Конечно же,
требуются специальные исследования, которые смогут восстановить в полном
объеме мировоззрение и мифологию людей, чья жизнь и деятельность в
прошлом была связана с плоскогорьем Укок, однако некоторые их взгляды на
окружающий мир могут быть реконструированы достаточно точно и это имеет
не только теоретическое значение, но и практическое. Известно, что
нынешние жители Алтая впитали в свой духовный мир многое из того, что
было открыто их предками и, в первую очередь это касается представлений о
святости тех или иных явлений.
Многие ученые сейчас сходятся во
мнении, что устойчивая традиция каменных насыпей над захоронениями,
даже в тех местах, где использование камня сопряжено с немалыми усилиями
(например в степных районах), свидетельствует о том, что камень всегда
воспринимался особым образом. Это
"сгустки" земли, в которых мифологическое сознание могло вычитывать
силу и крепость Бога земли, они также могли быть ассоциированы со
структурной основой земли, ее "скелетом"; и наконец извергаемые при
ударе искры из камней связывались с представлениями об огненной природе
божества (во многом этому способствовали наблюдения за извержениями
вулканов); а далее через образ огня, цепь размышлений, видимо, приводила
древних людей к выводам, что жизнь человека, его душа может быть
заключена в камне.
Из этих представлений происходят множество
сказаний народов Евразии о происхождении человека от камня, об обращении
после смерти человека в камень, о том, что из камня произошел
первопредок рода. Наглядным примером таких представлений на Алтае
является первая гора - Бабырган, с которой встречается каждый
проезжающий по Чуйскому тракту. Это, согласно легендам, обратившийся в
гору богатырь, сын Хозяина Алтая.
Чуринги
- священные камни - известны еще со времен мезолита, и отмечаются
повсеместно. Таким образом, каменная наброска, и, тем более, крупные
камни на курганах, цепочки вертикально поставленных камней - балбалов
несомненно связывались в прошлом с сакральными представлениями. Видимо,
стремясь сделать насыпь выше, принося как можно больше камней (что
совсем не просто в условиях высокогорья Укока, особенно если учитывать,
что часть камней не местного происхождения и специально доставлялись к
местам захоронений), строители курганов усиливали масштабами кургана,
каменной наброской элемент святости.
Особую ценность представляли неотесанные камни. А. Голан считает,что "воплощением божества считались камни в их естественном виде, именно такие камни служили объектом поклонения". Такие
примеры на Укоке можно встретить практически во всех захоронениях. В
комплексе, получившем название Бертек-10, находящемся на левом берегу
реки Ак-Алаха, относящемся к 5-3 вв. до н.э., т.е. времени расцвета
пазырыкской культуры, параллельно восьми курганам располагается цепочка
из восьми вертикально стоящих балбалов, где просматривается ориентация
по линии восток-запад.
Это позволяет сделать предположение о
культовом характере этих сооружений, связанном с солярной символикой.
Линия балбалов совпадает с траекторией движения по небосклону
светила-божества - Солнца. Сами цепочки курганов в одной из красивейших
долин Укока - Бертекской с четкой метрикой межкурганных расстояний,
ориентацией по сторонам и связанностью с формами ландшафта - террасами,
речными излучинами, очертаниями гор, с одной стороны, говорят о развитом
эстетическом чувстве неведомых нам архитекторов, с другой стороны -
глубоко символичны.
Значение внутренней структуры курганов
Внутренняя
структура курганов также обладает глубокой, до конца не раскрытой
семантикой. Так, на Укоке археологами произведена раскопка захоронений
афанасьевской культуры (Бертек-33). Афанасьевская культура - вариант
энеолетической культуры, получившей широкое распространение в
Северо-Западной Монголии, Минусинской котловины, Туве и Горном Алтае.
Формирование ее связано с переселением на Алтай в IV тыс. до н.э.
раннескотоводческих племен протоевропеоидного вида. Типичным
конструкционным элементом курганов этой культуры является двойное
кольцо, выложенное из крупных камней вокруг могилы и забутованное
мелкими гальками и колотыми плитками.
Посредине кольца (курган N
1,Бертек 33) располагалась вымостка из мелких камней и колотых плит
прямоугольной формы, ориентированная по оси восток-запад. Под ней
располагалась могильная яма со смещенным по отношению к вымостке осью -
юг-запад-запад - север-восток-восток. Думается, не случайно совпадение
осей могилы и вымостки, образующих совместно восьмигранную розетку.
Символическое
изображение солнца, строгая "солярная" ориентация вымостки дает
основание предположить ее ритуальный характер, где видимо и совершались
заупокойные обряды, которые, скорее всего, были также посвящены
солнечному божеству. Вписанность двух наложенных друг на друга
прямоугольников (ромбов) в круг (кольцевая обкладка) находит свой аналог
среди известных графем еще времен палеолита.
Считается
установленным, что прямоугольник символизирует собой землю, а круг небо.
Таким образом, сам курган может трактоваться как заупокойный храм, где
одновременно отдавались почести и обращались мольбы к божеству Земли,
дающему силу и плодородие, и богу Неба, оплодотворяющему мать-Землю.
Поскольку эти элементы заупокойного культа повторялись с небольшими
вариациями и в других курганах, мы вправе считать памятники Укока
храмовыми комплексами, требующими изучения и постижения их семантики, не
менее глубокой, чем всемирно известные памятники Долины Царей в Египте,
Междуречья и т. д.
Соответственно, должно измениться отношение к
ним - их нужно беречь так же, как мы стремимся в настоящее время
сохранять храмы, исторические места, связанные с историей нашего
государства. Стоит только мысленно продлить границы нашей исторической
памяти далее Киевской Руси, и выяснится, что общие предки евразийских
степей связывают славянские и тюркские этносы. Все выше сказанное -
символика названия плоскогорья, представление о священной горе, символе
земных и небесных кочевий, целостное представление о мире, закрепленное в
обрядах людей, населявших эти места в древности - важно не только с
точки зрения их научной значимости как страниц прошлого, но и как
проявление живого процесса, духовного развития народов населяющих Алтай,
их мировоззрения, коренных ценностей.
|