Минимальные системные требования - 4WD+раздатка+высокий клиренс. Рекомендуемые системные требования - УАЗ.
Курайский
хребет, проходящий почти параллельно Северо-Чуйскому заслуживает
посещения. Несмотря на то, что на нем немного ледников, это один из
самых высоких хребтов Алтая, да и по протяженности ему немного равных. С
него открывается великолепный вид на снежную цепь Северо-Чуйского и на
всю Курайскую степь, склоны его выше уровня лесов летом покрыты
цветущими альпийскими лугами. Такого количества и разнообразия цветов
мне не доводилось видеть нигде, разве что на Западных Саянах, но даже и
там было победнее. С Чуйского тракта на Курайский хребет довольно много
ответвлений, мы попали в свое время немного не в то ущелье, куда
хотелось, но, тем не менее, остались не в обиде, и теперь я хочу
поделиться с вами своими впечатлениями от той поездки в начале июля 2002
года. По всей вероятности, мы двигались вверх по ручью Таджилу, что
впадает в Чую километрах в десяти ниже Курая (см. раздел карты). Попали в
его долину мы так – доехали до Курая, развернулись, прошли по тракту
назад километра два, пересекли мостик и еще через около километра
повернули прямо к хребту по дорожке, ведущей по направлению к сперва
показавшемуся странным одинокому полуразрушенному зданию в два этажа у
подножия предгорий. Вблизи оказалось, что это здание было когда-то
командным пунктом танкового полигона – с его надстройки хорошо видны
расходящиеся веером следы гусениц, ведущие по направлению к горам. Около
этого домика пришлось включать раздатку и мост – метров через 100-200
дорога начинает подъем на склон хребта. Надо сказать, что на Курайском
хребте велись интенсивные геологические изыскания – следы из цепочек
шурфов, уродующие склон хребта хорошо видны с тракта. Через 10-15 минут
подъема, когда водитель ощущает себя скорее пилотом набирающего высоту
самолета, дорога уходит влево к лиственничному лесу. В лесу находится
зимовье пастухов, но летом все они живут выше – на летнем стойбище, до
которого нужно пересечь лес, выйти на горные луга, перебродить ручей, и
подняться еще метров на 100. От летнего стойбища мы поехали не по речке,
а выше и правее, туда, где дорогу пересекает журчащая под развалами
крупных камней невидимая река. Сейчас бы никто из нас и не задумывался,
пересекать ли это препятствие, но тогда опыта у нас было поменьше, и мы
решили остановиться и разбить лагерь, а не рисковать. С этой точки мы
уже гуляли пешком. Чуть ниже в склоне горы находятся три заброшенных
штольни – одна из них была настолько хорошо сохранившейся, что в нее
можно без особого риска залезть – правда, она очень неглубока, и
частично занята языком льда. Если же идти вдоль реки вверх, можно дойти
до очень красивых высокогорных лугов. Здесь растут маки, водосбор, выше –
все покрыто синими, белыми, голубыми фиалками, золотым корнем,
горечавками, и огромным множеством самых разных не менее красивых
цветов, названия которых все я и не смогу перечислить, но фото
обязательно приведу. Из-под крупных камней на прохожих постоянно
ругаются пищухи, и если очень захотеть, их можно увидеть, а при наличии
длиннофокусной оптики и заснять. В самой середине лета здесь запросто
может пойти снег, но погода в горах очень изменчива, и уже через полчаса
можно идти под ярким солнцем. Легко можно внезапно оказаться в середине
облака, которое вдруг перевалит к вам из соседнего ущелья. Вообще,
основным преимуществом Курайского хребта является доступность –
достаточно отъехать всего с десяток километров от тракта и окажешься на
2500 м над уровнем моря. Кроме того, здесь очень мало народа – то есть,
вообще никого. Разве только несколько местных пастухов. Поэтому при
недостатке времени или в качестве первого путешествия в горы я вам его
очень рекомендую. Напоследок, скажу, что на крутых склонах Курайского
хребта (как и на любых других) крайне не рекомендуется глохнуть, а если
заглохли – не пытайтесь поставить машину поперек склона – это все равно,
что в шторм ставить корабль бортом к волне, кончиться может столь же
печально, но зато, наверняка, более зрелищно. Перед тем, как лезть
вверх, убедитесь, что в баке не слишком мало топлива – на склоне оно
может перестать поступать в бензопровод, если уровень его был
недостаточен. Следите и за уровнем масла – его эти соображения тоже
касаются. Подготовьте пассажиров к возможной необходимости подкладывать
под колеса камни или, если вы очень дотошный человек, специальные
башмаки. Убедитесь, что ручник хорошо работает, и сразу перед подъемом
перейдите на самую низкую передачу, это облегчит работу мотора, а на
склоне переключать скорости – непозволительная роскошь. Старайтесь
объезжать крупные камни, чтобы не создать лишний крен автомобилю. На
спуске НИКОГДА не выключайте передачу, и спускайтесь на самой низкой,
полностью убрав газ. Если у вас есть основания полагать, что может
вылететь передача в раздатке или в коробке от большой нагрузки –
придерживайте рычаг рукой. И тогда вы поймете, что для высокого уровня
адреналина в крови вовсе не обязательно гонять по шоссе, достаточно
просто лезть на крутой и затяжной склон со скоростью черепахи. Для нас
именно поездка на Курайский хребет оказалась первой школой
автомобильного вождения в горах. Хотя, нужно отметить, что в детстве
отец возил нас на "москвиче" по горам Памира и Тянь-Шаня и не раз бедный
москвич форсировал совсем не предназначенные для него водные преграды и
скатывался с заглохшим мотором с крутых подъемов (которые неизменно
брал-таки на третий или пятый раз). И, видимо, это все же было хорошей
школой, потому, что до сих пор в условиях бездорожья отец остается
лучшим водителем чем я. Но именно с момента поездки на курайский хребет
начала неуклонно повышаться планка труднодоступности тех мест, которые
мы стали считать вполне подходящими для посещения на автомобиле.
|