3D Панорамы - Горный Алтай Знакомство с Горным Алтаем Зарубежный туризм В рюкзаке... Теплоход "Пионер Алтая" Весь Горный Алтай... Фотографии Алтая Экскурсии по Горному Алтаю Где остановиться ? Путеводитель по Республике Алтай Видео Горного Алтая Интересные места Горного Алтая Часто задаваемые вопросы... Карты Республики Алтай Веб камеры Сибири-ОНЛАЙН Музыка в дорогу Новости Республики Алтай Описания объектов (с картами) Горный Алтай с вертолета... Приключения на Алтае... Юг Телецкого 17-23 июля 2011 Юг Телецкого 21-26 июля 2010 Пограничная зона Уникальный Алтай Населенные пункты Горного Алтая Информация о сайте Экспедиции на Алтай Доска объявлений Контакты Поиск попутчика на Алтай Это интересно...
Регистрация     |     Войти



Новосибирск - Бийск - Майма - Онгудай - Акташ - т/б "Узун-Кель" (часть 2)


Как бы не было тут красиво, но сзади нас подгоняли свинцовые тучи с проблесками молний и
возникающей то тут, то там кисеей дождя. Зато впереди кое-где на склонах передвигались солнечные островки пролившегося между туч света. Значит вперед!

Он же только с другого фотоаппарата Космические пейзажи Сзади догоняет туча с грозой и молниями Зато впереди все прекрасно
В долину мы скатились быстро, минут за двадцать. Издалека разглядели возле стойбища оживление. В бинокль уточнили, что оживление производят два человека и некоторое количество животных - коз, овец, лошадей. Сначала подумали, что придется доехать прямо до них и возможно проезжать дальше через территорию стойбища. Но незадолго до строений, когда людей уже было видно невооруженным глазом, колея (в которую собралось большинство следов) повернула налево и в два захода перебросила нас через неглубокое в это время русло реки Аккол. Тут, прямо "на углу", стоял еще один загон, полный коз и овец. Все это богатство охранял пацаненок, смотря на нас во все глаза. Компанию ему составляли собаки. Спрашивать у него ничего не стали, общее направление задавали точки "WORLDSPIRIT". Но вот детали этого направления оказались достаточно неприятными …
Сначала крайне неприятная болотинка прямо сразу возле загона. Местами зеленая лужайка, правда, с окошками водички и, что самое плохое, с нечитаемой колеей. Точнее, на въезд колея-то есть, а вот где выезжает - непонятно. Пришлось брать ее по интуиции, затормозив Тирку сзади, чтобы дождался результата форсирования. Самое главное тут - не останавливаться. Проскочили и уже было пошли вниз по течению Аккола, при этом перескочив через неглубокое русло речки Богомуюс, но обнаружили, что выбранная нами колея ведет не в сторону одноименного речке перевала, а совсем в другую сторону. Пришлось развернуться. На часах без пяти четыре. Понимаем, что с таким темпом движения у нас есть все шансы заночевать сегодня где-нибудь в районе перевала. Но погода перестала грозить нам дождем и подобная ночевка нас не пугает, хотя конечно приятнее ночевать среди растительности, а еще лучше на берегу речки.
Дальнейший путь на перевал в принципе был не особо сложен. Об этом говорит и скорость, местами достигавшая 10-12 км/ч и это на наших фактически гражданских машинах. По дороге попадались высохшие русла ручьев, проверяющие геометрическую проходимость машин, но в основном это была вполне приличная сухая колея.
По долине все ездят как придется Череп коня вещего Олега Проверка геометрической проходимости И мы стали бить свою колею
Загон для скота в долине Аккола Козы и овцы
Примерно полпятого мы тормознули, чтобы дать машинам подостыть. Мы находились в урочище Бугымуиз и перевал фактически был уже на расстоянии одного броска и виден даже невооруженным глазом. Правда, вместо классического горного перевала, мы вновь увидели лишь пологое седло. О коварстве кажущейся идиллической картинки мы узнали лишь немного спустя. А пока, взявшись изучать поднимающийся перед нами перевал в бинокль, я обнаружил наверху какие-то отблески солнца, находившегося у нас за спиной. При внимательном рассмотрении я вынужден был прийти к мысли, что видимо вскоре на перевале нужно будет ставить светофор. Сверху, прыгая по камням спускалась светло-серая буханка. До встречи с ней было еще достаточно времени и мы по очереди рассматривали ее в бинокль.
Буханка навстречу На подходе к перевалу Бугымуиз Оглядываясь назад
Выдвинувшись вперед, с УАЗиком мы повстречались еще минут через пятнадцать. Видимо, в этих краях так принято, но при встрече мы сами, как и сидевшие в буханке люди, вышли друг другу навстречу, чтобы поприветствовать и поговорить. Это оказались алтайцы, ехавшие как оказалось, на покос. Сами они были из Джазатора и подобные вояжи для них не являются чем-то экстраординарным. Это еще раз говорит о том, что всяк оценивает мир по окружающей его действительности и к ней он приспосабливается наилучшим образом. Зато для остальных банальные тут вещи могут показаться чем-то из разряда героических поступков. И вспоминая старый анекдот, на какую бы гору ты не лез, надо быть готовым к тому, что на вершине тебя встретит какой-нибудь старичок, который там живет.
В процессе общения алтайцы заверили, что дальше ничего особо сложного не должно быть и, поглядев на наши машины, заверили нас, что мы пройдем. Ну, мы и пошли …
Согра - в моем понимании это верховое болото. Т.е. болото, находящееся не внизу, как этого следовало бы ожидать, а наверху, на склоне. С согрой впервые серьезно мы встретились как раз на подходе к Бугымуизу. Пологий с первого взгляда склон, заросший низкой травкой и изобилующий кочками, среди которых кое-где попадаются небольшие холмики из камней. То, что это именно болото, я понял только когда увидел, как из-под колес во все стороны брызгают фонтаны воды и это при том, что до сих пор мы ехали чуть ли не по полностью засушливой местности. В дополнении к этой замечательной картине, колея, которой мы старались придерживаться, начала растворятся в кочках и лишь едва угадывалась по чуть примятой траве. В экипаже чуть не наступила легкая паника. Остановили Вадима от дальнейшего передвижения по нашим неверным следам, а сами тем временем докатились без остановки до ближайшего выхода камней и, только взобравшись на него, встали для оценки ситуации. Штурман отправился разыскивать потерянные следы УАЗика, Вадим сзади также пытался прощупать альтернативный путь. Через некоторое время, посчитав, что путь найден, Тирка отправился вверх по склону. Мне же оставалось только развернуться бросками от одной кучи камней до другой и пробовать повторить путь, проделанный Террано. Выяснилось, правда, что в болоте теряются даже только что сделанные следы и, кроме того, второй раз по уже пройденному пути ехать опасно. Оставалось только определяться с направлением и, примерно его придерживаясь и слушая команды штурмана, проходить болото ходом.
Еще немного и, буксанув разок в чужих колеях и поскакав по каменным россыпям, мы наконец выезжаем на верхнюю точку перевала. Мы сделали это!
На подходе к вершине перевала И вот оно - седло Слева полностью осыпная гора На горизонте встают пики Южно-Чуйского хребта
Наши коники на вершине Бугымуиза Вот он - край Земли Вадим и обо на вершине перевала Дикая красота!
На краю Земли Мы сделали это! А наша дорога туда - за край Земли Документальное подтверждение
Перевал - это большое каменное поле, зажатое между возвышающейся слева кучей как будто свеженаваленных камней и скалами справа. Дальняя граница поля заканчивается обрывисто и выглядит как пресловутый край Земли. Совсем далеко, практически на горизонте, возвышаются пики Южно-Чуйского хребта. Дорога, изогнувшись, чиркает по краю поля и торопливо спускается вниз, туда где видны зеленые деревья и голубой рогалик озерка. Обычный в таких местах невысокий обо с парой ленточек. Делаем снимки всего вокруг и себя на фоне. Один камень в пирамиду обо - и нам уже пора.
Каменистое поле на перевале Начинаем двигаться вниз Дорогой это назвать сложно Голубой рогалик озера внизу
Дальнейшая дорога вниз вряд ли заслуживает подробного описания. Да, она сложна. Да, она камениста и извилиста, а после дождя еще и наверняка скользка и малопролазна. Но это дорога ВНИЗ. И пройдя перевал мы уже понимали, что сегодня такая дорога нам по плечу, мы готовы дойти до самого Джазатора и встать лагерем уже на его берегу. Да честно говоря, у нас и выбора-то особо не было ;) Ни одной сколь-нибудь подходящей для лагеря площадки нам не попалось вплоть до границы лесной зоны. Но добравшись до нее, мы двинули дальше, к реке. Взяв по дороге пару неплохих бродиков через Ильдегем и даже поковырявшись в грязи, но без особых последствий (у меня в очередной раз щелкнули, вставая на место, пружины, а Вадим уперся бампером в склон колеи) мы добрались до спуска непосредственно к реке. Спуск представлял собой крутую, градусов в 35-40, каменистую тропу, зигзагами сбрасывающуюся вниз. Хорошо видно было реку и дорогу на противоположном берегу. Спускались на пониженной L-ке и тормозах.
Эх, дорожки ... Скалы-останцы Еще один вид ЮЧХ А вот трактора тут не могут проехать
Мы спустились к границе лесной зоны На одном из категорийных участков Внизу виден Джазатор На предпоследнем повороте
Когда же спуск закончился и дорога вернулась в более-менее горизонтальное положение, у нас уже не осталось желания искать место для лагеря. Свернули на первую тропку в сторону Джазатора и, к своему удивлению, выбрались на полянку, уже служившую до нас поколениям туристов местом отдыха. Полянку одобрили с первого раза, распределили, кто и как будет стоять, выставили машины, разбили лагерь, приготовили ужин. За его поглощением нас и застала ночь. Итогом сегодняшнего дня стало прохождение 65 км по плато Укок за девять часов ходового времени, взятие двух красивейших перевалов и такие картины окружающего мира, вспоминая которые у нас будет захватывать дух.

28.08.08. Четверг. Дневка.

Стоянка на реке Джазатор.


Оглядевшись с утра на месте, выбранном вчера практически волею случая, мы еще раз подтвердили вчерашнее решение - дневка! Тем паче, что погода стояла отличная, рядом речка, дорога хоть и рядом, но за день по ней проехали только пару раз. Мы же, пользуясь солнцем, разбросали по окружающим кустам спальники и шмотки на просушку.
Пользуясь тем же солнцем, устроили легкую помывку, нагрев пару котелков воды. Нагретой воды хватало только на голову, а все остальное приходилось ополаскивать прямо в речке. Неподалеку на берегу стоял крепкий остов походной бани, но у нас с собой не было достаточно материала, чтобы соорудить стены.
Диспозиция лагеря Окружающие вершины Заготовка под баню Джазатор
Я же основное время уделил рыбалке. Понимая, конечно, что рыбачить-то надо было на плато в озерах и речушках, здесь, на Джазаторе, я пытался всего лишь реабилитироваться. Соорудил по описаниям и рисункам снасть для ловли хариуса и пытался поймать хоть что-нибудь. Рыба не клевала. Поменял место, взял испытанные блесны. Заброс за забросом, меняя темп проводки и направление. Рыба не клевала. Зато пожаловали трое молодых на конях. Без всякого приветствия спросили закурить. Видимо потому, что просить у меня выпить было как-то не с руки - у меня с собой кроме спиннинга ничего не было. Закурить у меня, правда, тоже не было - не курящий я был в тот момент. Разговор вследствие этого как-то не заладился. Они на меня некоторое время поглазели и переехали реку вброд прямо там, где стояли. Надо отметить, что подобным нахальством (если не сказать наглостью), отличаются только молодые алтайцы. А все алтайцы в возрасте от тридцати и старше обычно рассудительные и вполне мирные, вежливые люди, готовые помочь и посоветовать.
Рыба не клевала …
Пришлось идти в лагерь, подремать, потом готовить еду, переупаковывать шмурдяк, заправлять машину, потом ужинать и, конечно, трепаться обо всем, делиться впечатлениями и строить планы на будущее.
Вода Место обитания
 
29.08.08. Пятница. Под знаком брода.

Стоянка на реке Джазатор - поселок Джазатор (Беляши) - мост через Аргут - степь Самаха - стоянка в устье реки Коксу.


Собственно за вчерашний день мы по очереди сходили ногами до предполагаемого места переправы через Джазатор и убедились воочию, что он совсем неглубок. Нам действительно повезло с погодой, дождей не было уже длительное время и Джазатор, как и многие другие реки Алтая, находился в наиболее мелком состоянии. Вчера я в забродниках почти перешел его в поисках наиболее рыбного места, помешало только сильное течение, норовящее сбить с ног. Машина же находится в другой весовой категории и потому на ней переправиться должно было быть легче.
Сегодняшний день опять был ходовым, к тому же мы вчера отдохнули и потому встали рано, позавтракали, прибрали лагерь, упаковали машины и отправились в путь в районе девяти утра. Сначала спустились немного вниз по течению с целью найти место, которое на некоторых картах обозначено как брод, но если он там и был, то был давно и весь берег там уже зарос кустарником. Поэтому вернулись обратно до разведанного вчера места. Договорились с Вадимом, что будем снимать по очереди прохождение каждой машины, наметили ориентиры и, помолясь, двинулись. Сначала прошел я как более высокий, прошел абсолютно без проблем. Затем так же без проблем прошел и Вадим. Вода, конечно, была выше порогов, но на капот не захлестывала и даже невысокой Тирке едва закрыла бампер в самом глубоком месте. Но данная переправа, а особенно ее значимость в намеченном маршруте (с последствиями в случае непрохождения брода), лишний раз убедительно показала, что на экспедиционной машине в обязательном порядке должен присутствовать шноркель и должна быть проведена гидроподготовка. Видимо, пришла пора задуматься и над этим вопросом.
Место брода через Джазатор Слоненок пошел Тирка пошел На правом берегу
На противоположном, правом берегу Джазатора нас ожидала дорога. И пусть это была пыльная, ниже среднего качества щебенка, но на ней присутствовали в качестве признаков цивилизации верстовые столбы и вела она из одного населенного пункта в другой. Мы направились влево, вниз по течению Джазатора в одноименный поселок, который на картах еще почему то называется сочным словом "Беляши". Действительно ли там готовят беляши, мы так и не узнали до настоящего момента.
День был прекрасный, солнечный и на горизонте, где-то за селением Джазатор в синем небе светились белоснежные пики Катунского хребта. Машин навстречу было немного, но те, что были, внушали уважение.
Пыльная, каменистая, но все-таки дорога И трехосные ЗИЛы навстречу Все равно что подлодка в пустыне Со стороны - обычные русские дома
Перед самим поселком наш путь был прегражден шлагбаумом и нарядом пограничников из одного мужчины алтайской наружности и одной женщины из разряда "коня на скаку". Пограничники ничему не удивлялись, спокойно переписали нас в свои гроссбухи и отпустили с миром. Пытались узнать у них насчет заправки в Джазаторе - выяснили, что заправка есть, но там только 80-й бензин. Буквально через километр после погранпоста мы наблюдали и саму заправку - торчащая из земли труба с прикрученным шлангом и отдельно стоящий счетчик плюс куча желающих заправится вокруг. Все желающие - это УАЗики и пара мотоциклов. Сам поселок немаленький, в нем много свежих построек, есть магазины, погранотряд, администрация, начальная школа. В магазины мы в этот раз не попали, а мимо всего остального аккуратно проехали. Надо отметить особо, что за поселком, на возвышении стоит башня сотовой связи и есть МТС. Этим обстоятельством мы воспользовались, чтобы сообщить родным, что у нас все в порядке.
Выходящая из села дорога тут же распадается на множество причудливо переплетающихся дорожек и колей, среди которых трудно определить главную. Но на самом деле это не так важно, потому что все они в результате сходятся в одну. Эта одна немного петляет между деревьями, а затем круто поворачивает в сторону реки (теперь это уже Аргут после того, как в Джазатор влилась Ак-Алаха), где по неширокому деревянному мосту перебегает на ее левый берег. Примерно в месте этого поворота от дороги наблюдалось ответвление, двигаясь по которому, можно оставаться на правом берегу Аргута и добраться до устья Карагема. Но пока мы двинули через мостик в степь с протяжным названием Самаха.
Переехав мостик, справа открылись столь перспективные (как мне казалось) для рыбалки виды, что я не утерпел и тормознул всех, чтобы в очередной раз помочить снасти. Вадим в этот раз распаковывать свой спин не стал, и я кидал в гордом одиночестве. Кидал, правда, безрезультатно, как впрочем и во все остальные дни этой поездки в целом.
За время моих тщетных попыток мимо нас проехало несколько УАЗиков с алтайскими семьями, которые направлялись в степь. Уже потом мы сообразили и увидели воочию, что в степи находится множество летников/зимников и большая часть из них используется и поныне.
Такова основная картинка поселка Джазатор Есть и более неряшливые постройки Вышка МТС И расходящиеся во все стороны дорожки за селом
А это уже Аргут и его бело-молочная вода, видимо после впадения Ак-Алахи Очередные попытки Художественное фото
Времени было всего лишь около часа дня и потому мы пустились дальше, надеясь за сегодняшний день проехать если не всю степь вдоль и поперек, то хотя бы бОльшую ее часть. Буквально через пару километров от места рыбалки машины наши взяли небольшой подъемчик и мы действительно выехали на большое открытое пространство. Это и была Самаха.
Мы не планировали далеко удаляться от Аргута и потому в основном шли вдоль него, не упуская из виду полку дороги, вьющуюся по склонам гор правого берега реки. Этот вид, конечно, уже не мог нас напугать, но после дневки и передвижения хоть и по плохим, но дорогам, энтузиазм покорения бездорожья как-то подутих.
Через какое-то время мы сделали попытку спуститься к реке, но крутизна спуска нам не понравилась и мы вернулись обратно на плоскость, решив двигаться к месту впадения в Аргут реки Коксу, полагая, что там есть и место для стоянки и, возможно, даже брод через Аргут. Собственно туда мы и добрались примерно минут через тридцать. Поначалу спуск вниз, к реке нам не очень понравился. Подумав, мы нагрузились всякими нужными и не очень вещами и отправились вниз по относительно неплохой, но крутой дороге. Где шагом, где перебежками добрались до самого низа и даже перебродили пешком небольшую протоку - видимо, один из рукавчиков реки КоксУ (которую не надо путать с рекой КОкса, что находится совсем в другом месте). Нам открылось широкое каменное основное русло реки, по которому она разливается весной. Сейчас же водой был наполнен лишь основной канал, да несколько гораздо более мелких рукавчиков. Немного подумав, решили, что машинам наверху делать нечего, а тут мы скорее всего найдем место для стоянки. Торопиться нам некуда, да и уголок этот вполне подходит для таких эстетов окружающей действительности, как мы. Пешком давно не ходили, да еще вверх. Потому подъем оказался для нас непростым. Но мы все-же добрались до машин и по очереди спустились вниз, пройдя ходом первый рукав и остановив машины перед основным руслом. Немного побродили, пофотографировали. Конечно, можно было найти местечко и тут, но уж больно много следов от предыдущих стоянок оставалось на камнях. Удивительно и неприятно. Удивительно - ведь сюда приедет далеко не каждый, это не Бугринская роща и даже не Караканский бор. Неприятно - ибо количество мусора немногим отличалось от количества в вышеуказанных местах. Неужели тут мусорят местные? Конечно, разлившаяся река весной утащит вниз по течению большинство мусора, но боюсь что не все …
Это и есть степь Самаха Не широка и не длинна Постоянно виден правый берег Аргута с вьющейся по нему тропкой Пришлось немножко по камням поскакать
Сначала сходили вниз пешком Дошли до первого из рукавов Коксу Место слияния Коксу и Аргута Своенравная Коксу
Вода хоть и невысока, но бурна Видна дорога к устью Карагема В думах о броде Просто ...
В общем думали-то мы немного … собрались на "посмотреть", прикинули траекторию движения (не все было прозрачно сразу) и - рванули на тот берег. Нам сегодня уже все по плечу ;) Как обычно, отсняли друг друга на переправе. Коксу оказалась немного своенравнее Джазатора - и глубина чуток побольше и существенно шире, и норов покруче. Во всяком случае, меня на самой середине струи даже немного "подвинуло". Но прошли, конечно, обе машины и прошли без потерь.


После брода поднялись на взгорок и проехали еще пару километров вдоль Аргута. Сначала наткнулись на какое-то зимовье, по виду не брошенное. Объехав его, углубились в заросли, немного поскакали по кочкам и, увидав впереди поднимающийся столбик серого дыма, решили повернуть обратно. Встречаться пусть и с мирными заготовщиками сена нам не хотелось. Вернувшись прямо к стрелке Аргута и Коксу, обнаружили уютное местечко в стороне от наезженной колеи. Судя по остаткам жизнедеятельности, стоянка тут тоже использовалась людьми неоднократно. Но в отличии от правого берега Коксу, тут мусору было поменьше.
Поставили машины, прибрались вокруг. Разобрали машины, придумали, что приготовить на ужин. Опять же потренировались в забрасывании разнообразных рыболовных снастей и опять же безрезультатно. В целом, устроили себе полуднёвку и полностью воспользовались этим для расслабления организмов и умов.
Видимо зимой местные все-таки переправляются здесь через Аргут Зимовье В алтайских деревнях часто встречаются такие коновязи Вадим отправился на рыбалку
Но Аргут оказался быстр и безрыбен Может быть глушить рыбу камнями? Передвижная электростанция А интернет когда будет?
Алтайская Русалочка Испытание лебедки Очаг Лагерь

30.08.08. Суббота. Дорога обратно или рыбалка для новичков.

Стоянка в устье реки Коксу - поселок Джазатор - озеро Караколь-Нур - стоянка на реке Джазатор.


Еще вчера решили, что за сегодняшний день наша забота - добраться до верховьев реки Джазатор, не стараясь особенно добраться до развилки Кош-Агач - Аргамджи - Джазатор. Параллельно движению (так как предполагаемое расстояние должно было составить всего около сотни километров) для удовлетворения моего рыболовного зуда предполагалось ловить рыбу во всех водоемах, которые попадаются на пути. В качестве примерной точки, где можно будет заночевать, назначили озеро Караколь-Нур, что находится слегка в стороне от дороги на Кош-Агач. К тому же на карте имелась прерывистая линия, ведущая до озера, и это придавало уверенности.
Двинулись мы в путь около девяти утра, что для отдыхающих как бы и нормально. Лагерь свернули быстро, после себя убрались. Буквально только выбравшись на дорогу, опять пересекли вброд Коксу, повторно запечатлев себя на фоне водной стихии. Степь пересекли также без задержек и, буквально за каких-то тридцать-сорок минут, добрались до моста через Аргут.

Далее дорога довела нас до поселка и первое, что мы сделали - отметились в погранотряде об отбытии. Отметка - это когда у тебя забирают все паспорта и отправляются куда-то вглубь пограничного строения, а перед тобой закрывают ворота. Отдают паспорта только минут через 15 и при этом на твоем пропуске ничего не добавляется. В общем - странная процедура. Пока ждали, набрали в пятилитровки воды из местного колодца. Вторым делом мы отправились в местный магазин прикупить минералки, кое-каких продуктов и несколько банок пива. Судя по пыли на минералке, можно было подумать, что она лежит в магазине не первый год, так как не пользуется спросом. А может быть просто общая запыленность атмосферы дает о себе знать.
Наконец, набрав воды и закупившись продуктами, мы прошли пограничный пост на выезде из Джазатора (нас опять куда-то записали) и отъехав метров на двести, я не выдержал и отправился в первую рыболовную разведку. Местечко было явно перспективное, но поймать я ничего не смог. То ли местная рыба привыкла к другой приманке, то ли я просто не умел ее ловить. Надо признать, что в рыбной ловле в горных быстрых реках я и правда являюсь новичком. Пожалуй, единственным позитивным опытом подобной ловли можно считать поимку одной рыбы в Чулышмане во время поездки в прошлом году.
Утомлять вас перечислением всех мест остановки и описанием всех попыток поймать хоть что-то, я безусловно не буду. Скажу лишь, что уже примерно к часу мне и самому надоели бесплодные попытки. Усугублялось это буквально издевательским обстоятельством, что во время перемещений между местами ловли мы заметили остановившийся на обочине рядом с рекой грузовик и шофера, ловившего рыбу буквально с подножки машины.
Ограничусь лишь некоторыми фотографиями и комментариями к ним, комментирующими нашу дорогу в верховья реки Джазатор, по направлению к цивилизации.
В поселке Джазатор много новостроек На площади возле погранотряда То ли администрация, то ли местная школа А осень вступала в свои права
Категория: blog |
22-12-2011, 15:04
Просмотров: 2270

Комментарии:

Оставить комментарий


Расстояния дорог Алтая
От:
До:
Через:
  • Акай Кине сообщил о переносе даты ритуала, посвященного "принцессе"
  • Бердников и Тулеев подписали важные соглашения об экономическом сотрудничестве
  • В Горно-Алтайске проходит III-й съезд медиков-травматологов
  • Автолюбители-экстремалы покорили нехоженые прителецкие горы
  • Американский климатолог призвал алтайцев готовиться к экстренным погодным изменениям
  • Глава Минтранса РФ высоко оценил работу правительства Горного Алтая по устранению последствий паводков
  • На совете старейшин не обсуждался вопрос о перезахоронении "алтайской принцессы"
  • На Алтае начнут развивать новое направление экотуризма
  • Кремль призвал алтайских политиков к взаимопониманию
  • Врио Республики Алтай Александр Бердников осмотрел важнейшие строящиеся объекты региона
  • Карта сайта ® 2011-2014
    При использовании материалов необходимо наличие прямой индексируемой ссылки на первоисточник