| 
 Алтайцы — народ, возрожденный к жизни советской 
властью. Великая Октябрьская социалистическая революция освободила 
алтайцев от цепей рабства и разбудила их народные силы, томившиеся в 
течение многих веков то под гнетом различных азиатских ханов, то под 
игом царизма. В результате практического осуществления 
ленинско-сталинской национальной политики алтайцы в своей основной массе
 были выделены в 1922 г. в Ойротскую автономную область, которая в 1948 
г. была переименована в Горно-Алтайскую автономную область. Алтайцы обитают в горах Русского Алтая. Они сложились в настоящее 
время в единую народность, строящую и развивающую социалистическую 
культуру. Ленинско-сталинская национальная политика вывела алтайцев из 
состояния нищеты, невежества и бесправия на путь социалистического 
переустройства жизни. Всесоюзная Коммунистическая партия (большевиков) и
 правительство Советского Союза, великий русский народ оказывают 
алтайцам постоянно и систематически большую практическую помощь в 
ликвидации их многовековой экономической, культурной и политической 
отсталости. Теперь среди алтайцев безраздельно господствует 
социалистический строй и основой народного хозяйства является 
социалистическое животноводство. До революции тюркоязычные племена Алтая (включая Кузнецкий Алатау) не
 имели общего самоназвания, как не имели и единого языка. Они не 
представляли собой единой народности. В этнографической литературе эти 
племена обычно объединяли под общим именем «алтайцы». Они распадались на
 ряд племенных и территориальных групп, говоривших на диалектах двух 
алтайских тюркских языков. Расселение их на территории Алтая осталось 
неизмененным до наших дней. 1. Собственно алтайцы, или алтай-кижи, обитают по долинам рек Катуни,
 Урсула, Семы, Маймы, Чарыша, Кана, Песчаной и др. Большинство этих 
племен сосредоточено в Онгудайском, Усть-Кан-ском, Усть-Коксинском, 
Шебалинском, Эликмонарском и Майминском аймаках Горно-Алтайской области.
 Еще в первой половине XVIII в. их кочевья распространялись на долины 
рек бассейна Иртыша: Бухтармы, Нарыма и Курчума, а часть их ежегодно на 
зиму переходила на левый берег Иртыша и кочевала по его притоку 
Аблайкетке. 2. Теленгиты живут по долинам рек Чуй и Аргута. 3. Те лесы расселены по долинам рек Чулышмана, Башкауса и его притока Улагана. Наименование «телес» относится преимущественно к населению долины Чулышмана, а жители Башкауса именуются Типы «алтай-кижи», или собственно алтайцев. термином «улан». Телесы отдельными группами встречаются на р. Чуе у теленгитов и в бассейне Урсула. 4. Тубалары живут по рекам Большой и Малой Ише, Сары-Кокше, Кара-Кокше, Пыже и Уйменю в Чойском и Турочакском аймаках. 5. Челканцы (шелганы, или лебединцы) населяют долину р. Лебеди и преимущественно ее притока Байгола в Турочакском аймаке. 6. Кумандинцы расселены по р. Бии в Турочакском аймаке. Большинство 
их живет по этой же реке в Старо-Бардинском и частично Солтонском 
районах Алтайского края. 7. Тел еу ты обитают по р. Черге и долинам других мелких рек в 
Шебалинском и в Майминском аймаках Горно-Алтайской области. Большинство 
же их сосредоточено по рекам Большой и Малый Бо-чат в Беловском районе 
Кемеровской области. Часть телеутов, почти совершенно обрусевших, живет и
 в Чумышском районе Алтайского края по р. Чумышу. 8. Шорцы населяют бассейны рек Кондомы и Мрассы, а гакже верхнее 
течение р. Томи в Кузнецком Алатау. В административном отношении эта 
группа алтайцев входит в состав Кемеровской области. Небольшое 
количество их проживает в Чойском и Турочакском аймаках, Теленгиты. Телесы, или улаганцы. Тубалары. где они до недавнего времени были известны как сеок (буквально — «кость»), т. е. род, Шор, или Чор. Тубаларов, кумандинцев, челканцев и шорцев принято называть общим именем «северные алтайцы». В русских официальных документах XVII и XVIII вв. и в описаниях 
путешественников XIX в. алтайцы выступают под названиями «горные 
калмыки», или «порубежные калмыки», даже «алтайские, или бийские, Челка нец. калмыки», а чаще всего, особенно телеуты, под именем «белые калмыки»,
 в отличие от джунгаров, или «черных калмыков». Название «калмыки» было 
совершенно неправильно приписано алтайцам русской администрацией в XVII 
в., видимо, на основании внешнего физического сходства в типе алтайцев с
 калмыками и сходства в кочевом образе их жизни. Отождествлять алтайцев с
 калмыками никак нельзя, ибо калмыки — это западные монголы и говорят 
они на монгольском языке, в отличие от алтайцев — тюрков, говорящих на 
тюркских языках. Правда, некоторое время алтайцы официально именовались ойротами, но 
по этому поводу необходимо заметить, во-первых, что термин «ойрот» 
применялся к алтайцам неправильно, исторически необоснованно и, 
во-вторых, что в широких массах алтайцев термин «ойрот» как этническое 
наименование не привился. Этот термин неправилен по отношению к алтайцам
 потому, что он представляет собой алтайское произношение термина 
«ойрат», настоящее значение которого — западный монгол, или калмык. 
Ойраты — это западная ветвь монгольского племени, т. е. западные 
монголы, или калмыки, которые в первой половине XVII в. ушли из районов 
Алтая в низовья Волги, где и стали известны под названиями
 Телеут. «волжские калмыки» и «астраханские калмыки». Часть их живет в 
Восточном Туркестане и в западной Монголии (торгоуты, дербеты и др.). Термин «ойрат» известен в литературе с XII в. Так тогда назывались 
лесные охотничьи племена Саянского нагорья, говорившие на монгольском 
языке. После распада монгольской империи Чингис-хана и ликвидации 
владычества монголов в Китае (1368) монголы делились на восточных, или 
просто монголов, и западных, называвшихся ойратами. С этого времени 
термин «ойрат» окончательно закрепился за западными монголами. Тюркское 
население, сталкивавшееся с ойратами, дало последним наименование 
«калмак», или «калмык», которое вошло в русскую историческую и 
официальную литературу. Таким образом слова «ойрат» и «калмык» получили 
одинаковое значение. Из всего сказанного видно коренное различие между монголоязыч-ными 
ойратами — калмыками и тюркоязычными — алтайцами, а также полная 
необоснованность применения термина «ойрот» к алтайцам. Правда, в XVII 
в. и в первой половине XVIII в. алтайцы входили в состав Ойратского, или
 Джунгарского, государства, но они не являлись его органической частью, а
 были в нем на положении зависимых и угнетенных племен. Однако этот факт
 нахождения алтайцев в политической и экономической зависимости от 
ойратских ханов не дает основания называть алтайцев ойратами, или 
ойротами. Следует сделать еще замечание по поводу терминов «белые калмыки», 
которым в XVII и XVIII вв. называли телеутов, и «черные калмыки», 
который применяли к настоящим калмыкам, или джунгарам. Это различие в 
наименовании калмыков привлекло внимание еще ученых XVIII в. Из них Г. 
Миллер склонен был объяснить это различие цветом лица и различием языка.
 Георги полагал, что телеуты получили название «белые калмыки» оттого, 
что они жили вблизи гор, покрытых вечным снегом, а Григорий Спасский 
думал, что это название «придано им для отличия их между собой, либо от 
образа их жизни и преимущественной верности России одних перед другими: 
ибо первые (т.е. белые калмыки, — Л. П.) имели постоянные жилища и 
платили исправно ясак, а последние вели кочевую жизнь и частыми набегами
 обеспокоивали как русские селенья так и самих белых калмыков». Миллер 
был прав. Кроме очевидного различия в физическом типе телеутов, у 
которых монголоидные черты выявлены слабо, что было отмечено нашими 
соотечественниками уже в XVII в., тогда же была ясна разница и в языке 
тюркоязычных телеутов и монголоязычных калмыков. В одном из русских 
документов первой половины XVII в. из собрания Миллера говорится, как 
служилые люди и их толмачи перекликались с подданными телеутского князя 
Абака «черных калмыков языком» и «белых калмыков языком». Возвращаясь к вопросу о различных наименованиях племен Алтая, следует
 указать, что северных алтайцев в дореволюционной литературе называли 
еще черневыми татарами. Исключение составляли шорцы, которых называли 
либо кузнецкими татарами, либо мрасскими и кон-домскими татарами по 
наименованию рек Мрассы и Кондомы, в бассейне которых шорцы обитали. 
Теленгитов называли в XVIII в. еще урянхайцами, либо урянхайскими 
калмыками, что совершенно неправильно. Их называли также и чуйцами, по 
имени р. Чуй, где они расселены.
 |