Наиболее ранние следы культуры древнейших обитателей Алтая относятся к
первой половине II тысячелетия до н. э., т. е. к концу неолита, и
представлены здесь археологическими памятниками раннеафанасьев-ского
типа. Такие памятники обнаружены в нижних слоях древнего поселения в
устье р. Куюма (правый приток р. Катуни, Эликмонарский аймак). Есть
основания думать, что Горный Алтай был заселен значительно раньше, но
более ранние памятники человеческой культуры на Алтае пока не найдены,
так как поиски в этом направлении велись довольно слабо. Между тем
установлено, что в предгорьях Алтая человек жил 15—12 тыс. лет назад.
Исследования Г. П. Сосновского обнаружили у с. Сростки остатки лагеря
охотников поздней стадии палеолита, где в числе прочих находок была
особенно примечательна мастерская для выделки каменных орудий.
Первобытные охотники, жившие у Сросток, охотились на диких лошадей и
друтих животных. Они умели сооружать простые шалаши, знали употребление
огня, ели мясо в жареном виде, а одежду делали из шкур зверей,
раскраиваемых каменными режущими инструментами, сшивая их нитками из
сухожилий и употребляя вместо иголки костяную проколку.
Памятники раннеафанасьевского типа показывают, что главным занятием
древних насельников долины Катуни близ Куюма являлась охота на зверя, в
частности на козулю. Скотоводство у них еще не было известно, о чем
говорит полное отсутствие на поселении костей домашних животных, В то
время куюмцы пользовались каменными и костяными орудиями и умели лепить
от руки грубую глиняную посуду,
украшенную орнаментом в виде овальных ямок, выдавленных каким-то простеньким штампом.
Более поздние памятники афанасьевского типа, найденные в нескольких
пунктах Горного Алтая, свидетельствуют уже о значительном техническом
прогрессе в культуре первобытных обитателей Алтая. В это время здесь
зарождается скотоводство и начинают изготовляться путем холодной ковки
первые металлические орудия из меди, хотя большинство орудий труда еще
делалось из камня и кости (энеолит).
Судя по сохранившимся костным остаткам, отрытым в местах древних
поселений, основным занятием населения продолжала оставаться охота на
зверя, как крупного (козуля, марал), так и мелкого (лисица, заяц,
хомяк). Мелкого зверя и птиц били, видимо, при помощи лука и стрел. На
это указывают находки мелких каменных наконечников стрел. Крупного зверя добывали, вероятно, при помощи ловчих ям, облав и других первобытных приемов.
Возникающее скотоводство имело подсобное значение и сводилось к
разведению лошадей и овец, кости которых обнаружены в погребениях
Куюмского могильника. Трудно допустить, чтобы скотоводство развилось
здесь из приручения стад диких животных, так как природные услогия
данного района говорят против такого предположения. Скорее всего
домашний скот проникал сюда в результате связи населения с северной
приалтайской лесостепью и степью, где и могли быть приручены стада диких
лошадей и другие виды скота. Вспомним, что дикая лошадь была объектом
охоты в предгорьях Алтая в позднепалеолитическое время (палеолитические
стоянки у с. Сростки). Разведение лошадей и овец являлось делом более
легким и доступным, чем разведение крупного рогатого скота, так как эти
животные добывают сами себе корм не только летом, но и зимой из-под
снега.
В более раннее время была одомашнена собака, кости которой также найдены при раскопках.
Зарождающееся скотоводство преследовало цель получения мяса для пищи.
На это указывает оседлый характер поселений древних обитателей, в
хозяйственной жизни которых большее значение имела пешая охота, чем
скотоводство. Возможно, что первые скотоводы Алтая лошадью как средством
передвижения еще не пользовались. Первобытное скотоводство было весьма
ограниченным по размерам, так как прокормить большое количество скота на
подножном корму вблизи селения, в узких долинах Алтая, было невозможно.
В то же время в жизни первобытных насельников Горного Алтая
существенное значение имело собирание в пищу корней и стеблей съедобных
растений, а также кедровых орехов.
Орудия труда, выделывавшиеся из камня, преимущественно из кремня,
отличались достаточным совершенством. На Куюмской стоянке была найдена
мастерская таких орудий, среди которых удалось обнаружить как начатые,
так и законченные отделкой орудия, а также отходы от их производства в
виде многочисленных осколков. Кремень как поделочный материал
доставлялся сюда, видимо, из других районов, ибо месторождения его в
современном Эликмонарском районе отсутствуют.
Деревянные орудия того времени не сохранились.Но они, несомненно, были, потому что на умение обрабатывать дерево
указывают деревянные настилы из бревен в афанасьевских могилах.
Весьма важным техническим достижением в культуре насельников Алтая в
то время нужно признать изготовление орудий и предметов из меди. В одном
из погребений Куюмского могильника был найден медный нож с черенком для
насаждения на деревянную рукоятку. В погребениях на р. Урсуле были
найдены медные украшения: спиральные височные кольца, пластинки. Литье
медных изделий еще не практиковалось.
Глиняный сосуд из погребения афанасьевской культуры в Усть-Куюме.
Гончарная техника все еще была на низком уровне: горшки лепили
вручную, обжигали плохо. Отличительным признаком их является однородная
форма.
Применение в могилах афанасьевского типа рубленых бревен и коры
позволяет говорить о наличии оседлых жилищ, скорее всего землянок, с
небольшим срубом и крышей из жердей, покрытых корой.
В рассматриваемое время уже существовали религиозные представления.
Свидетельством этому служит определенный погребальный обряд. Хоронили
покойников обычно в одиночку, хотя известно и захоронение женщины с
ребенком; кроме того, отмечены редкие случаи парного погребения.
Хоронили покойника в скорченном положении, с согнутыми ногами, кладя его
на бок или на спину. С погребаемым клали горшок с пищей, яйцевидной
формы или плоскодонный с прямыми стенками,
Коллекции Горно-Алтайского музея.
некоторые орудия труда, украшения. Иногда покойника- либо обмазывали,
либо посыпали охрой, отчего костяк со временем окрашивался. Все это
указывает на наличие у насельников Алтая первобытных верований о
загробной жизни человека, представлявшейся, должно быть, по образцу
земной.
О социальном строе древнейших обитателей Алтая уверенно можно
сказать, судя по уровню развития производительных сил, описанному выше,
что это был первобытно-общинный строй. Как каменные орудия, так и лук и
стрелы и несовершенные медные орудия не давали возможности древним
алтайцам жить и охотиться индивидуально. Такой уровень развития труда
делал возможным существование человека в борьбе с природой и хищными
животными только при объединении людей в общины, состоявшие, видимо, из
родственников. Члены таких общин работали сообща. Разумеется, общий труд
приводил и к общей собственности на средства производства и на его
продукты. Здесь не было частной собственности на средства производства, за
исключением личной собственности на отдельные предметы быта, а может
быть и на некоторое оружие; не было ни эксплоатации, ни классов.
Могильный инвентарь погребений афанасьевского типа отличается бедностью и
однообразием, свидетельствующими об отсутствии имущественного
неравенства.
Но, несмотря на первобытное равенство и отсутствие эксплоатации,
между отдельными первобытными общинами на Алтае уже были распри и
вооруженные столкновения. Красноречивым свидетельством этого является
скелет из погребения по р. Ян-Улагану с каменным наконечником стрелы,
вонзившейся в спинной позвонок.
В середине II тысячелетия до н. э. на территории современных Западной
Сибири и Казахстана развивается более высокая культура, характеризуемая
памятниками андроновского типа. На территории Горного Алтая памятники
этого типа еще не найдены, но они обнаружены в ряде мест у предгорий
Алтая, например: у с. Красный Яр, близ г. Бийска, у д. Клепиковой, по
Оби, у с. Быстрый Исток, у д. Иконниково и в других местах. Население
приалтайских степей в это время жило уже оседло и разводило скот.
Скотоводство постепенно выдвигалось на первое место и носило пастушеский
характер. Возникло земледелие, стала известна пшеница, урожай которой
снимался при помощи бронзового серпа. Охота и рыболовство отступили на
второй план. В области первобытной металлургии «андроновцы» достигли
нового успеха. Они открыли бронзу, из которой стали изготовлять основные
орудия труда и оружие. Орудия и оружие из бронзы быстро вытеснили
каменные. Была открыта техника литья. В горах юго-западного Алтая велась
первобытная добыча медной руды и олова, необходимых для получения
бронзы. В этих дреи «их горных разработках и найдены орудия и предметы
андроновского типа (в Калбинском и Нарымском хребтах). В этот период,
как и в последующий, относящийся к началу I тысячелетия до н. э., на
Алтае и в прилегающих к нему степях полностью господствует
первобытнообщинный строй.
Отдельные, пока еще случайные находки предметов так называемого
карасукского типа на Алтае, относящиеся к следующему культурному этапу,
дают разнообразный ассортимент орудий и оружия: ножи, кинжалы, короткий
меч, наконечники копий, боевые топоры-чеканы, серпы, кирки и т. п. Эти
находки указывают не только на дальнейшее развитие древней металлургии
на Алтае, но позволяют говорить и о примитивном земледелии, о развитии
военного дела, об улучшении приемов обработки металлов. Бронзовые орудия
не выковывались холодной ковкой, а отливались в каменных формах;
рукоятки некоторых из них заканчивались фигуркой животного. Таким
образом в это время возникло и скульптурное литье. Развитие и
разнообразие выделываемого в карасукское время оружия отражает развитие
военного дела, которое в следующий период культурной жизни древних
обитателей Алтая, в связи с возникновением и развитием кочевого образа
жизни, превратилось в постоянный про мысел.
|