|
|
|
|
Дорога по Чуйскому тракту
|
Все
автодороги на Алтай начинаются с Бийска. Там перед нами лягут три
дороги - Чуйский тракт, который проходит через весь Алтай с
северо-запада на юго-восток, дорога, ведущая на Телецкое озеро - к
Артыбашу или Бийке и уходящая на восток и третья - направляющаяся на юг,
к Белокурихе, и, мимо нее к Усть-Канской степи . Город очень прост для
проезда - приближаясь со стороны Барнаула проезжаешь мимо гаишного
поста, дальше дорога подходит к городу, спускаясь к центру с горы с
левым поворотом. Однако, если вы собираетесь попасть на Телецкое озеро -
нужно свернуть влево прямо перед гаишным постом на входе в город.
Разбитая дорожка пойдет через дачи и километра через 4 (как мне
помнится), закончится Т-образным перекрестком, где нужно повернуть влево
и идти на Турочак. Более подробное описание дороги на Телецкое. Если же
нам нужно попасть в самое сердце Алтая - мы должны проехать через город
прямо на мост через Бию, и далее пройти в направлении Горно-Алтайска на
Чуйский тракт, либо почти сразу после моста в городе повернуть вправо
на Белокуриху, следуя указателям. При описании дорог Алтая в первую
очередь нужно говорить о Чуйском тракте. Эта дорога на всем своем
протяжении представляет из себя асфальтированное шоссе (на самом юге вам
может пока еще встретится пара крохотных кусочков гравийки), найти на
нем бензоколонку не составляет труда - они встречаются через каждые
30-50 км (как и вышки сотовой). Основные отрезки такие:
1.
Бийск-Горно-Алтайск - чуть меньше 100 км - отличное широкое шоссе, на
котором почти всегда у вас будет возможность подъехать к Катуни, которую
хоть и не видно с дороги за густыми деревьями, но она всегда будет
находиться справа от Вас, не удаляясь более чем на пару километров.
Обычно, направляясь из Новосибирска на Алтай, удобно бывает остановиться
на завтрак на Катуни где-нибудь между Верх-Катунским и Сростками. Река
здесь более-менее спокойная, равнинная, и в ней вполне можно искупаться.
Где-то за деревней Долина Свободы справа за рекой уже отчетливо
начинают вырисовываться предгорья Алтая - дорога в первый раз прижмется к
реке и житель Западной Сибири обязательно почувствует намек на что-то
неуловимо-южное во всей окружающей обстановке. Район
Маймы-Горно-Алтайска с его сутолокой я всегда стараюсь проскочить как
можно быстрее, чтобы вскоре за указателем на аэропорт почувствовать
наконец, что доехал до начала Алтая.
2. Горно-Алтайск-Усть-Сема -
эти 55 км летом приходиться проезжать в сплошном потоке отдыхающих, и
потому по-настоящему насладиться видом широкой, изобилующей порогами
реки можно только в начале мая и в середине сентября - когда по мнению
тех, кто привык ездить на Алтай летом "не сезон". Здесь много населенных
пунктов, все и вся работает на туризм и потому, увы, природа все дальше
и дальше уходит от этих мест, уступая их рекламе и эрзац-культуре. А
потому мы продолжаем свой путь дальше, вдоль по тракту, а не подалёку
проходит порог Турбинный, который очень сильно привлекает каякеров со всей планеты.
3.
Усть-Сема - Шебалино- Семинский перевал. В Усть-Семе переезжаем Катунь и
со вздохом облегчения оставляем ее толпам туристов, ломящихся на Чемал,
теперь на дороге станет несколько поспокойнее, хотя до по-настоящему
пустынных мест нам еще гудеть и гудеть мотором много-много часов. Места
вокруг пойдут довольно красивые, но мне здесь всегда сильно не хватает
большой реки - и Чергушка с Семой никак не способны восполнить этот
недостаток. До Камлака летим по красивому сосновому бору, с тем, чтобы
распрощаться с соснами в этой деревне надолго - южнее мы увидим только
кедр. Черга, Мыюта, Шебалино, невысокие сопки, поросшие лиственным лесом
- берзой и осиной, дорога здесь очень извилиста, за деревней Топучая
начинается подъем на перевал Семинский.
4.
Семинский-Чике-Таман. На Чуйском тракте находятся два перевала -
Семинский - более высокий, крутой (УАЗик не желает лезть на него на
третьей), поросший кедрачем, на нем бывает удобно остановиться - чуть не
доехав до верха свернуть влево к скальным выходам - там летом все
утопает в цветах, ближе к скалам заросли лишайника, очень напоминающего
ягель и бадана - травянистого растения, сухие прошлогодние листья
которого употрбляются как чай. Там же можно найти и маралий корень -
сильное тонизирующее средство. Чике-Таман ниже, но он выглядит уже как
"настоящий" - тут будут вам и серпантины и пропасти, и, хотя УАЗ и
вытягивает его на третьей, но на поворотах на скорости 60 его кренит
так, что ощущения острее, чем на 125 где-нибудь под Бийском (а 125 на
УАЗе - это не фигушки воробышкам). Между перевалами - около 60-70 км
довольно прямой хорошей дороги по широким ущельям с горами, не
изобилующими древесной растительностью. Здесь, возле Туэкты от Чуйского
тракта вправо уходит дорога на Усть-Кан (см. ниже). В Онгудае (он
останется где-то внизу в узкой долине) можно заправиться. В Туекте
будьте осторожны - стоит КПП и гаишники здесь занимаются особым
промыслом - на машине без опрознавательных знаков обгоняют и сбрасывают
скорость до 30, ожидая, что ты обойдешь их по встречке. Правда,
удовлетворяются 100 р на четверых, и тут же сматываются, должно быть к
ближайшему ларьку.
5. Чике-Таман - Акташ. Около 130км, здесь
скучать точно не придется, спустившись с перевала, вскоре за Купчегенем
въезжаем в узкую долину Катуни - в глубоком ущелье она покажется слева
от дороги и вскоре подойдет вплотную - начнутся прижимы. Перед Иней
Катунь течет несколько в стороне от дороги, а перед въездом в поселок мы
переедем на другой ее берег. Справа внизу виден висячий мост прежнего
чуйского тракта - к нему можно спуститься из поселка пешком - он
построен в 1934 году и по нему еще вполне можно прогуляться. После Ини,
километров через 5 Катунь резко уйдет в сторону от дороги, а ее место
займет Чуя - устье хорошо просматривается с холмика справа от дороги -
летом река мутновато-коричневая и по цвету сильно отличается от
сине-зеленой Катуни. На 716-м километре от Новосибирска стоит подойти к
берегу - здесь находится очень красивый порог, который я открыл для себя
совершенно случайно. Как выяснилось, имя ему - Турбинный.
Можно
постоять на карнизе над самой водой. Следующее место, которое не стоит
пропускать, если вы первый раз на Алтае - Белый Бом - особенно хорошо
скала просматривается от Чуи, если проехать чуть вперед по шоссе. Перед
Акташем в первый раз покажутся на минуту вечные снега Северо-Чуйского
хребта. Прямо на входе в Акташ слева есть заправка. Если собираетесь
ехать в дебри - заправляйтесь по полной и наберите в канистры - на
пониженной в горах машина жрет как зверь - в среднем литров 50 на сотню
для Уаза. В Акташе полно магазинов, есть пекарня и хлеб купить не
проблема - запасайтесь. Здесь же есть переговорный пункт - в том же
белом здании что и пожарка, на улице, отходящей перпендикулярно тракту
по направлению к хорошо видимому за деревней ущелью, справа по ходу. Эта
улица вам пригодиться, если соберетесь на Чулышман. В
последнее время, правда, переговорный - это не актуально - даже из
Чуйской степи можно звонить с сотового, причем очень дешево. Вышки
сотовой сразу бросаются в глаза и как только вы оказываетесь в прямой
видимости от одной из них - сигнал, принимаемый телефоном становится
лучше, чем в центре Новосибирска.
6.Акташ
- Кош-Агач Вскоре за Акташем покажется Северо-Чуйский хребет, но
по-настоящему он будет виден из Курайской степи. Курайская степь -
широкая слегка всхолмленная долина, ограниченная с северо-востока
Курайским хребтом, а с юго-запада - Северо-Чуйским. Северо-Чуйский
хребет - один из высочайших на Алтае, является так же и одним из
немногих центров оледенения. Описание дороги до ледников ущелья Актуру
на Северо-чуйском хребте. Где-то на самом въезде в курайскую степь на
820-м от Н-ска километровом столбе мы прикрепили бычьи рога - столб
теперь смотрится как викинг или футбольный фанат, если они там еще
висят, будете проезжать мимо - погудите. Примерно там справа от трассы
проходит цепь красивых холмов, с которых открывается замечательный вид
на Северо-Чуйский. Среди них очень удобное место для ночевки, и дров
полно. Параллельно Северо-Чуйскому, скрытый за его вершинами проходит
Южно-Чуйский хребет, который становится виден только при въезде из
Курайской степи в гораздо более плоскую и обширную Чуйскую степь,
по-видимому, представляющую собой ложе древнего озера. О путешествии к
его ледникам.
И
далее по ссылкам. Дальше до границы с Монголией дорога идет по Чуйской
степи, на высоте около 2000 м над уровнем моря. Здесь под ногами -
вечная мерзлота, а зимой обычны температуры -30-40, при этом снега
выпадает очень мало, и скот у населения и в декабре, если можно так
сказать "пасется" - растительность здесь крайне скудная, и местному
населению даже в горах приходиться использовать под покосы каждый клочок
земли, и выстригать ее чуть ли не ножницами, вывозят же сено по очень
опасным и сложным дорогам. Именно благодаря наличию этих "дорог" имеется
возможность пробиться на полноприводной машине высоко в горы - почти к
подножию ледников. Местное население очень трепетно относится к своим
покосам, поэтому, если соберетесь проезжать к хребтам, окружающим
Чуйскую и Курайскую степи, не съезжайте с наезженных путей.
|
Категория: load, Дороги Алтая
|
| 14-09-2012, 08:26 |
Просмотров: 9039
|
|
|
|
|
|
|