно-Алтайской области. Большинство
же их сосредоточено по рекам Большой и Малый Бо-чат в Беловском районе
Кемеровской области. Часть телеутов, почти совершенно обрусевших, живет и
в Чумышском районе Алтайского края по р. Чумышу.
8. Шорцы населяют бассейны рек Кондомы и Мрассы, а гакже верхнее
течение р. Томи в Кузнецком Алатау. В административном отношении эта
группа алтайцев входит в состав Кемеровской области. Небольшое
количество их проживает в Чойском и Турочакском аймаках,
Теленгиты.
Телесы, или улаганцы.
Тубалары.
где они до недавнего времени были известны как сеок (буквально — «кость»), т. е. род, Шор, или Чор.
Тубаларов, кумандинцев, челканцев и шорцев принято называть общим именем «северные алтайцы».
В русских официальных документах XVII и XVIII вв. и в описаниях
путешественников XIX в. алтайцы выступают под названиями «горные
калмыки», или «порубежные калмыки», даже «алтайские, или бийские,
Челка нец.
калмыки», а чаще всего, особенно телеуты, под именем «белые калмыки»,
в отличие от джунгаров, или «черных калмыков». Название «калмыки» было
совершенно неправильно приписано алтайцам русской администрацией в XVII
в., видимо, на основании внешнего физического сходства в типе алтайцев с
калмыками и сходства в кочевом образе их жизни. Отождествлять алтайцев с
калмыками никак нельзя, ибо калмыки — это западные монголы и говорят
они на монгольском языке, в отличие от алтайцев — тюрков, говорящих на
тюркских языках. Правда, некоторое время алтайцы официально именовались ойротами, но
по этому поводу необходимо заметить, во-первых, что термин «ойрот»
применялся к алтайцам неправильно, исторически необоснованно и,
во-вторых, что в широких массах алтайцев термин «ойрот» как этническое
наименование не привился. Этот термин неправилен по отношению к алтайцам
потому, что он представляет собой алтайское произношение термина
«ойрат», настоящее значение которого — западный монгол, или калмык.
Ойраты — это западная ветвь монгольского племени, т. е. западные
монголы, или калмыки, которые в первой половине XVII в. ушли из районов
Алтая в низовья Волги, где и стали известны под названиями
Телеут.
«волжские калмыки» и «астраханские калмыки». Часть их живет в
Восточном Туркестане и в западной Монголии (торгоуты, дербеты и др.).
Термин «ойрат» известен в литературе с XII в. Так тогда назывались
лесные охотничьи племена Саянского нагорья, говорившие на монгольском
языке. После распада монгольской империи Чингис-хана и ликвидации
владычества монголов в Китае (1368) монголы делились на восточных, или
просто монголов, и западных, называвшихся ойратами. С этого времени
термин «ойрат» окончательно закрепился за западными монголами. Тюркское
население, сталкивавшееся с ойратами, дало последним наименование
«калмак», или «калмык», которое вошло в русскую историческую и
официальную литературу. Таким образом слова «ойрат» и «калмык» получили
одинаковое значение.
Из всего сказанного видно коренное различие между монголоязыч-ными
ойратами — калмыками и тюркоязычными — алтайцами, а также полная
необоснованность применения термина «ойрот» к алтайцам. Правда, в XVII
в. и в первой половине XVIII в. алтайцы входили в состав Ойратского, или
Джунгарского, государства, но они не являлись его органической частью, а
были в нем на положении зависимых и угнетенных племен. Однако этот факт
нахождения алтайцев в политической и экономической зависимости от
ойратских ханов не дает основания называть алтайцев ойратами, или
ойротами.
Следует сделать еще замечание по поводу терминов «белые калмыки»,
которым в XVII и XVIII вв. называли телеутов, и «черные калмыки»,
который применяли к настоящим калмыкам, или джунгарам. Это различие в
наименовании калмыков привлекло внимание еще ученых XVIII в. Из них Г.
Миллер склонен был объяснить это различие цветом лица и различием языка.
Георги полагал, что телеуты получили название «белые калмыки» оттого,
что они жили вблизи гор, покрытых вечным снегом, а Григорий Спасский
думал, что это название «придано им для отличия их между собой, либо от
образа их жизни и преимущественной верности России одних перед другими:
ибо первые (т.е. белые калмыки, — Л. П.) имели постоянные жилища и
платили исправно ясак, а последние вели кочевую жизнь и частыми набегами
обеспокоивали как русские селенья так и самих белых калмыков». Миллер
был прав. Кроме очевидного различия в физическом типе телеутов, у
которых монголоидные черты выявлены слабо, что было отмечено нашими
соотечественниками уже в XVII в., тогда же была ясна разница и в языке
тюркоязычных телеутов и монголоязычных калмыков. В одном из русских
документов первой половины XVII в. из собрания Миллера говорится, как
служилые люди и их толмачи перекликались с подданными телеутского князя
Абака «черных калмыков языком» и «белых калмыков языком».
Возвращаясь к вопросу о различных наименованиях племен Алтая, следует
указать, что северных алтайцев в дореволюционной литературе называли
еще черневыми татарами. Исключение составляли шорцы, которых называли
либо кузнецкими татарами, либо мрасскими и кон-домскими татарами по
наименованию рек Мрассы и Кондомы, в бассейне которых шорцы обитали.
Теленгитов называли в XVIII в. еще урянхайцами, либо урянхайскими
калмыками, что совершенно неправильно. Их называли также и чуйцами, по
имени р. Чуй, где они расселены.
|