Село Балыктуюль расположено в Улаганском районе на пр. берегу
р. Большой Улаган в 15 км от устья, в месте впадения в неё речки Арагол.
Балыкту-Jул (Балыктуюл) р., н. п. Улаг. р-на. Алт. балыкту — имеющий рыбу, с рыбой; Значение апеллятива jул
мало знакомо алтайскому населению области (оно известно теленгитам в
значении «ложок с водой; урочище»), поэтому для географических имен с
данным компонентом существует множество объяснений, в правильности
которых можно сомневаться.. Балыкту jул — букв. река с рыбой, рыбный
омут. Население. По переписи 2010 года составляло 1346 человек. Туристское значение. В нескольких километрах, находятся знаменитые Пазырыкские курганы.
Комплекс захоронений был изучен в 20-м веке и дал название целой
культуре, которую выделяют археологи. Находки из них ныне экспонируются в
Эрмитаже (древнейший в мире ворсовый ковер, колесница и др.). В самом селе на фоне разваливающегося двухэтажного здания сельсовета гордо высится красно-коричневого цвета всадник - памятник алтайским чабанам.
По рассказам жительницы села:
"Памятник
сделали чабанам совхоза. В советские времена было очень сильно развито
скотоводство, и наши чабаны всегда занимали первые места в СССР. Детей
чабанов отправляли отдыхать в Москву, большие города, и давали
бесплатные путевки на санатории. В общем, памятник не именной, а общий,
всем чабанам". Ещё одна особенность Балыктуюля - красивый, вновь отстроенный деревянный храм Великомученика и целителя Пантелеймона. Храм обложен кирпичом. Балыктуюльской средней школе принадлежит сказочный яблоневый сад в долине Чулышмана: в нескольких десятках километров от высокогорной лесотундры - долины Чулышмана. Неподалеку от устья реки Арагол, в нескольких километрах, найдена древняя оросительная система.
История.
В 1928 году, похоже, не заморачиваясь над датой основания Балыктуюля,
издатели справочника населённых пунктов Сибирского края поставили цифру
1765 г., как и Улагану. Вот почему-то устроила их эта дата! Излюбленная
фраза для «научности» этой цифры следующая – «когда были присоединены к России южные территории Алтая».
Понимай, как хочешь. Вот когда, тогда и… В общем, вопрос с датой
основания - открытый. Проще рассказать о тех, кто и чем жил в этих
местах. Жили теленгиты (так отмечено в справочнике), а скорее – телесы. По сообщению Ивана Николаевича Михайлова во 2-й Чуйской волости особенным чванством и заносчивостью, до изгнания эксплуататоров алтайцев, отличался зайсан Семен Юлуков (сын Мандая, правил около 10 лет, до 1898-1899, смещён за жестокость Дюди из рода Ак-Кöбöк),
живший в Балыктуюле. Юлуков заставлял алтайцев, не доезжая полверсты до
его дома, снимать шапку и проезжать мимо зайсанского дома с обнаженной
головой и обязательно шагом. Зайсан под видом родственников держал
более 30 батраков. Юлуков давал своим сородичам овец. Взявший овец мог
пользоваться частично шерстью овец и заколоть для еды одну; однако за
это он пас круглый год зайсанских овец, стриг с них шерсть и катал
войлок (кошму), из которого только одна треть, а в лучшем случае
половина, оставалась у него, а остальное шло зайсану. С.Юлуков имел
около 800 коров, 80 табунов лошадей (по 12—15 лошадей в табуне),
большое стадо маралов. Он ежегодно скупал и продавал (русским купцам
Тренихину, Обобкову и др.) 400—500 быков, причем покупал быков телятами
по 1 рублю за теленка, а взрослых продавал по 20 рублей. Юлуков вел
большую торговлю с Китаем. Туда он отправлял целые караваны с маральими
рогами, которых он ежегодно снимал на несколько десятков тысяч рублей.
Караван обслуживали его работники под руководством каравановожатого
Петра (из сеока Сагал). Из Китая караван привозил шелк, посеребренную
сбрую, различные ткани и изделия, китайскую водку, табак. У зайсана Семена Юлукова труд алтайцев на помочи
был организован следующим образом. Все съехавшиеся косить разбивались
на группы по родам, например группа Оргончылар (т.е. рода Оргончи),
Саалдар, Иркиттер, Мундустар и т. д. В каждой родовой группе был
руководитель (башчы). Руководитель помочи,
обычно близкий родственник зайсана, отводил для каждой родовой группы
определенный участок покоса с заданием выкосить его к вечеру.
Зайсан во время работы объезжал свои обширные покосы и раскуривал с
каждым башчы трубку, прося постараться. Огромнейшие покосы Юлукова
выкашивались таким образом в один день. Вечером устраивалось угощение.
Варили мясо, пили вино. Богачи (баи) в работах на помочи не участвовали.
Они посылали косить своих работников, а сами приезжали вечером на пир.
Подобного рода помочи Юлуков устраивал и при съемке и варке маральих
рогов. Каждый род, входящий в состав зайсанства Юлукова, обязан был
ежегодно приносить первого убитого кем-либо из членов рода зверя
зайсану. По материалам С. А. Токарева, этот зайсан «заставлял, например,
приносить ему от каждого сомона (участка,
подведомственного демичи) в год по лисице. Ему же каждое хозяйство
должно было ежегодно давать определенную часть заготовленного сена
(по-видимому, это относится к населению, кочевавшему поблизости…» Интересно по этому поводу прочитать поэму знаменитого алтайского писателя Павла Васильевича Кучияка "Зажглась золотая заря". В 1899 г.
на средства Алтайской духовной миссии и с помощью миссионеров и местных
жителей была построена церковь во имя Святого Великомученика и целителя
Пантелеймона. Освящена епископом Бийским 24 июля 1899 г. Определённое участие было
оказано упоминаемым выше зайсаном Семёном, отец которого, бай Юлук,
крестился одним из первых на Алтае и который сам ревностно содействовал
миссионерской проповеди.
14 марта 1905 г. Указом
Священного Синода в селе был открыт миссионерский стан, миссионерская
школа и приют для детей. В школе детей обучали грамоте, церковному
пению, ремеслу. Жители получали медицинскую помощь. В 1908 г.
строительство было закончено. Строительством руководил Тринихин. Был
также построен дом для священника и различные постройки. Одной из
главных святынь храма до революции была икона Святого Великомученника и
целителя Пантелеймона, привезенная из святой горы Афон (Греция). В 1924 г.
в окрестностях и с. Балыктуюль во всех сельских Советах области были
организованы кресткомы (крестьянские комитеты обществ взаимопомощи). В 1926 г.
в Балыктуюле был лечебный пункт, лавка общества потребителей, районный
исполнительный комитет, почтовое агентство. Согласно списку, в урочище
было 43 двора, в которых проживало 66 мужчин и 52 женщины. В 1929 - 1939 гг. был закрыт и частично разрушен храм, купола были заменены обычной крышей. В 1957 - 58 гг. в помещении старой церкви образован клуб. В 1968 г. клуб преобразован в складское помещение для зерна. 13 ноября 1980 г.
был открыт памятника-мемориала в с. Балыктуюль Улаганского района,
посвященного воинам-землякам, павшим в Великой Отечественной войне.
Памятник выполнен в бетоне скульптором П. Елбаевым, над проектом работал
художник И. Ортонулов, архитектор М. Епишев. Был также создан
краеведческий музей трудовой и боевой славы совхоза "Советский Алтай",
который просуществовал до 1993 г. в стенах бывшей Пантелеймоновской
церкви. Музей «Пазырык» в Улагане является преемником этого сельского
музея. В апреле 1993 г. в селе вновь
организованная приходская община, которой ни боевой, ни трудовой славы
уже было не нужно, обратилась к администрации совхоза с просьбой вернуть
верующим здание храма. 7 августа 1993 г. в
Пантелеймоновской церкви стали совершаться богослужения. Храм
восстанавливался общими усилиями жителей всего Улаганского района. 6 августа 1997 г. храм был освящен Преосвященным Антонием, Епископом Барнаульским и Алтайским. В августе 2005 г.
здание церкви (предположительно - в результате поджога) сгорело.
Прихожане очистили пепелище, возвели новый фундамент, и новое
строительство началось весной 2006 года. Уже осенью церковь открыла свои
двери. При храме открыта воскресная школа, где дети обучаются Закону
Божьему, церковному песнопению и получают первичное музыкальное
образование. Богослужения проводятся на двух языках: церковнославянском и
на алтайском. В настоящее время Балыктуюль является центром православной жизни Улаганского района. Культура. В разговорах местных жителей Балыктуюля есть ряд особенностей. В частности ажу
в их понятии - «это высокий перевал, выше и длиннее, чем арт, с высоким
подъемом и долгим спуском, может быть покрыт лесом, но бывает и
безлесным». Айан - «это поляна без бугров на
высокогорье среди леса, имеет обычно круглую форму площадью до одного
гектара. На айанг'е растет трава, там косят, может расти и кустарник». Меес у них обозначает «поляну среди леса далеко в горах, меес может быть на любой стороне горы: южной или северной». Арт — углубление между горами, невысокий перевал у них «гораздо меньше ажу и по высоте и по ширине». Ачык —
«это дорога с горы, по обеим сторонам которой лес. Ачык может
начинаться не с самой вершины горы. Бывают простые ачык'и и узкие (узун
ачык). Узун ачык тянется 5—6 км, ширина его от 40—50 до 400—500 м.
Простой ачык в два раза меньше». Jик - «лог, который в два-три раза меньше, чем кобы». В Балыктуюле каjу называют
возвышения, как правило, в двухстах и меньше метрах от берега реки; они
могут быть очень длинными (10 км), чаще всего располагаются параллельно
реке (суудынг кырындагы кажат). «Капчал очень похож на jарык, обе стороны ущелья крутые и скалистые. Это водное ущелье, редко бывает безводным». Кырланг - «длинное
узкое возвышение небольшой высоты (не выше 20 метров), длина его
достигает одного километра, наименьшая длина — 100, 500 метров». Ойбок
- «Так называют углубление на низком месте, если смотреть на это место
издалека, то углубление незаметно; оно обычно бывает вровень с низиной.
Весной в ойбоке бывает немного воды, потом вода высыхает. По размеру
ойбок встречается до одного гектара». Ойым – «это
углубление на высокой горе, расположенное ближе к подошве и по
протяженности уступающее ойык». Котловины небольших размеров на склонах
гор (до одного гектара), где часто бывают зимовки, теленгиты н. п.
Балыктуюл называют туземик (др.-тюрк, туз — ровный, плоский) «Учар
— это очень высокая гора на берегу реки, где почти никогда не бывает
человека, даже охотник туда не ходит, только птицы долетают; это очень
крутая гора, которую можно сравнить с рогами коровы, даже снег здесь
зимой редко удерживается из-за крутизны». В с.Балыктуюль, раньше разрешалось уносить с аржана домой воду только в тажуурах — кожаных орнаментированных флягах. Знаменитые жители. В селе родился (15.03.1933) и жил график,
живописец, член Союза художников России (1971), Заслуженный художник
России (1982), Народный художник Республики Алтай (2004) Игнат Иванович Ортонулов.
Потомок древнего алтайского рода он использует традиции народного
искусства, его сложный символический язык для создания образов глубокого
философского содержания. Живопись И.И. Ортонулова востребована, его
работы находятся в фондах алтайских музеев, в частных коллекциях.
|